Добросовестный отбор

Олег Тихенький о том, как формируется «чёрный» список поставщиков

В 2020 году УФАС по Краснодарскому краю рассмотрело 737 материалов о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ, по результатам проверки в этот список были внесены 244 организации. Какие факторы учитывают кубанские антимонопольщики при принятии такого решения и почему количество жалоб на организацию госзакупок за последнее время сократилось с 4 тыс. до 2,5 тыс., рассказывает глава краевого управления ФАС Олег Тихенький.

Экономика Региона: Одна из задач антимонопольных органов - повышение уровня конкуренции в стране. Как развивается конкуренция в Краснодарском крае и что необходимо сделать для ее повышения?

Олег Тихенький: По уровню конкуренции Краснодарский край входит в десятку лучших регионов в России. Тому есть причины: прежде всего это большое количество населения и, соответственно, значительное число предпринимателей. Посудите сами, в России есть такие субъекты, где жителей меньше, чем в одном Краснодаре. Кубань имеет развитую экономику, а где развита экономика, при нормальных рыночных отношениях уровень конкуренции повышается. Конечно, это возможно только в том случае, когда государство чрезмерно не вмешивается в процесс.

Именно поэтому ФАС выступает инициатором реорганизации ГУПов и МУПов. Безусловно, мы не имеем в виду их полную ликвидацию, там, где не может работать частный бизнес, конечно, государство должно присутствовать. Например, в том случае, когда в отдаленном населенном пункте необходимо содержать водопровод, который частник никогда не возьмет себе на баланс. А там, где бизнес достаточно развит, государству делать нечего - это четкая позиция антимонопольной службы. В 2025 году ГУПы и МУПы должны уйти с рынков и не мешать предпринимателям работать. Это одна из мер поддержки малого бизнеса. Нам не надо изобретать велосипед, он изобретен до нас. Без малого бизнеса не сможет выжить ни одна страна.

Кубань имеет развитую экономику, а где развита экономика, при нормальных рыночных отношениях уровень конкуренции повышается. Конечно, это возможно только в том случае, когда государство чрезмерно не вмешивается в процесс.

В пример приведу пассажирские перевозки в Краснодаре. Сразу оговорюсь, что я не имею в виду трамвайную сеть, это естественная монополия, где государство должно присутствовать. Я говорю о пассажирских перевозках в автобусах и маршрутках. У государства, у муниципальных органов власти достаточно рычагов, чтобы обеспечивать контроль за работой частников,- есть ГИБДД, есть заказчик в лице муниципалитета. Однако у нас до сих пор работает муниципальное предприятие, которому дают деньги из бюджета на приобретение новых автобусов. Этим самым муниципальный перевозчик уже получил конкурентное преимущество перед предпринимателем, который берет транспортное средство в кредит или лизинг. Это один из примеров того, как государство работает в качестве предпринимателя. Оно должно заниматься только регулированием и контролем.

И еще один момент: ГУПы и МУПы отчитываются только перед своим учредителем и больше ни перед кем, в то время как акционерные общества готовят обязательные ежегодные отчеты. МУПы - пережиток переходного периода от социализма к капитализму. Если есть необходимость, можно создать акционерное общество с государственным участием, но в этом случае уже не так просто перечислить средства из бюджета на нужды предприятия, эти действия носят публичный характер.

ЭР: Недавно представители МУП КТТУ заявили о намерениях поднять цены на проезд вслед за частными перевозчиками. Как к этому относится УФАС?

О. Т.: У меня недавно был руководитель КТТУ, он говорил об этом. Я ему свою позицию высказал: да, закон позволяет это делать, но я попрошу ФАС России, чтобы была проведена полная оценка экономической составляющей повышения стоимости проезда. Почему? У наших граждан зарплаты ведь не повысились, может быть, у муниципалитета есть другие возможности, чтобы в такой экономической ситуации защитить жителей Краснодара, как это делается в соседней Ростовской области и Ставропольском крае.

ЭР: Сегодня в России отмечается рост цен на отдельные продовольственные товары, значительно превышающий среднюю инфляцию. Речь идет, например, о сахаре, растительном масле, яйцах. УФАС края проводило какие-то проверки производителей по этому поводу? И может ли здесь существовать сговор?

О. Т.: Служба следит за ситуацией на рынке. В случаях необоснованного установления цен будут приняты меры антимонопольного реагирования. В настоящий момент Краснодарское УФАС России провело проверку в отношении «Агрокомплекса им. Ткачева», смотрели, насколько обоснованно было повышение цен на куриное яйцо. Со своей стороны нарушений мы не нашли.

В 2020 году нами рассмотрено 737 материалов о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков, мы внесли в этот список 244 организации.

Для обращений по вопросам роста розничных цен на социально значимые продукты в магазинах сетевой торговли открыта горячая линия, на нашем сайте есть соответствующая ссылка (https://fas.gov.ru/surveys/9). Граждане и хозяйствующие субъекты могут сообщать информацию о фактах завышения розничных цен на продукты питания. Однако отмечу, что вмешательство ФАС России в ценообразование на продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием нарушений антимонопольного законодательства. В иных случаях информация об обнаруженных нарушениях передается в правоохранительные органы.

ЭР: Насколько много сегодня поступает жалоб от предпринимателей на нарушения при проведении госзакупок?

О. Т.: В Краснодарском крае я работаю уже три года, за это время количество жалоб по госзакупкам в рамках 44-ФЗ значительно снизилось. Было более 4 тысяч в год, а в прошлом году - 2,5 тысячи. Раньше некоторые компании применяли такую практику: даже не собираясь принимать участие в торгах, они просто подавали жалобы. Среди них были юридические организации, которые преследовали единственную цель - получить подряд на подготовку аукционной документации: «наймите нас, и мы все документы подготовим правильно». Другие компании занимались откровенным шантажом: «мы отзовем жалобу, только перечислите нам деньги на счет». Несколько уголовных дел по таким фактам было заведено на Кубани. Одного из профессиональных жалобщиков арестовали в аэропорту при передаче взятки.

Чтобы пресечь это, я внедрил такую практику: если жалоба подана, отозвать ее нельзя. В законе предусмотрена такая возможность, но из-за большого количества дел, поступающих в управление, ей не пользовались. Своим сотрудникам я объяснил, что сразу будет тяжело, но потом станет легче. Благодаря этой мере, а также изменениям в законодательстве, которые упростили подачу заявок от предпринимателей, количество жалоб сократилось на 1,5 тысячи.

Мы стараемся лояльно подходить к бизнесу, понимая, какие последствия несет для него включение в РНП. Даже когда заказчики указывают, что тот или иной предприниматель сорвал какую-то поставку, мы изучаем, как он работал до этого момента.

ЭР: Благодаря изменениям в антимонопольном законодательстве теперь первая часть заявки значительно упрощена. По сути, сделан практически автоматический допуск к торгам. Как это нововведение сказалось на заказчиках и бизнесе?

О. Т.: Действительно, раньше некоторые заказчики создавали хитрые головоломки в техническом задании к торгам. Решение этих ребусов отдавали своим предпринимателям, которые создавали видимость борьбы в аукционах. Остальные эту головоломку не успевали решить. Сейчас все намного проще. Хотя порой это нововведение приносит сложности заказчикам. Например, заявку могут подать компании, находящиеся в предбанкротном состоянии. Еще одна сторона этих изменений - увеличение реестра недобросовестных поставщиков (РНП).

ЭР: Насколько пополнился РНП в прошлом году и какое влияние на это оказала пандемия коронавируса?

О. Т.: На мой взгляд, пандемия здесь не сыграла настолько значительной роли, как автоматический допуск к торгам. В 2020 году нами рассмотрено 737 материалов о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков, мы внесли в этот список 244 организации.

В частности, поступило 382 заявления в связи с уклонением предпринимателей от заключения контрактов. После их рассмотрения мы включили в РНП 73 компании. Бизнес участвует в торгах, сбрасывает цену и не заключает договоры. Почему? Может быть, приходит понимание, что за такие деньги выполнить контракт невозможно? В других случаях на это решение оказала влияние пандемия. Мы посчитали, что более 300 компаний не нужно включать в реестр, в том числе и по последней причине.

Кроме того, в прошлом году поступили 354 жалобы на расторжение контрактов, лишь 50% обращений мы посчитали обоснованными. В своей работе мы оцениваем действия как заказчика, так и подрядчика. Бывает так, что изначально проектно-сметная документация полностью не соответствует необходимому объему работ на объекте, что сказывается на их стоимости. В каких-то случаях компания не рассчитала свои силы и не смогла выполнить условия контракта. Иногда заказчикам не нравятся те, кто победил в торгах. Бывает, предприниматели жалуются: мы выиграли конкурс, а нам звонят и говорят: «Вы зачем сюда пришли, у нас есть свой поставщик». В этом случае мы советуем сразу обращаться в прокуратуру.

ЭР: А какие еще факторы могут повлиять на ваше решение не включать организацию в реестр?

О. Т.: Мы стараемся лояльно подходить к бизнесу, понимая, какие последствия несет для него включение в РНП. Даже когда заказчики указывают, что тот или иной предприниматель сорвал какую-то поставку, мы изучаем, как он работал до этого момента. Да, есть конкретные случаи нарушений, такое бывает, но нужно изучить историю компании по выполнению госконтрактов. Если у него ранее не было замечаний, почему сейчас к нему появились вопросы?

Плюс к этому в прошлом году свое влияние оказала пандемия коронавируса. Конечно, правительство РФ разработало нормативные акты, которые позволяли заказчикам продлять сроки выполнения работ. И мы, рассматривая заявления о включении компании в РНП, это тоже учитывали.

ЭР: А как часто на Кубани заказчики государственных закупок проявляют корыстный интерес при организации торгов?

О. Т.: Подтвердить корыстный умысел может суд, а выявить - следственные органы. Мы, если видим нарушения при рассмотрении жалобы, направляем данные материалы в УВД края. В конце марта на совещании в администрации края губернатор Вениамин Кондратьев попросил привести конкретные примеры злоупотреблений со стороны органов власти при проведении госзакупок. В результате заседание координационного совещания с представителями правоохранительных и контролирующих органов было отложено. В частности, я привел пример, когда сотрудник управления образования Щербиновского района по поручению заместителя главы муниципалитета разослала по WhatsApp руководителям учебных заведений требование заключить договоры с охранной фирмой ОП «Вымпел». Если охрану учреждений уже осуществляли другие организации, контракт с ними нужно было расторгнуть. Безусловно, это нарушение антимонопольного законодательства. Заместитель главы Щербиновского района оштрафована и, насколько я знаю, снята с должности.

В прошлом году мы вынесли 88 постановлений в сфере энергетики на общую сумму в 44 млн руб., 81 постановление вынесено по газу на 31 млн руб.

Другой пример, при организации торгов по благоустройству территории, прилегающей к дому культуры в Темижбекском поселении Кавказского района, заказчик включил в документацию неправомерные требования. Из-за этого 13 из 14 поданных заявок были отклонены. Администрация поселения была намерена заключить контракт по максимальной цене, которая составляла около 9,5 млн руб. После нашего вмешательства все участники были допущены к торгам, победитель предложил цену на 2 млн руб. меньше максимальной. Подобная ситуация складывалась в Абинском районе, где благодаря нам стоимость работ по благоустройству была снижена на 3 млн руб., в Крымском, Курганинском, Отрадненском, Староминском, Приморско-Ахтарском, Мостовском, Тбилисском районах. Всего было выявлено 22 нарушения при организации отбора участников аукционов.

ЭР: Можно ли это объяснить в том числе низким уровнем подготовки специалистов, осуществляющих торги в муниципалитетах?

О. Т.: Такой фактор тоже возможен, в муниципалитетах есть текучка кадров, которая обусловлена невысокими заработными платами специалистов. Кроме того, необходимо организовывать их обучение. Пару лет назад администрация края разработала общую документацию по госзакупкам, по которой мы высказали свои соображения. Она подходит для организации любых торгов. Мы вместе с министерством экономики и департаментом госзакупок края провели кустовые совещания во всех муниципалитетах. Мы говорили служащим: возьмите эту документацию и на ее основании организуйте закупки. Часть муниципалитетов пошла именно по такому пути, другая «доработала» документацию. Для чего? Вставили в нее несколько своих блоков, которые в результате вводят потенциальных участников торгов в заблуждение.

ЭР: Как часто выявляются картельные сговоры при закупках на Кубани? Каким образом можно противостоять картелям в таких сферах, как поставка лекарственных средств?

О. Т.: Уже и президент России признал, что картели - одна из серьезных угроз экономике страны. При этом не всегда в картельных сговорах участвуют чиновники. Особенно в тех случаях, когда закупается специфическое оборудование, например медицинское. В 2020 году нами было вынесено 10 решений по картельным сговорам. Однако лишь один из этих госконтрактов был на сумму 50 млн руб. - это порог, за которым начинается уголовная ответственность для организаторов картелей. Вскоре дело будет передано в суд, поэтому пока я не могу разглашать подробности. Скажу только, что сговор был выявлен при поставке расходных материалов для медоборудования.

Отмечу, что к нам далеко не всегда обращаются с жалобами по поводу картельных сговоров. Однако правоохранительные и контролирующие органы, в том числе и мы, можем отреагировать на нарушение закона и после выполнения таких контрактов. В нашем арсенале есть специально разработанное программное обеспечение, с помощью которого наши специалисты выявляют картели.

Кроме того, к нам часто поступают заявления от обиженных сотрудников картелей. Человек работал в компании, но по каким-то причинам его уволили, как он считает несправедливо. Такие люди знают всю подноготную организации сговоров.

ЭР: Вы также осуществляете контроль за ресурсо-снабжающими организациями, которые далеко не всегда соблюдают закон при подключении потребителей к сетям. Много таких дел на Кубани?

О. Т.: Да, много. Наш регион один из лидеров по количеству таких дел в стране. У наших соседей, например, проблема не стоит так остро. Думаю, это вызвано тем, что в крае активно развивается строительная отрасль, а в Краснодаре быстро увеличивается население. В прошлом году к нам поступило более 500 заявлений от жителей и юридических лиц в связи с невозможностью или с несвоевременностью подключения к сетям. Часто даже сам факт поступления жалобы в УФАС стимулирует ресурсо­снабжающие организации решать вопрос в пользу потребителя еще до начала рассмотрения обращения. Тем не менее, в прошлом году мы вынесли 88 постановлений в сфере энергетики на общую сумму в 44 млн руб., 81 постановление вынесено по газу на 31 млн руб. Что касается подключения к сетям водоснабжения, то нарушения здесь встречаются очень редко, это единичные случаи, в 2020 году было вынесено всего пять постановлений на 1,5 млн руб.

Раньше некоторые компании применяли такую практику: даже не собираясь принимать участие в торгах, они просто подавали жалобы. Среди них были юридические организации, которые преследовали единственную цель - получить подряд на подготовку аукционной документации: «наймите нас, и мы все документы подготовим правильно».

ЭР: А застройщики к вам обращаются в связи с отказами ресурсоснабжающих организаций подключать многоквартирные дома к сетям?

О. Т.: Нарушения иногда бывают. В прошлом году был случай отказа в подключении многоквартирного дома в микрорайоне Гидростроителей к электрическим сетям. Ресурсоснабжающая организация мотивировала свое решение тем, что у нее отсутствовали лимиты, при этом при получении застройщиком разрешения на строительство необходимые лимиты были. Если раньше в случае поступления такого заявления мы сразу возбуждали административное дело, то сегодня для начала выдаем предупреждение с установленным сроком его исполнения. Дело возбуждается только в том случае, если нарушения не устранены. В этом конкретном случае компания подключила дом к электросетям в установленный срок.

ЭР: Недавно вы справили новоселье в здании по ул. Старокубанской. Чем был обусловлен переезд из центра Краснодара и как вы обживаетесь на новом месте?

О. Т.: Мы раньше располагались по ул. Коммунаров, но это было не наше здание, управление на безвозмездной основе арендовало его у налоговой инспекции. Тогда все наши службы размещались на площади в 330 кв. м. А у нас работают около пятидесяти сотрудников. В новом здании четыре этажа и очень просторно, есть даже актовый зал. Правда, ремонт мы еще не успели полностью завершить, также предстоит сделать систему видеонаблюдения.

ЭР: Управление ФАС по краю ведь тоже осуществляет закупки по 44-ФЗ, в том числе и при проведении ремонта. А кто же тогда контролирует вас?

О. Т.: Центральный аппарат ФАС. В октябре жду комплексную проверку, его специалисты будут на месте проверять, куда мы потратили деньги. У нас очень строго с этим. А, например, Федеральное казначейство, которому переданы функции Росфиннадзора, контролирует центральный аппарат ФАС России.

Беседовал Андрей Ульченко