С 28 до 30 рублей: почему подорожали маршрутки

Кубань сегодня (Краснодар), 29.01.2021
Людмила МЕЦЛЕР

В городской Думе Краснодара прошли депутатские слушания, посвященные повышению тарифа на проезд частными перевозчиками, а также качеству услуг, оказываемых коммерческими перевозчиками. В мероприятии приняли участие руководители структурных подразделений администрации города, члены Общественной палаты, представители прокуратуры города, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы.

Провела слушания председатель комитета городской Думы по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды Людмила Головченко. Открывая встречу, она напомнила, что в течение января цену за проезд в маршрутных автобусах с 28 до 30 рублей повысили семь коммерческих перевозчиков, которые обслуживают шестнадцать муниципальных маршрутов: ООО «Вымпел-М», ООО «Кайман», ООО «Кубань», ООО «Респект», ООО «Технотранс-Юг», ООО «Квартет», ООО «Управляющая автотранспортная компания города Краснодара».

Так, с 9 января проезд подорожал на маршрутах №51 и 58; с 10 января — на №31 и 44; с 14 января — на №60, 61 и 77; с 16 января — на №11, 34, 75; с 23 января — на №56; с 24 января — на №1, 28, 42 и 78; с 31 января — на № 23. Ранее, 10 декабря прошлого года, на два рубля увеличилась цена за проезд на автобусном маршруте №29 Центральный колхозный рынок — поселок Колосистый.

Об основных причинах повышения стоимости рассказал президент Ассоциации «Союз транспортников Кубани» Иван Петров. По его словам, в 2020 году коммерческие перевозчики понесли большие затраты из-за роста цен на горюче-смазочные (ГСМ): до 46,75 рубля подорожало дизельное топливо, а метан — вообще до 19,98 рубля, то есть более чем на 25 процентов. Увеличилась стоимость расходных материалов и запчастей для автобусов. Выросла цена на новые автобусы: за год их стоимость поднялась на 12 процентов.

— Это подталкивает перевозчиков к пересмотру цен. Запчасти коммерческому перевозчику в кредит никто не отгрузит. Если у вас просрочен платеж по запчастям или ГСМ, вам прекращают отгрузку. Если нет ГСМ или запчастей, автобус просто не выйдет на линию. Кто будет в этом виноват? Безусловно, перевозчик. Поэтому ему нужно на это найти средства,— сказал президент ассоциации.

Также, по его словам, в 2020 году перевозчикам пришлось понести дополнительные затраты на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, на оснащение транспортных средств тахографами на пригородных маршрутах. Кроме того, добавились расходы на санитарную обработку подвижного состава в условиях действия режима повышенной готовности.

— Почему вы не предупредили о повышении тарифа администрацию города, депутатский корпус, население города заблаговременно? — обратилась к Ивану Петрову председатель городской Думы Вера Галуш-ко. — Необходимо более грамотно подавать информацию и открыто предоставлять все расчеты тарифов для широкого обсуждения общественностью.

Президент Союза транспортников Кубани согласился с Верой Федоровной в том, что информировать власть и общественность о повышении тарифа, а также представлять документы, обосновывающие изменение стоимости, нужно было заранее. Например, через средства массовой информации.

Депутат Игорь Шибалкин поднял вопрос, касающийся отсутствия во многих маршрутках кассовых аппаратов.

— Считаю недопустимым наличие в транспортном средстве наклейки о перечислении денег за проезд на личную карту водителя или на номер телефона,— сказал депутат. — Неспособность перевозчиком должным образом организовать сбор средств приводит к убыткам, которые потом, получается, компенсируются за счет средств жителей. Иван Петров отметил, что перевозчики положительно относятся к применению контрольно-кассовой техники: — Организованы группы самоконтроля, состоящие из сотрудников компаний-перевозчиков и представителей отдела контроля Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара. Эти группы проверяют наличие кассовых аппаратов и их работоспособность в автобусах коммерческих перевозчиков, проводят так называемые контрольные закупки, выявляя непорядочных водителей. По сравнению с концом прошлого года у некоторых перевозчиков показатели по безналичной оплате увеличились в пять раз. Многие перевозчики положительно относятся к идее полностью отказаться от наличной оплаты.

Депутат городской Думы Игорь Азаров предложил перевозчикам в каждом маршрутном такси разместить объявление о том, что при отсутствии кассового аппарата пассажир, который хотел расплатиться картой, имеет право проехать бесплатно. — Когда я проводил мониторинг десятого января, я проехал на пятнадцати маршрутах — на восьми из них не смог расплатиться через онлайн-кассу. Из двух маршруток меня просто высадили, но в пяти провезли бесплатно.

Геннадий Уфимцев поинтересовался, почему заявили о повышении тарифа сразу семь перевозчиков:

— Это не похоже на сговор?

Иван Петров не согласился с мнением депутата.

А вот приглашенный на мероприятие руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краюОлегТихенький рассказал, что краснодарских перевозчиков, повышающих цену на проезд в общественном транспорте, действительно заподозрили в сговоре. Пять коммерческих компаний из семи получили предупреждения о том, что в их действиях могло быть нарушение.

— Мы запросили сведения у перевозчиков, которые уже подняли тариф или планируют его поднять. Информацию получим до 29 января текущего года. Данные будут проанализированы, и, если будет выявлено нарушение, последует возбуждение дела,— сказал он.

Заместитель председателя городской Думы Александр Сафронов спросил о регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах.

— Зарегистрированы все,— заверил Иван Петров.

— Будет ли повышаться стоимость проезда на пригородных маршрутах? — спросил депутат городской Думы Павел Попов. — И почему бы не продлить пригородные маршруты, чтобы краснодарцам было удобнее добираться до центра?

На первый вопрос президент Ассоциации «Союз транспортников Кубани» дать комментарий не смог. А на второй ответил так: — Ценообразование на пригородных маршрутах связано с километражом. Если мы продлим маршруты, то стоимость проезда увеличится. Это будет невыгодно тем пассажирам, кому не нужно ехать в центр.

Заместитель председателя городской Думы Зорик Садоян задал вопрос: защищая бизнес, как учитывает Союз транспортников Кубани интересы населения города? — Разве нельзя через переговоры снизить затраты для перевозчиков, к примеру на приобретение и обслуживание кассовых аппаратов, и благодаря этому не поднимать стоимость проезда?

Председатель комитета по информационной политике и связям со СМИ Владимир Вербицкий также выступил в защиту пассажиров.

— Вы не забывайте, что пассажирские перевозки — это сфера услуг,— обратился депутат к Ивану Петрову. — Я сейчас не вижу, что вы себя считаете участником отрасли, которая предоставляет услуги. Мы сейчас только слышим от вас, что вам нужно. Вы ни разу не сказали о пассажире.

Также Вербицкий пытался узнать размер заработной платы водителей, «белая» ли она, однако информация оказалось коммерческой тайной.

— Как можно в такой ситуации вести речь о финансовой поддержке предпринимателей? Считаю, гораздо эффективнее вкладываться в развитие Краснодарского трам-вайно-троллейбусного управления, где всё прозрачно и понятно,— сказал депутат. — Очень надеюсь, что транспортная стратегия города Краснодара будет реализована, частных перевозчиков станет меньше и городской транспорт будет составлять самую большую конкуренцию частным перевозчикам. Возможно, это заставит улучшать качество услуг.

Игорь Азаров добавил, что для удобства пассажиров частным перевозчикам не мешало бы передавать информацию о передвижении маршруток в сервис «Яндекс. Транспорт». — С его помощью пассажиры смогут отслеживать автобусы на карте города в онлайн-режиме,— сказал депутат.

Председатель городской Думы Вера Галушко согласилась: Союз транспортников Кубани должен отстаивать интересы не только бизнеса, но и пассажиров, предоставляя им качественные услуги.

— В городскую Думу и администрацию города поступает очень много жалоб жителей города на повышение тарифа. Но больше всего жалоб — на некачественное обслуживание населения перевозчиками. Краснодарцы жалуются на недостаточное количество транспорта в часы пик, грязь в салонах и хамство водителей, на невыносимую духоту летом... Получается, коммерческие перевозчики думают только о своей выгоде и ничего не хотят делать для пассажиров,— отметила Вера Галушко. — Считаю, нужно развивать наше муниципальное предприятие — Краснодарское трамвайно-троллей-бусное управление, чтобы оно могло составить конкуренцию честным перевозчикам. Это обеспечит прозрачность, о которой сейчас не приходится говорить, и, главное, качество обслуживания.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Людмила Головченко, председатель комитета городской Думы по промышленности, транспорту, связи и охране окружающей среды: — Вопрос, который был на повестке,— повышение нерегулируемого тарифа коммерческими перевозчиками с 28 до 30 рублей. Отмечу, что понятие «маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам» введено Федеральным законом №220, который вступил в силу с 1 января 2016 года. То есть перевозчик самостоятельно рассчитываеттариф, при этом несет все затраты на содержание автопарка, зарплату водителей, закупку ГСМ и прочее.

Представитель Ассоциации «Союз транспортников Кубани» прокомментировал повышение тарифа, однако не смог объяснить, почему перевозчики не поставили об этом в известность жителей города, для которых это стало неприятным сюрпризом. Мы считаем, что в данном случае перевозчики провели недостаточную работу по извещению населения Краснодара о повышении тарифа. Если бы работа была качественно проведена — через СМИ, через бегущую строку в транспортных средствах, социальные сети (ими сегодня активно пользуется уже не только молодое поколение, но и старшее), возможно, в городе не было бы такого ажиотажа. Обсуждение было бурным — в течение двух с половиной часов. Депутатами и присутствующими было высказано много предложений, которые можно использовать в дальнейшей работе. По итогам слушаний будет принята резолюция — она составит основу рабочей карты, необходимой для работы городской Думы и администрации в сфере общественного транспорта.

Я соглашусь с мнением Веры Федоровны и предложением главы муниципального образования Евгения Алексеевича о том, что надо развивать муниципальное предприятие — КТТУ — и постепенно уходить от частных перевозчиков.