Олег Тихенький: «На Кубани снижается количество «аукционных» нарушений»

Краснодар, 7 августа – Юг Times, Алла Михеенко. В Краснодарском крае планируют утвердить новый Стандарт развития конкуренции.

Руководитель УФАС по Краснодарскому краю рассказал о резонансных антимонопольных делах, новом Стандарте развития конкуренции, завязанном на выполнении отраслевых программ, типичных нарушениях при проведении торгов и действии новой статьи об уголовной ответственности за создание картелей.

Олег Тихенький, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.

Стратегическая задача каждого региона - поддержать конкурентную среду и создать комфортные условия для всех игроков рынка. С изменением ряда законов уменьшилось количество нарушений, а процедура госзакупок стала более объективной и прозрачной. Добавить эффективности борьбе против недобросовестной конкуренции призван усиленный контроль за проведением торгов, связанных с выполнением национальных проектов.

 

МЕРЫ НЕБЕЗУСПЕШНЫ

— Олег Леонидович, как вы оцениваете уровень развития конкуренции в Краснодарском крае?

— Краснодарский край занимает одну из лидирующих позиций в стране по уровню развития конкуренции. Это связано как с объективными причинами - большим количеством населения, хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона, так и с теми мерами, которые принимаются администрацией края и органами исполнительной власти.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился ввести представителей антимонопольных органов в проектные комитеты, работающие в рамках исполнения национальных проектов. Все вопросы, связанные с выполнением майских указов президента, взяты под особый контроль представителями антимонопольных органов. Ведь в экономику вливаются большие финансовые ресурсы, и очень важно, чтобы освоение этих средств, будь то благоустройство территорий, строительство новых детских садов, школ или другое, происходило на конкурентной основе. Иначе мы увидим увеличение стоимости проектов, злоупотребление правами хозяйствующих субъектов, которые могут отрицательно повлиять в целом на экономику России.

В этой связи в краснодарском Управлении ФАС одним из приоритетных направлений деятельности является контроль за теми торгами, которые связаны с реализацией майских указов президента. Если есть нарушения, мы сообщаем о них в центральный аппарат.

Значительных отступлений от норм пока в регионе не выявлено и, надеюсь, не будет, потому что внимание как со стороны федеральных, так и краевых структур очень пристальное.

— Важной частью в работе Управления ФАС по КК является контроль за соблюдением законности в ходе торгов. Какие нарушения в этой сфере наиболее часто выявляются антимонопольной службой?

— Торгов, ход которых мы отслеживаем, очень много. Крупные закупки с большим вливанием средств проходят по 44-му Федеральному закону. Необходимо отметить, что в этом году произошло существенное изменение закона, особенно в отрасли капитального ремонта и «нового» строительства. В частности упрощена процедура аукциона. Обеспечена возможность доступа к торгам практически всех хозсубъектов на первой стадии и сокращено до 4 часов время на переход ко второму этапу аукциона. Законодательство было слишком сложным как для заказчиков в лице органов власти, так и для участников торгов: много форм закупок, большие сроки, трудное планирование, дублирование документов. Правительство РФ пошло на упрощение, и, как следствие, мы видим снижение количества нарушений. Думаю, эта тенденция продолжится.

Сейчас антимонопольщики уповают на изменение законодательной базы и под 223-ФЗ «Закупки отдельными видами юридических лиц, госкомпаниями». Закон написан так, что заказчикам предоставлено очень много прав, у них широкие возможности для лавирования, установления каких-то сложных требований, которые не всегда могут выполнить предприниматели и хозсубъекты. И, конечно, имеют место нарушения. Надеемся, закон изменится и торги станут более прозрачными. Следующее направление торгов - это реализация либо передача в аренду движимого или недвижимого имущества органами местного самоуправления, госорганами. Здесь также наметилась тенденция к снижению нарушений. А те, что существуют, в основном являются следствием технических ошибок.

Необходимо отметить, что утвержденный указом президента РФ Национальный план развития конкуренции поставил задачу снижения нарушений в этом направлении к 2021 году. Все шаги, которые предпринимались органами местного самоуправления и администрацией края, контролирующими организациями, сегодня уже привели к снижению количества нарушений.

 

СГОВОРОВ НЕ ДОПУСТЯТ

— Как идет борьба с картелями в Краснодарском крае? Есть ли примеры реальных сроков по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»)?

— Сложный вопрос, который затрагивает практически все отрасли экономики. Не зря тема борьбы с картелями была поднята на встрече президента РФ и руководителя ФАС 29 июня. Тема актуальна, конечно, и для нас. Нами еще не возбуждались уголовные дела по данному направлению.

Отмечу, что Краснодарское УФАС работает в тесном контакте с правоохранительными органами, прокуратурой, ОБЭП на пресечение действий недобросовестных хозсубъектов. Дело одного из крупных картелей с участием трех компаний, зарегистрированных в нашем регионе, рассматривалось Ростовским управлением антимонопольной службы. Оно было на контроле центрального аппарата.

В мае наши коллеги признали ГУП КК «Кубаньфармация», ООО «Фармсервис», ООО «Фармцентр» и ООО «Севастопольфармация» (Крым) нарушившими пункт 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О конкуренции» в части заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на поддержание цен на торгах в рамках электронных аукционов. Обычно компании делают все, чтобы поддерживать цену на торгах или совершить минимальное снижение, распределяя, кто из них будет победителем. Потом каким-то образом компенсируют «убытки» друг другу через банковские счета либо иным способом, например, уступая другие торги. Все это противоречит действующему законодательству, кроме того, такие компании могут попасть под новую статью 178 Уголовного кодекса РФ. Если в целом говорить о России, возбуждено около 15 уголовных дел по данной статье. Практика только начала формироваться. Некоторые дела уже завершены и люди получили реальные сроки за нарушение антимонопольного законодательства. Надеемся, количество таких нарушений, о которых я говорил, в регионе будет снижаться в связи с активизацией работы как со стороны УФАС, так и правоохранительных органов. И наша экономика будет работать без воздействия картельных сговоров.

— В каких отраслях наиболее часто удается выявлять картельные сговоры?

— В первом полугодии было возбуждено 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства по п. 2 части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Это картели между хозсубъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению либо поддержанию цен на торгах.

Сговоры наиболее часто происходят в сфере медицины, дорожного хозяйства, строительства. Способов обойти справедливую борьбу и закон выдумывается масса. Мы анализируем информацию за три года. Работаем по большей части по поступавшим заявлениям либо по информации правоохранительных органов. Количество специалистов, занятых этой работой, небольшое. Говорить о динамике некорректно, но мы предполагаем, что в связи с ужесточением контроля количество сговоров на торгах будет снижаться.

— Есть ли примеры наступившей ответственности картелей? Каковы суммы штрафов? Встает ли на вашу сторону Фемида?

— За истекший период в арбитражных судах рассмотрен ряд дел по принятым управлением решениями по делам о картелях, а также вынесены постановления о привлечении к административной ответственности. За нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О конкуренции» предусмотрены серьезные штрафы. Так, по делам были вынесены постановления о взыскании штрафов от 648 тысяч рублей до более 8 миллионов рублей. Все решения краснодарского управления в части нарушения законодательства по картелям признаны судами законными и обоснованными. Это говорит о том, что мы очень тщательно подходим к подготовке рассмотрения указанных дел.

Отмечу, что работа по борьбе с картелями набирает обороты. В Краснодарском УФАС выделены дополнительные ставки в соответствующем подразделении. Поэтому хозсубъектам стоит насторожиться и прекратить заниматься противоправной деятельностью.

Напомню, если сумма нарушений превышает 30 миллионов рублей, то возможно и уголовное преследование руководителей этих организаций. Как правило, все дела проходят три инстанции арбитражного обжалования. В случае подтверждения решения антимонопольного органа уже соответствующие документы направляются в правоохранительные органы для решения о возбуждении уголовного дела при наличии состава в полном объеме.

 

БИЗНЕС И МОНОПОЛИИ

— Как вы оцениваете развитие конкурентной среды в малом и среднем бизнесе Краснодарского края? Снижает ли власть административные барьеры?

— Уровень конкуренции в МСП очень высокий, в том числе и из-за большого количества туристов. Есть спрос, рядом рынок сбыта. Конкуренция всегда рождает положительные эффекты. Для граждан это качественный товар по низкой цене. Для экономики региона - развитие за счет того, что хозсубъекты применяют новые технологии, чтобы снижать издержки и повышать производительность труда. Очень много внимания повышению производительности труда в регионе уделяют администрация края, министерство экономики. В совокупности действия как органов власти, так и предпринимателей ведут к тому, чтобы инвестиционный климат повышался, увеличивалось количество хозсубъектов, а жители получали от этого выгоду. 

— Одной из задач по развитию конкуренции является увеличение доли субъектов МСП, вовлеченных в бизнес-процессы госкомпаний и естественных монополий. Как этот процесс идет в Краснодарском крае, на ваш взгляд? 

— Сегодня 223-ФЗ, регулирующий эти процессы, изменяется в части увеличения количества хозсубъектов, которые принимают участие в торгах естественных монополий. Как итог, мы видим, что такие торги для представителей МСП стали доступнее. Но пока прописано недостаточно механизмов, которые позволили бы в полной мере обеспечить свободу. Сейчас это одна из приоритетных задач ФАС - открыть возможности для более массового доступа предпринимателей к закупкам естественных монополий.

— Насколько велика доля естественных монополий в экономике региона?

— В середине июля губернатором проводилось совещание, касающееся вопросов инвестиционного климата в регионе. Там озвучивались основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес. В первую очередь это сложности в работе с естественными монополиями. Зачастую сумма, которую необходимо заплатить за подключение к электрическим сетям, неподъемна даже для крупного инвестора.

В связи с этим у нас пройдут публичные слушания, а также состоится подведение результатов правоприменительной практики Краснодарского УФАС России за первое полугодие. Основной темой обсуждения станут меры, принимаемые к субъектам естественных монополий за нарушение правил технологического подключения к электрическим и тепловым сетям, будет освещаться и судебная практика по данному вопросу.

Отмечу, по данной проблеме очень много заявлений поступает к нам и от простых граждан, и от крупных компаний, и от индивидуальных предпринимателей.

 

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

— Как вы оцениваете реализацию на Кубани мероприятий отраслевых программ развития конкуренции?

— Правительство России приняло 17 отраслевых программ по развитию конкуренции, и каждый губернатор подписал распоряжение о развитии конкуренции в регионе. Это нужно для повышения эффективности экономики, производительности труда, снижения цен и многого другого.

В Краснодарском крае выделено 38 «рынков». И уже по 33 из них ключевые показатели выполнены. Осталось еще пять, касающихся сферы образовательных услуг, которые должны быть реализованы в течение следующего года и оставшихся пяти месяцев текущего. Губернатором Кубани подготовлен перечень ключевых показателей развития конкуренции. Мы ожидаем их утверждения в сентябре-октябре. А выполнены они должны быть к 1 января 2022 года.

К слову, в августе ключевые показатели нового Стандарта будут обсуждаться с представителями центрального аппарата.

ФАС России оказывает содействие, помощь субъектам в разработке и утверждении этого документа и в последующем осуществляет контроль, обобщает информацию и направляет в правительство, чтобы оно могло дать оценку деятельности каждого региона.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОСТАТОЧНО

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее резонансных делах, рассмотренных региональным УФАС в последнее время.

— В этом году у нас было дело, связанное с Новороссийским морским торговым портом. Компания своим положением установила препятствия для работы в порту буксировщиков компании «Роснефть». Мы признали, что, утвердив такой документ, порт ограничивает конкуренцию. Привлекли общество к административной ответственности, и арбитражные суды подтвердили законность нашего решения.

Кроме того, законодательство с внесением изменений в 135-ФЗ утратило направленность на возбуждение дел сразу. Мы сейчас в большей степени стали предупредительным органом, то есть по целому ряду нарушений обязаны сначала выдать предупреждение о прекращении противоправной деятельности. И если хозсубъект исполняет предписание, дело не возбуждается.

Не так давно выдали предупреждение аэропорту Краснодар за попытку препятствования деятельности ИП. Сегодня аэропорт выполнил предупреждение, прекратил нарушение, и, естественно, к антимонопольной ответственности он привлечен не будет. Безусловно, это хорошая новелла закона, которая позволяет быстро устранять нарушения законодательства.

В целом мы ведем ряд дел по противодействию картелям, в основном связанных со строительством. Это серьезный сигнал о том, что необходимо менять отношение к законодательству и выполнять требования. В противном случае штрафы могут привести к остановке деятельности компаний, а руководители - понести уголовную ответственность.