Решение 159-2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 159/2011
Дата публикации: 18 января 2012, 21:00
РЕШЕНИЕ 18 января 2012 года г. Краснодар Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2011 г. Полный текст решения изготовлен 18.01.2012 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления; Членов комиссии: Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти; Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти; Бжассо К.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти; Абдуллаев И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти; Федоров Д.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар (Красная ул., д. 122, г. Краснодар, Краснодарский край, 350000) части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальному унитарному предприятию ритуальных услуг города Краснодара в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 30 га для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское», земельного участка площадью 12 га для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный путем издания Постановления главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе», в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара (ранее - ООО «Реквием»), в присутствии представителей администрации муниципального образования город Краснодар – К.И.В. (доверенность от 05.03.2011 № 2789/01), М.А.Г. (доверенность от 04.10.2011 № 13704/01), представителя муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара – К.Б.П. (доверенность от 30.09.2011 б/н), УСТАНОВИЛА: Краснодарское УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «Реквием» приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 229 от 13.07.2011 возбудило дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Определением о назначении дела к рассмотрению от 21.07.2011 рассмотрение дела назначено на 29.08.2011 в 15-00 часов. На заседании Комиссии 29.08.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 16.09.2011 в 11-00 часов. Согласно пунктам 1,2 части 1 и части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 16.09.2011 рассмотрение дела № 159/2011 отложено на 18.10.2011 в 15-00 на основании поступившего ходатайства от администрации муниципального образования город Краснодар (вх. № 8231 от 16.09.2011) об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения сведений, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением о продлении срока рассмотрения дела №159/2011 от 18.10.2011 срок рассмотрения дела продлен до 20.01.2012 в связи с необходимостью получения дополнительной информации. В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней. На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 18.10.2011 в присутствии представителей сторон в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и анализа полученной информации объявлен перерыв в заседании Комиссии до 09-15 часов 24.10.2011. 24.10.2011 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 представителем ООО «Реквием» было заявлено о переименовании ООО «Реквием» в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» без предоставления подтверждающих документов. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией вынесено определение от 24.10.2011 об отложении рассмотрения дела на 05.12.2011. 05.12.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, ввиду того, что ООО «Реквием» не представило документов, подтверждающих переименование в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар», в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 28.12.2011. В ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее. 28.12.2011 во исполнение определения об отложении дела № 159/2011 от 05.12.2011 приобщены в материалы дела копии Устава ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» от 22.09.2011 и решения участника № 2 от 22.09.2011, свидетельствующие о новом наименовании ООО «Реквием» - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар». Согласно заявлению ООО «Реквием» (далее - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар») в действиях администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в передаче в ведение МУП «Ритуальные услуги» общественных кладбищ и наделении предприятия функциями органа местного самоуправления, в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризации захоронений и обновлении книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, содержатся признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ООО «Реквием» просит провести проверку законности передачи МУП «Ритуальные услуги» общественного кладбища, находящегося по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, а также функций по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ муниципального образования город Краснодар, проведению инвентаризаций захоронений и обновлению книг регистрации умерших и захоронений, контролю за соблюдением порядка захоронений. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Также в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления в Краснодарском крае. Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: - оформление документов, необходимых для погребения; - предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; - перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); - погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Частью 2 статьи 9 Закона о погребении установлено, что услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 31.2010 № 10837 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг города Краснодара, согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего (погибшего) или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего)» для МУП «Ритуальные услуги» утверждены тарифы на оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению. МУП «Ритуальные услуги» осуществляет свою деятельность на основании «Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», утвержденного решением Городской Думы Краснодара от 13.07.2006 № 13 п.6 «Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», а также на основании Устава, утвержденного приказом департамента муниципальной собственности и горских земель администрации города Краснодара от 01.07.2003 № 407. Согласно пунктам 1.4 и 2.2 Устава МУП «Ритуальные услуги» также является коммерческой организацией и создано с целью реализации социальных и экономических интересов населения города и получения прибыли. В соответствии с пунктом 2.3 Устава МУП «Ритуальные услуги» вправе осуществлять следующие виды деятельности: - оказание услуг по захоронению и изготовлению изделий похоронного назначения; - санитарная очистка и уход за территорией кладбища; - торгово-закупочная деятельность. Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, МУП «Ритуальные услуги» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. На запрос Краснодарского УФАС России от 13.05.2011 исх. № 6140/9 о предоставлении копии постановления главы городского самоуправления от 17.04.2000 № 759, которым МУП «Ритуальные услуги» был передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар представил надлежащим образом заверенную копию постановления Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» (вх. № 4355 от 25.05.2011). Постановлением Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» МУП «Ритуальные услуги» предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование из земель городской застройки земельные участки общей площадью 42 га в Прикубанском административном округе, в том числе: - земельный участок площадью 30 га (многолетние насаждения) для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское»; - земельный участок площадью 12 га (пашня) для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный. Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. По сведениям, представленным заявителем, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет функции по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ г. Краснодара, проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, осуществляет регистрацию захоронений, контроль за соблюдением порядка захоронения. На заседании Комиссии 29.08.2011 МУП «Ритуальные услуги» сообщило, что на право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками не зарегистрировано в установленном порядке, а вся документация на земельные участки передана в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками у МУП «Ритуальные услуги» не возникло ввиду отсутствия регистрации права в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В ходе рассмотрения дела № 159/2011 ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» настаивало на требованиях, изложенных в обращении, что МУП «Ритуальные услуги» фактически осуществляет функции органа местного самоуправления путем предоставления земельных участков под захоронение, ведения книг захоронения, а также выдачи архивных справок. При проведении проверки вышеуказанных доводов в ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее. Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» не предусматривается необходимость утверждения органами местного самоуправления порядка предоставления архивных справок по захоронениям. Из сведений, представленных администрацией МО город Краснодар следует, что, необходимую информацию о выдаче архивных справок заинтересованные лица могут получить в департаменте городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент городского хозяйства), являющемся уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в сфере погребения и похоронного дела. Архивные справки предоставляются департаментом городского хозяйства бесплатно на основании письменного заявления. На сегодняшний день хранение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива». Адрес места хранения книг регистрации: г. Краснодар, ул.Красная, 122. Захоронения производятся на имеющихся на кладбище свободных местах, заполняемых в порядке очередности с учетом волеизъявления умершего. Относительно организации, которая проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, администрация муниципального образования сообщила, что инвентаризация захоронений на территории муниципального образования город Краснодар не проводилась. Планируется проведение инвентаризации кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, уполномоченным органом в 2012 году. Обновление книг захоронений не производится, записи в них вносятся в хронологическом порядке до полного заполнения книг, после заполнения книг осуществляется их хранение в установленном порядке. Регистрацию захоронений и ведение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в порядке, предусмотренном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива». Контроль за соблюдением порядка захоронений осуществляется департаментом городского хозяйства. Организация формирования и содержания архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения осуществляется департаментом городского хозяйства - в части архивного фонда книг регистрации захоронений и книг регистрации смены надгробий. В свою очередь, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет не контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризацию захоронений и обновление книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, а услуги по приему и исполнению заказов по погребению умерших (погибших) в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае». Режим работы кладбищ устанавливается уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела - департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар. В свою очередь ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» не представило доказательств (документов), опровергающих вышеуказанные сведения, предоставленные администрацией муниципального образования город Краснодар. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В связи с изложенным, в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар не установлен факт нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. В связи с отсутствием в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № 159/2011 прекратить. Председатель Комиссии И.В. Иващенко Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко Н.В. Левит К.Р. Бжассо И.Р. Абдуллаев Д.В. Федоров Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
stdClass Object ( [vid] => 7498 [uid] => 5 [title] => Решение 159-2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7497 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350753380 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ 18 января 2012 года г. Краснодар Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2011 г. Полный текст решения изготовлен 18.01.2012 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления; Членов комиссии: Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти; Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти; Бжассо К.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти; Абдуллаев И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти; Федоров Д.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар (Красная ул., д. 122, г. Краснодар, Краснодарский край, 350000) части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальному унитарному предприятию ритуальных услуг города Краснодара в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 30 га для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское», земельного участка площадью 12 га для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный путем издания Постановления главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе», в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара (ранее - ООО «Реквием»), в присутствии представителей администрации муниципального образования город Краснодар – К.И.В. (доверенность от 05.03.2011 № 2789/01), М.А.Г. (доверенность от 04.10.2011 № 13704/01), представителя муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара – К.Б.П. (доверенность от 30.09.2011 б/н), УСТАНОВИЛА: Краснодарское УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «Реквием» приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 229 от 13.07.2011 возбудило дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Определением о назначении дела к рассмотрению от 21.07.2011 рассмотрение дела назначено на 29.08.2011 в 15-00 часов. На заседании Комиссии 29.08.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 16.09.2011 в 11-00 часов. Согласно пунктам 1,2 части 1 и части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 16.09.2011 рассмотрение дела № 159/2011 отложено на 18.10.2011 в 15-00 на основании поступившего ходатайства от администрации муниципального образования город Краснодар (вх. № 8231 от 16.09.2011) об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения сведений, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением о продлении срока рассмотрения дела №159/2011 от 18.10.2011 срок рассмотрения дела продлен до 20.01.2012 в связи с необходимостью получения дополнительной информации. В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней. На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 18.10.2011 в присутствии представителей сторон в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и анализа полученной информации объявлен перерыв в заседании Комиссии до 09-15 часов 24.10.2011. 24.10.2011 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 представителем ООО «Реквием» было заявлено о переименовании ООО «Реквием» в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» без предоставления подтверждающих документов. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией вынесено определение от 24.10.2011 об отложении рассмотрения дела на 05.12.2011. 05.12.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, ввиду того, что ООО «Реквием» не представило документов, подтверждающих переименование в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар», в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 28.12.2011. В ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее. 28.12.2011 во исполнение определения об отложении дела № 159/2011 от 05.12.2011 приобщены в материалы дела копии Устава ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» от 22.09.2011 и решения участника № 2 от 22.09.2011, свидетельствующие о новом наименовании ООО «Реквием» - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар». Согласно заявлению ООО «Реквием» (далее - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар») в действиях администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в передаче в ведение МУП «Ритуальные услуги» общественных кладбищ и наделении предприятия функциями органа местного самоуправления, в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризации захоронений и обновлении книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, содержатся признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ООО «Реквием» просит провести проверку законности передачи МУП «Ритуальные услуги» общественного кладбища, находящегося по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, а также функций по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ муниципального образования город Краснодар, проведению инвентаризаций захоронений и обновлению книг регистрации умерших и захоронений, контролю за соблюдением порядка захоронений. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Также в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления в Краснодарском крае. Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: - оформление документов, необходимых для погребения; - предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; - перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); - погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Частью 2 статьи 9 Закона о погребении установлено, что услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 31.2010 № 10837 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг города Краснодара, согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего (погибшего) или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего)» для МУП «Ритуальные услуги» утверждены тарифы на оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению. МУП «Ритуальные услуги» осуществляет свою деятельность на основании «Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», утвержденного решением Городской Думы Краснодара от 13.07.2006 № 13 п.6 «Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», а также на основании Устава, утвержденного приказом департамента муниципальной собственности и горских земель администрации города Краснодара от 01.07.2003 № 407. Согласно пунктам 1.4 и 2.2 Устава МУП «Ритуальные услуги» также является коммерческой организацией и создано с целью реализации социальных и экономических интересов населения города и получения прибыли. В соответствии с пунктом 2.3 Устава МУП «Ритуальные услуги» вправе осуществлять следующие виды деятельности: - оказание услуг по захоронению и изготовлению изделий похоронного назначения; - санитарная очистка и уход за территорией кладбища; - торгово-закупочная деятельность. Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, МУП «Ритуальные услуги» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. На запрос Краснодарского УФАС России от 13.05.2011 исх. № 6140/9 о предоставлении копии постановления главы городского самоуправления от 17.04.2000 № 759, которым МУП «Ритуальные услуги» был передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар представил надлежащим образом заверенную копию постановления Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» (вх. № 4355 от 25.05.2011). Постановлением Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» МУП «Ритуальные услуги» предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование из земель городской застройки земельные участки общей площадью 42 га в Прикубанском административном округе, в том числе: - земельный участок площадью 30 га (многолетние насаждения) для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское»; - земельный участок площадью 12 га (пашня) для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный. Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. По сведениям, представленным заявителем, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет функции по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ г. Краснодара, проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, осуществляет регистрацию захоронений, контроль за соблюдением порядка захоронения. На заседании Комиссии 29.08.2011 МУП «Ритуальные услуги» сообщило, что на право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками не зарегистрировано в установленном порядке, а вся документация на земельные участки передана в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками у МУП «Ритуальные услуги» не возникло ввиду отсутствия регистрации права в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В ходе рассмотрения дела № 159/2011 ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» настаивало на требованиях, изложенных в обращении, что МУП «Ритуальные услуги» фактически осуществляет функции органа местного самоуправления путем предоставления земельных участков под захоронение, ведения книг захоронения, а также выдачи архивных справок. При проведении проверки вышеуказанных доводов в ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее. Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» не предусматривается необходимость утверждения органами местного самоуправления порядка предоставления архивных справок по захоронениям. Из сведений, представленных администрацией МО город Краснодар следует, что, необходимую информацию о выдаче архивных справок заинтересованные лица могут получить в департаменте городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент городского хозяйства), являющемся уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в сфере погребения и похоронного дела. Архивные справки предоставляются департаментом городского хозяйства бесплатно на основании письменного заявления. На сегодняшний день хранение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива». Адрес места хранения книг регистрации: г. Краснодар, ул.Красная, 122. Захоронения производятся на имеющихся на кладбище свободных местах, заполняемых в порядке очередности с учетом волеизъявления умершего. Относительно организации, которая проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, администрация муниципального образования сообщила, что инвентаризация захоронений на территории муниципального образования город Краснодар не проводилась. Планируется проведение инвентаризации кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, уполномоченным органом в 2012 году. Обновление книг захоронений не производится, записи в них вносятся в хронологическом порядке до полного заполнения книг, после заполнения книг осуществляется их хранение в установленном порядке. Регистрацию захоронений и ведение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в порядке, предусмотренном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива». Контроль за соблюдением порядка захоронений осуществляется департаментом городского хозяйства. Организация формирования и содержания архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения осуществляется департаментом городского хозяйства - в части архивного фонда книг регистрации захоронений и книг регистрации смены надгробий. В свою очередь, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет не контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризацию захоронений и обновление книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, а услуги по приему и исполнению заказов по погребению умерших (погибших) в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае». Режим работы кладбищ устанавливается уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела - департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар. В свою очередь ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» не представило доказательств (документов), опровергающих вышеуказанные сведения, предоставленные администрацией муниципального образования город Краснодар. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В связи с изложенным, в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар не установлен факт нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. В связи с отсутствием в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № 159/2011 прекратить. Председатель Комиссии И.В. Иващенко Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко Н.В. Левит К.Р. Бжассо И.Р. Абдуллаев Д.В. Федоров Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
18 января 2012 года г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 18.01.2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления;
Членов комиссии:
Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Бжассо К.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Абдуллаев И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Федоров Д.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар (Красная ул., д. 122, г. Краснодар, Краснодарский край, 350000) части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальному унитарному предприятию ритуальных услуг города Краснодара в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 30 га для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское», земельного участка площадью 12 га для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный путем издания Постановления главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе», в отсутствие надлежащим образом уведомленного ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара (ранее - ООО «Реквием»), в присутствии представителей администрации муниципального образования город Краснодар – К.И.В. (доверенность от 05.03.2011 № 2789/01), М.А.Г. (доверенность от 04.10.2011 № 13704/01), представителя муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара – К.Б.П. (доверенность от 30.09.2011 б/н),

УСТАНОВИЛА:
Краснодарское УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «Реквием» приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 229 от 13.07.2011 возбудило дело № 159/2011 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела к рассмотрению от 21.07.2011 рассмотрение дела назначено на 29.08.2011 в 15-00 часов.
На заседании Комиссии 29.08.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 16.09.2011 в 11-00 часов.
Согласно пунктам 1,2 части 1 и части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 16.09.2011 рассмотрение дела № 159/2011 отложено на 18.10.2011 в 15-00 на основании поступившего ходатайства от администрации муниципального образования город Краснодар (вх. № 8231 от 16.09.2011) об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения сведений, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Определением о продлении срока рассмотрения дела №159/2011 от 18.10.2011 срок рассмотрения дела продлен до 20.01.2012 в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 18.10.2011 в присутствии представителей сторон в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и анализа полученной информации объявлен перерыв в заседании Комиссии до 09-15 часов 24.10.2011.
24.10.2011 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 159/2011 представителем ООО «Реквием» было заявлено о переименовании ООО «Реквием» в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» без предоставления подтверждающих документов.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией вынесено определение от 24.10.2011 об отложении рассмотрения дела на 05.12.2011.
05.12.2011 возникла необходимость получения дополнительных доказательств, ввиду того, что ООО «Реквием» не представило документов, подтверждающих переименование в ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар», в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 159/2011 на 28.12.2011.
В ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
28.12.2011 во исполнение определения об отложении дела № 159/2011 от 05.12.2011 приобщены в материалы дела копии Устава ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» от 22.09.2011 и решения участника № 2 от 22.09.2011, свидетельствующие о новом наименовании ООО «Реквием» - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар».
Согласно заявлению ООО «Реквием» (далее - ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар») в действиях администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в передаче в ведение МУП «Ритуальные услуги» общественных кладбищ и наделении предприятия функциями органа местного самоуправления, в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризации захоронений и обновлении книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, содержатся признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ООО «Реквием» просит провести проверку законности передачи МУП «Ритуальные услуги» общественного кладбища, находящегося по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, а также функций по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ муниципального образования город Краснодар, проведению инвентаризаций захоронений и обновлению книг регистрации умерших и захоронений, контролю за соблюдением порядка захоронений.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Также в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Частью 2 статьи 9 Закона о погребении установлено, что услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 31.2010 № 10837 «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг города Краснодара, согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего (погибшего) или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего)» для МУП «Ритуальные услуги» утверждены тарифы на оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
МУП «Ритуальные услуги» осуществляет свою деятельность на основании «Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», утвержденного решением Городской Думы Краснодара от 13.07.2006 № 13 п.6 «Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар», а также на основании Устава, утвержденного приказом департамента муниципальной собственности и горских земель администрации города Краснодара от 01.07.2003 № 407.
Согласно пунктам 1.4 и 2.2 Устава МУП «Ритуальные услуги» также является коммерческой организацией и создано с целью реализации социальных и экономических интересов населения города и получения прибыли.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава МУП «Ритуальные услуги» вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- оказание услуг по захоронению и изготовлению изделий похоронного назначения;
- санитарная очистка и уход за территорией кладбища;
- торгово-закупочная деятельность.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, МУП «Ритуальные услуги» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.
На запрос Краснодарского УФАС России от 13.05.2011 исх. № 6140/9 о предоставлении копии постановления главы городского самоуправления от 17.04.2000 № 759, которым МУП «Ритуальные услуги» был передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар представил надлежащим образом заверенную копию постановления Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» (вх. № 4355 от 25.05.2011).
Постановлением Главы городского самоуправления – мэра города Краснодара от 17.04.2000 № 759 «О предоставлении муниципальному предприятию ритуальных услуг земельных участков в Прикубанском административном округе» МУП «Ритуальные услуги» предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование из земель городской застройки земельные участки общей площадью 42 га в Прикубанском административном округе, в том числе:
- земельный участок площадью 30 га (многолетние насаждения) для расширения и благоустройства городского кладбища «Славянское»;
- земельный участок площадью 12 га (пашня) для расширения и благоустройства кладбища в п. Северный.
Как установлено статьей 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
По сведениям, представленным заявителем, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет функции по выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ г. Краснодара, проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, осуществляет регистрацию захоронений, контроль за соблюдением порядка захоронения.
На заседании Комиссии 29.08.2011 МУП «Ритуальные услуги» сообщило, что на право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками не зарегистрировано в установленном порядке, а вся документация на земельные участки передана в администрацию Прикубанского внутригородского округа города Краснодара.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
Согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, право бессрочного (постоянного) пользования указанными земельными участками у МУП «Ритуальные услуги» не возникло ввиду отсутствия регистрации права в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В ходе рассмотрения дела № 159/2011 ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» настаивало на требованиях, изложенных в обращении, что МУП «Ритуальные услуги» фактически осуществляет функции органа местного самоуправления путем предоставления земельных участков под захоронение, ведения книг захоронения, а также выдачи архивных справок.
При проведении проверки вышеуказанных доводов в ходе рассмотрения дела № 159/2011 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» не предусматривается необходимость утверждения органами местного самоуправления порядка предоставления архивных справок по захоронениям.
Из сведений, представленных администрацией МО город Краснодар следует, что, необходимую информацию о выдаче архивных справок заинтересованные лица могут получить в департаменте городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент городского хозяйства), являющемся уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в сфере погребения и похоронного дела.
Архивные справки предоставляются департаментом городского хозяйства бесплатно на основании письменного заявления.
На сегодняшний день хранение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива».
Адрес места хранения книг регистрации: г. Краснодар, ул.Красная, 122.
Захоронения производятся на имеющихся на кладбище свободных местах, заполняемых в порядке очередности с учетом волеизъявления умершего.
Относительно организации, которая проводит инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, администрация муниципального образования сообщила, что инвентаризация захоронений на территории муниципального образования город Краснодар не проводилась. Планируется проведение инвентаризации кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, уполномоченным органом в 2012 году.
Обновление книг захоронений не производится, записи в них вносятся в хронологическом порядке до полного заполнения книг, после заполнения книг осуществляется их хранение в установленном порядке.
Регистрацию захоронений и ведение книг регистрации захоронений осуществляет департамент городского хозяйства в порядке, предусмотренном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.11.2011 № 9211 «Об утверждении формы книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом), Порядка ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и Порядка передачи книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) на постоянное хранение в архивный фонд муниципального архива».
Контроль за соблюдением порядка захоронений осуществляется департаментом городского хозяйства.
Организация формирования и содержания архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения осуществляется департаментом городского хозяйства - в части архивного фонда книг регистрации захоронений и книг регистрации смены надгробий.
В свою очередь, МУП «Ритуальные услуги» осуществляет не контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, инвентаризацию захоронений и обновление книг регистраций умерших и захоронений, установления режима работы кладбищ, а услуги по приему и исполнению заказов по погребению умерших (погибших) в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».
Режим работы кладбищ устанавливается уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела - департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар.
В свою очередь ООО «Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодар» не представило доказательств (документов), опровергающих вышеуказанные сведения, предоставленные администрацией муниципального образования город Краснодар.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В связи с изложенным, в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар не установлен факт нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. В связи с отсутствием в действиях Администрации муниципального образования город Краснодар нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № 159/2011 прекратить.

Председатель Комиссии И.В. Иващенко

Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит
К.Р. Бжассо
И.Р. Абдуллаев
Д.В. Федоров
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 159/2011 [format] => [safe_value] => № 159/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-18 17:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-18 17:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350753380 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )