Критерии, при которых неисполнение договора в установленные сроки может быть признано законным в связи с обстоятельством непреодолимой силы (сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19)

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю проведен брифинг начальника отдела контроля органов власти Оксаны Сиргуниной на тему: «Критерии, при которых неисполнение договора в установленные сроки может быть признано законным в связи с обстоятельством непреодолимой силы (сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением COVID-19)».

Принятие ограничительных мер в связи с пандемией отражается на исполнении обязательств сторонами самых разных договоров. Если исполнитель-гражданин оказался под воздействием карантина или иных запретительных мер возможны задержки в доставке товаров и срывы исполнения личных обязательств.

В ходе проведения брифинга Оксана Сиргунина рассказала, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация. Таким образом, осуществление обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела.

Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации от 21.04.2020г нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 и от 02.04.2020 г. № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введённые в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности).

Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.

С учётом изложенного, при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ), установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. не является основанием для переноса срока исполнения обязательства.