Маршрутки: накопилось так уж накопилось…

В ДУМЕ КРАСНОДАРА. Депутатские слушания, на которых рассматривался вопрос повышения цен на проезд частными перевозчиками, прошли бурно. Два с половиной часа задавались вопросы, искались ответы, высказывались предложения. И предъявлялись претензии. Это можно назвать одним словом — накопилось. Не только неожиданное подорожание проезда, неприятно удивившее горожан, но и грубость и хамство отдельных водителей, грязь в салонах, срыв расписания, отсутствие платежных терминалов — депутаты получают массу жалоб от краснодарцев и регулярно проводят «разбор полетов» по работе перевозчиков.

Однако на этот раз после детального обсуждения председатель Думы Вера Галушко подвела итог, с которым согласились абсолютно все: город правильно взял курс на развитие муниципального общественного транспорта. Со временем надо постепенно развивать КТТУ, чтобы оно могло составить конкуренцию частным перевозчикам: это обеспечит и прозрачность, о которой сейчас не приходится говорить, и соблюдение всех требований, и качество обслуживания.

В слушаниях приняли участие руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Олег Тихенький, начальник отдела оперативного контроля управления Федеральной налоговой службы по краю Евгений Щербаков, начальник отдела автотранспортного надзора межрегионального управления Госавтонадзора по краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Соболев, помощник прокурора Краснодара Анна Шишкова, начальник управления цен и тарифов администрации города Дмитрий Васильев. Провела депутатские слушания председатель комитета Думы по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды Людмила Головченко.

Обосновывал повышение стоимости проезда председатель Союза транспортников Кубани Иван Петров. Он согласился с председателем Думы в том, что предупредить о повышении и разъяснить краснодарцам, почему это происходит, надо было заранее, хотя закон в данном случае не нарушен: уведомление было отправлено в администрацию города за десять календарных дней. Другое дело, что это время пришлось на новогодние праздники. При работе на нерегулируемом тарифе перевозчики обязаны именно уведомлять администрацию о решении поднять цены.

Итак, повышение стоимости проезда было обосновано подорожанием автобусов, запасных частей, ГСМ, кредитной нагрузкой (новая техника приобретается только в кредит или лизинг). В сложившейся ситуации во многих городах-миллионниках стоимость проезда уже 30 рублей (Казань, Омск) или 32 — Самара, Екатеринбург. В Биробиджане — 39 рублей. Перевозчики в сложной финансовой ситуации, констатировал Иван Петров, нет возможности продолжать обновлять подвижной состав. Однако не заправляться и не перевозить краснодарцев нельзя.

На вопрос депутатов, почему цена поднимается одновременно у многих компаний (16 из 88), Иван Петров ответил, что это — «точка невозврата». В прошлом году, помимо влияния антиковидных мероприятий, был ряд дополнительных трат. Последний раз стоимость проезда повышалась полтора года назад.

Долгим был разговор о необходимости обязательного использования кассовых терминалов — в продолжение обсуждения этой темы на «круглом столе», прошедшем неделей ранее. Часть депутатов принимала активное участие и в том разговоре. Полнота сведений о денежных средствах может дать иную картину прибыли. В салонах уже появились информационные таблички о возможности оплаты безналом и организована работа групп самоконтроля. За прошедшее время все перевозчики поставили на налоговый учет свои кассовые аппараты.

Заместитель председателя Думы Зорик Садоян задал вопрос: защищая бизнес, как учитывает Союз транспортников интересы населения города? Ведь можно через переговоры снизить затраты для перевозчиков — к примеру на приобретение и обслуживание кассовых аппаратов — и тем самым не поднимать стоимость проезда.

Заместитель председателя Думы Александр Сафронов отметил появление сообщений от водителей о нарушении перевозчиками трудового законодательства.

Депутат Андрей Раззоренов задал вопрос о компенсационных выплатах от государства. Да, помощь за апрель — май была оказана. Без нее летом многие перевозчики не смогли бы выйти на маршруты.

Председатель комитета Думы по информационной политике и связям со средствами массовой информации Владимир Вербицкий пытался узнать размер заработной платы водителей, «белая» ли она, однако информация предоставлена не была: коммерческая тайна. В такой ситуации не может быть речи о финансовой поддержке предпринимателей. Гораздо эффективнее вкладываться в развитие КТТУ: все прозрачно, понятно и горожане ощущают эффект.

И. о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина рассказала о постепенном переходе на нерегулируемый тариф частных перевозчиков: в ситуации с необходимостью экономии городского бюджета это оптимальный вариант.

Кроме того, себестоимость проезда поднялась и на муниципальном городском транспорте: сейчас это примерно 33 рубля, отметил директор МУП КТТУ Александр Грачев. Вопрос о необходимости повышения цен в муниципальном транспорте будет рассматриваться в дальнейшем.

Людмила Головченко попросила дать пояснения депутатскому корпусу руководителя УФАС по краю Олега Тихенького — ранее служба вынесла перевозчикам предостережение.

— Мы рассматриваем вопрос на предмет сговора в части одновременного поднятия цен — ведь у каждого предприятия своя экономика. Мы запросили сведения у тех предприятий, которые уже подняли их либо высказали намерение это сделать. Ответ получим 29 января. Данные будут проанализированы. Выданное предостережение не говорит о том, что были допущены нарушения. Мы говорим о том, что, учитывая развитие ситуации, предупреждаем: это может быть нарушением. Создается впечатление, что это спланированная акция. При необходимости запросим сведения у налоговой, будем все сверять — проверка предстоит большая. С другой стороны, предприниматели не могут работать в убыток. Хотя при сравнении с ценами в городах-миллионниках не учтена ситуация в Ростове-на-Дону: там проезд по безналу — 23 рубля, за наличные — 26. Если будет выявлено нарушение, последует возбуждение дела.

— Важно, чтобы в сложившейся ситуации шла не только защита перевозчиков, но и учитывались интересы горожан. Чтобы жители Краснодара в итоге получили качественное обслуживание и комфортные условия в общественном транспорте, — подчеркнула Вера Галушко.

Как прокомментировала итоги слушаний Людмила Головченко, вопрос действительно злободневный:

— Когда мы вышли после новогодних каникул, на ряде маршрутов частные перевозчики повысили стоимость проезда на два рубля — с 28 до 30. В соответствии с 220-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2016 года, перевозчики, которые работают по нерегулируемому тарифу, утверждают тариф самостоятельно и только предупреждают об изменениях. Депутатский корпус считает, что в данном случае перевозчики провели недостаточную работу по извещению населения Краснодара о повышении тарифа. Если бы работа была проведена качественно — через СМИ, в транспортных средствах, через бегущую строку, соцсети — ими сегодня активно пользуется уже не только молодое поколение, но и среднее и старшее, — возможно, в городе не было бы такого ажиотажа. По результатам повышения тарифа антимонопольная служба Краснодарского края выдала предостережение перевозчикам, повысившим тариф одновременно. Обсуждение было бурным — в течение двух с половиной часов. Депутатами и присутствующими было высказано много предложений, которые можно использовать в дальнейшей работе. По итогам слушаний будет принята резолюция — она составит основу рабочей карты, необходимой для работы городской Думы и администрации в сфере общественного транспорта.

— Я соглашусь с мнением Веры Федоровны и предложением главы муниципального образования Евгения Алексеевича Первышова о том, что надо развивать муниципальное предприятие (КТТУ) и постепенно уходить от частных перевозчиков, — сказала в заключение Людмила Головченко.