3 апреля 2019 года прошел брифинг на тему: «О ситуации по пресечению Краснодарским УФАС России действий единственного поставщика газа на территории Краснодарского края – АО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по прекращению поставок газа предприятиям Кубани

Сфера деятельности: Электроэнергетика

3 апреля 2019 года в 14:30 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю прошел брифинг руководителя Краснодарского УФАС России Олега Тихенького и врио заместителя руководителя Краснодарского УФАС России  Екатерины Войченко на тему: «О ситуации по пресечению Краснодарским УФАС России действий единственного поставщика газа на территории Краснодарского края – АО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по прекращению поставок газа предприятиям Кубани в связи с нарушениями в работе узлов учета газа». 

В ходе брифинга Екатериной Войченко сообщено о проблемных вопросах, также обсудили сложившуюся судебную практику по данному вопросу.   

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на территории Краснодарского края является единственным поставщиком природного газа.

В настоящее время на территории Краснодарского края складывается негативная ситуация, связанная с прекращением ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» поставок газа предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса  Кубани, в том числе, реализующих инвестиционные проекты, в связи с выявленными нарушениями в работе узлов учета газа, установленных на объектах.

Так, Поставщиком газа с 2018 года избрана недобросовестная модель поведения. Работники метрологической службы ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» «выходят» на проверку установленных и действующих узлов учета газа на предприятие (крупные заводы, фирмы, санатории), где установлено газовое оборудование с большим объемом потребления газа, составляют акт, в котором фиксируют метрологические нарушения в работе узла учета газа, в течение короткого промежутка времени потребителю выставляется счет за газ, который составляет многомиллионные суммы.

В результате, юридическое лицо получает необоснованный (неподтвержденный) долг, за который поставщик прекращает поставку газа. У потребителя возникает остановка оборудования, прекращение производства.      

Как показала сложившаяся практика, юридическое лицо, попадая в такую ситуацию, принимает решение об оплате долга для быстрого возобновления поставки газа.

В данной ситуации, поставщик газа «блокирует», «связывает руки» юридическому лицу, лишая права на урегулирование спора в рамках действующего гражданского законодательства на защиту своих прав. Так как, поставка газа это один из основных ресурсов для работы производства.

Указанная ситуация привела к ухудшению и дестабилизации в работе предприятий на территории Краснодарского края.

Поведение поставщика газа и возникший негативный резонанс хозяйствующего субъекта (занимающего доминирующее положение на товарном рынке) взяты на контроль антимонопольного органа в лице Краснодарского УФАС России.

В феврале месяце 2018 в адрес Краснодарского УФАС России поступило заявление ООО «СХФ Верлиока», осуществляющего выращивание плодово-овощных культур на действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», выразившиеся в необоснованном составлении акта проверки узла учета газа и прекращении поставки газа, ввиду расчета за поставленный газ по мощности работающего газоиспользующего оборудования, установленного на объекте.

В связи с чем, по состоянию на конец января 2018 у ООО «СХФ «Верлиока» сформировалась задолженность в сумме 13478396,89 руб.

15.02.2018 в 10-30 произведено полное прекращение поставки газа на Объект. До настоящего времени поставка газа на Объект не возобновлена.

Краснодарским УФАС России в соответствии с возложенными полномочиями, предприняты меры согласно действующему антимонопольному законодательству по пресечению вышеуказанных незаконных действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».

13.06.2018 антимонопольным органов вынесено решение, которым в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО СХФ «Верлиока» путем необоснованном прекращении 15.02.2018 поставки газа на Объект – котельная теплиц, расположенная по адресу г. Сочи, п. Якорная щель, ул. Череповецкая, в нарушении требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245.

Арбитражными судами 2-х инстанций подтверждена законность действий Краснодарского УФАС России по пресечению действий Поставщика газа (дело А32-31431/2018).

При рассмотрении дела, Управлением также привлечено ФБУ «Краснодарский ЦСМ», являющегося специализированной организацией в области метрологии.

Так, о неправомерности действий поставщика газа сделаны следующие выводы: в соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема, не допускаются. 

Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.  При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.  Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства средств измерений (пункт 24 Правил поставки газа). 

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.  Как следует из пункта 2.9 Правил учета газа измерение объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерения.  С 01.01.2016 введен в действие ГОСТ Р8.899-2015, который устанавливает требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений, регламентированной в ГОСТ 8.586.5-2005 и реализованной с применением измерительных комплексов, на базе стандартных - сужающих устройств по ГОСТ 8.586.5-2005.

Правом признавать средство измерения пригодным, либо непригодным для применения в целях учета обладает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы.

Односторонние выводы ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о неисправностях узлов учета газа, являются неправомерными.

Судебной коллегией указано, что Управлением сделан обоснованный вывод о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» злоупотребив своим доминирующим положением, необоснованно прекратило поставку газа на объект 15.02.2018, без учета длительного срока действия ГОСТ Р 8.899-2015 и неприменения к ООО СХФ «Верлиока» с момента начала его действия, а также непринятие к сведению действий ООО СХФ «Верлиока» по урегулированию взаимоотношений с ФБУ «Краснодарский ЦСМ» с начала 2017 года по проведению аттестации методики измерений установленного ИК на Объекте.

После принятия судом кассационной инстанции итогового судебного акта, планируется рассмотрение значительного количества дел в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и привлечение к административной ответственности как юридического, так и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, с применением оборотного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Пресс-служба Краснодарского УФАС России