Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 18 марта 2010, 14:57

Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ


16 марта 2010 г.                                                                                                                г. Краснодар



Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г.





          Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 25/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),

в присутствии представителей НП «СРО «Краснодарские строители» - <….> (доверенность от 19.02.2010 № 95), <….> (доверенность от 19.02.2010 № 96),

рассмотрев дело № 25/2010, возбужденное по признакам нарушения некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители» (…., сокращенное наименование - НП «СРО «Краснодарские строители») части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:


          В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности.

          В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес НП «СРО «Краснодарские строители» направлен запрос от 08.12.2009 № 9877/5 «О представлении информации».

          В Краснодарское УФАС России 23.12.2009 вх. № 8628 поступила запрашиваемая информация. 
          На основании представленных НП «Краснодарские строители» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
          В соответствии с уставом НП «Краснодарские строители» от 17.02.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 
          Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.11.2009 № 5К-45/169-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Краснодарские строители» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 06.11.2009, номер реестровой записи: 61, регистрационный номер записи: СРО-С-061-06112009). 
          В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения своих целей партнерство вправе осуществлять функции по разработке и установлению стандартов и правил деятельности членов партнерства, а также контролировать соблюдение требований указанных стандартов и правил. 
          В соответствии с пунктом 3.1 Устава, членами партнерства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, предпринимательская деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
          В соответствии с пунктом 3.6 Устава, члену партнерства выдается свидетельство о членстве в партнерстве. 
          В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.2.4 Устава, решение вопросов утверждения обязательных для членов партнерства внутренних стандартов и правил, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов партнерства, высшего органа управления партнерства. 
          Решением общего собрания членов НП «Краснодарские строители» от 29.05.2009 (Протокол № 2) утверждены Правила саморегулирования НП «Краснодарские строители», устанавливающие требования о страховании членами НП «Краснодарские строители» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ и иных рисков (далее - Правила).
          В соответствии с пунктом 7.1 Правил, каждый член партнерства обязан застраховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – гражданская ответственность), в срок не позднее 3 дней после вступления в члены партнерства.
          Пунктом 7.2 Правил, за невыполнение вышеуказанного требования, в отношении члена партнерства применяются меры дисциплинарного воздействия, принятые в партнерстве, вплоть до исключения из членов партнерства. 
          В соответствии с пунктом 7.4 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, члены партнерства должны заключить и надлежащим образом исполнять договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить член партнерства.
          В соответствии с пунктом 7.6 Правил, для подтверждения факта заключения такого договора страхования член партнерства обязан представить в партнерство копию заключенного договора страхования, а также документы, подтверждающие оплату страховой премии.
         Главой 8 Правил определены обязательные и дополнительные требования к страховым организациям, с которыми член партнерства заключает договор страхования гражданской ответственности. 
        Исходя из требований пункта 8.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев: 
    а) наличие уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей; 
    б) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет; 
    в) наличие рейтинга по классификации рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»); 
    г) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co); 
    д) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании); 
    е) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций; 
    ж) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
          В соответствии с пунктом 8.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
    а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства; 
    б) опыта работы с факультативным перестрахованием; 
    в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.
         Согласно пункту 8.4 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства; 
    - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации); 
    - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
    - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
    - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств.
          Также в соответствии с пунктом 8.5 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства. 
          Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
          Пунктами 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
       НП «СРО «Краснодарские строители» осуществляют действия по установлению в Правилах не предусмотренных действующим законодательством обязательных требований к страховым организациям, а не действий по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
      Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
    1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; 
    2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
    3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
        Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
    1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
    2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 
        Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
        Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. 
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        Таким образом, НП «СРО «Краснодарские строители» устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей, наличию рейтинга одного из вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.).
      Таким образом, действия НП «СРО «Краснодарские строители» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:


    1. Признать НП «СРО «Краснодарские строители» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Выдать НП «СРО «Краснодарские строители» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

    3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.





Председатель Комиссии Н.Я. Гассий



Члены Комиссии: Н.Ф. Шаварина



О.А. Мурадян



С.Н. Журбенко



Е.А. Щеглова







Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6912 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6912 [type] => solution [language] => ru [created] => 1268902631 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ


16 марта 2010 г.                                                                                                                г. Краснодар



Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г.





          Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 25/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),

в присутствии представителей НП «СРО «Краснодарские строители» - <….> (доверенность от 19.02.2010 № 95), <….> (доверенность от 19.02.2010 № 96),

рассмотрев дело № 25/2010, возбужденное по признакам нарушения некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители» (…., сокращенное наименование - НП «СРО «Краснодарские строители») части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:


          В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности.

          В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес НП «СРО «Краснодарские строители» направлен запрос от 08.12.2009 № 9877/5 «О представлении информации».

          В Краснодарское УФАС России 23.12.2009 вх. № 8628 поступила запрашиваемая информация. 
          На основании представленных НП «Краснодарские строители» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
          В соответствии с уставом НП «Краснодарские строители» от 17.02.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 
          Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.11.2009 № 5К-45/169-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Краснодарские строители» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 06.11.2009, номер реестровой записи: 61, регистрационный номер записи: СРО-С-061-06112009). 
          В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения своих целей партнерство вправе осуществлять функции по разработке и установлению стандартов и правил деятельности членов партнерства, а также контролировать соблюдение требований указанных стандартов и правил. 
          В соответствии с пунктом 3.1 Устава, членами партнерства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, предпринимательская деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
          В соответствии с пунктом 3.6 Устава, члену партнерства выдается свидетельство о членстве в партнерстве. 
          В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.2.4 Устава, решение вопросов утверждения обязательных для членов партнерства внутренних стандартов и правил, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов партнерства, высшего органа управления партнерства. 
          Решением общего собрания членов НП «Краснодарские строители» от 29.05.2009 (Протокол № 2) утверждены Правила саморегулирования НП «Краснодарские строители», устанавливающие требования о страховании членами НП «Краснодарские строители» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ и иных рисков (далее - Правила).
          В соответствии с пунктом 7.1 Правил, каждый член партнерства обязан застраховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – гражданская ответственность), в срок не позднее 3 дней после вступления в члены партнерства.
          Пунктом 7.2 Правил, за невыполнение вышеуказанного требования, в отношении члена партнерства применяются меры дисциплинарного воздействия, принятые в партнерстве, вплоть до исключения из членов партнерства. 
          В соответствии с пунктом 7.4 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, члены партнерства должны заключить и надлежащим образом исполнять договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить член партнерства.
          В соответствии с пунктом 7.6 Правил, для подтверждения факта заключения такого договора страхования член партнерства обязан представить в партнерство копию заключенного договора страхования, а также документы, подтверждающие оплату страховой премии.
         Главой 8 Правил определены обязательные и дополнительные требования к страховым организациям, с которыми член партнерства заключает договор страхования гражданской ответственности. 
        Исходя из требований пункта 8.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев: 
    а) наличие уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей; 
    б) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет; 
    в) наличие рейтинга по классификации рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»); 
    г) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co); 
    д) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании); 
    е) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций; 
    ж) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
          В соответствии с пунктом 8.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
    а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства; 
    б) опыта работы с факультативным перестрахованием; 
    в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.
         Согласно пункту 8.4 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства; 
    - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации); 
    - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
    - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
    - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств.
          Также в соответствии с пунктом 8.5 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства. 
          Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
          Пунктами 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
       НП «СРО «Краснодарские строители» осуществляют действия по установлению в Правилах не предусмотренных действующим законодательством обязательных требований к страховым организациям, а не действий по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
      Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
    1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; 
    2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
    3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
        Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
    1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
    2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 
        Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
        Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. 
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        Таким образом, НП «СРО «Краснодарские строители» устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей, наличию рейтинга одного из вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.).
      Таким образом, действия НП «СРО «Краснодарские строители» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:


    1. Признать НП «СРО «Краснодарские строители» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Выдать НП «СРО «Краснодарские строители» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

    3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.





Председатель Комиссии Н.Я. Гассий



Члены Комиссии: Н.Ф. Шаварина



О.А. Мурадян



С.Н. Журбенко



Е.А. Щеглова







Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 25/2010 возбужденному в отношении НП «СРО «Краснодарские строители» по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШЕНИЕ

16 марта 2010 г.                                                                                                                г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 4 марта 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г.

          Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 25/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),

в присутствии представителей НП «СРО «Краснодарские строители» - <….> (доверенность от 19.02.2010 № 95), <….> (доверенность от 19.02.2010 № 96),

рассмотрев дело № 25/2010, возбужденное по признакам нарушения некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители» (…., сокращенное наименование - НП «СРО «Краснодарские строители») части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

          В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности.

          В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес НП «СРО «Краснодарские строители» направлен запрос от 08.12.2009 № 9877/5 «О представлении информации».

          В Краснодарское УФАС России 23.12.2009 вх. № 8628 поступила запрашиваемая информация. 
          На основании представленных НП «Краснодарские строители» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
          В соответствии с уставом НП «Краснодарские строители» от 17.02.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 
          Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.11.2009 № 5К-45/169-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Краснодарские строители» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 06.11.2009, номер реестровой записи: 61, регистрационный номер записи: СРО-С-061-06112009). 
          В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения своих целей партнерство вправе осуществлять функции по разработке и установлению стандартов и правил деятельности членов партнерства, а также контролировать соблюдение требований указанных стандартов и правил. 
          В соответствии с пунктом 3.1 Устава, членами партнерства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, предпринимательская деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
          В соответствии с пунктом 3.6 Устава, члену партнерства выдается свидетельство о членстве в партнерстве. 
          В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.2.4 Устава, решение вопросов утверждения обязательных для членов партнерства внутренних стандартов и правил, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов партнерства, высшего органа управления партнерства. 
          Решением общего собрания членов НП «Краснодарские строители» от 29.05.2009 (Протокол № 2) утверждены Правила саморегулирования НП «Краснодарские строители», устанавливающие требования о страховании членами НП «Краснодарские строители» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ и иных рисков (далее - Правила).
          В соответствии с пунктом 7.1 Правил, каждый член партнерства обязан застраховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – гражданская ответственность), в срок не позднее 3 дней после вступления в члены партнерства.
          Пунктом 7.2 Правил, за невыполнение вышеуказанного требования, в отношении члена партнерства применяются меры дисциплинарного воздействия, принятые в партнерстве, вплоть до исключения из членов партнерства. 
          В соответствии с пунктом 7.4 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, члены партнерства должны заключить и надлежащим образом исполнять договор страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить член партнерства.
          В соответствии с пунктом 7.6 Правил, для подтверждения факта заключения такого договора страхования член партнерства обязан представить в партнерство копию заключенного договора страхования, а также документы, подтверждающие оплату страховой премии.
         Главой 8 Правил определены обязательные и дополнительные требования к страховым организациям, с которыми член партнерства заключает договор страхования гражданской ответственности. 
        Исходя из требований пункта 8.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев: 
    а) наличие уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей; 
    б) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет; 
    в) наличие рейтинга по классификации рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»); 
    г) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co); 
    д) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании); 
    е) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций; 
    ж) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
          В соответствии с пунктом 8.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
    а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства; 
    б) опыта работы с факультативным перестрахованием; 
    в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.
         Согласно пункту 8.4 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства; 
    - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации); 
    - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
    - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
    - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств.
          Также в соответствии с пунктом 8.5 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства. 
          Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
          Пунктами 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия саморегулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
       НП «СРО «Краснодарские строители» осуществляют действия по установлению в Правилах не предусмотренных действующим законодательством обязательных требований к страховым организациям, а не действий по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
      Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
    1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; 
    2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
    3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
        Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
    1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
    2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 
        Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
        Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. 
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        Таким образом, НП «СРО «Краснодарские строители» устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию уставного капитала в размере не менее (500) млн. рублей, наличию рейтинга одного из вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.).
      Таким образом, действия НП «СРО «Краснодарские строители» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 

РЕШИЛА:

    1. Признать НП «СРО «Краснодарские строители» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Выдать НП «СРО «Краснодарские строители» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

    3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Председатель Комиссии Н.Я. Гассий

Члены Комиссии: Н.Ф. Шаварина

О.А. Мурадян

С.Н. Журбенко

Е.А. Щеглова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 34 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 34 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-18 11:57:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-18 11:57:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )