Решение Арбитражного суда Краснодарского края в отношении ОАО "Вымпел-Коммуникации"

Дата публикации: 16 сентября 2008, 04:00

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная, 6
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г.Краснодар                                                   Дело № А32-17357/08-59/223-105АЖ
«08» сентября 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи        Гонзус И.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г.Москва в лице Краснодарского филиала, г.Краснодар (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар (наименование ответчика)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 при участии в заседании
от заявителя: Сафоновой Е.Я.- представителя, от ответчика: Васько К.А., Похилько Д.Л.- представителей,
УСТАНОВИЛ:
Открытое    акционерное    общество              «Вымпел-Коммуникации»    в    лице
Краснодарского филиала (далее заявитель, общество) обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 60000 руб.
Заявитель поддержал требования. Ссылается на то, что информация о существенных условиях тарифного плана «Проще говоря. Хит» сети «Билайн», в том числе о стоимости первой минуты разговора содержалась в рекламе, распространяемой на рекламных щитах. Более подробная информация доводится до потребителей в прайс-листах в офисах компании или на сайте в сети «Интернет». Признаков недобросовестной или недостоверной рекламы в действиях общества не содержится. В дополнении к заявлению общество сослалось также на то, что представителя общества не допустили к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Ответчик требования не признает, доводы изложил в отзыве, в котором полагает, что информация о стоимости первой минуты разговора указана недостоверно и составляет не 1 коп., а 1, 16 руб., из которых 1,15 руб. за 1 секунду разговора и 1 коп. плата за минуту со второй секунды разговора. Информация о стоимости первой секунды разговора указана мелким шрифтом среди иной информации и не позволяет потребителям рассчитать стоимость минуты исходящего вызова, чем нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Суд     установил,     что     Открытое     акционерное     общество«Вымпел-
Коммуникации» является юридическим лицом, зарегистрировано Государственным учреждением Московская регистрационная палата 28.07.93 за № 015.624, внесено в ЕГРЮЛ за № 1027700166636 Управлением МНС России по г.Москве 28.08.02. Общество поставлено на учет в Инспекции МНС России №1 по г.Краснодару по месту нахождения обособленного подразделения ( л.д.21, 22).
В адрес управления 6.06.08 поступило заявление ОАО «МТС» (филиал ОАО МТС в Краснодарском крае) о нарушении законодательства о рекламе.
Определением    от    3.07.08    возбуждено    дело                 об    административном
правонарушении № 21Р-А/2008 и назначено административное расследование.
Этим же определением назначена дата, время и место составления протокола об административном правонарушении.
25.07.08 с участием представителя общества Сафоновой Е.Я. по доверенности от 09.04.08 23АВ 186006 составлен протокол об административном правонарушении № 7/2008, в котором обществу вменено нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ.
Управлением обществу вменено следующее.
На территории Краснодарского края, в том числе, в городе Краснодаре с июня месяца 2008г. на 125 рекламных конструкциях - щитах размером 3x6м, расположенных по адресам:
на пересечении улиц Длинной и Октябрьской в г. Краснодаре;
на ул. Тургенева в г.   Краснодаре по ходу движения в сторону
Республики Адыгея за Тургеневским мостом;
на пересечении улиц Промышленной и Костылева в г. Краснодаре;
на пересечении улиц Северной и 9 Мая в г. Краснодаре и т.д., распространялась реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит», что подтверждено адресной программой размещения наружной рекламы «Проще говоря. Хит» на территории Краснодарского края на дату 03.07.08г.. представленной ОАО «ВымпелКом», а также фотоматериалами, представленными заявителем - ОАО «МТС».
Данная наружная реклама содержала следующий текст: «Все уже здесь! Подключайся! 1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит»* , 0611, www.beeline.ru, Билайн, живи на яркой стороне», который написан крупным шрифтом и читается на большом расстоянии.
Значок «*» расшифрован в левой стороне рекламного щита, где содержится информация: «Указана цена за минуту исходящего вызова абонентам тарифа «Проще говоря. Хит». Увеличение стоимости первой секунды разговора — 1,15руб. Тариф с предоплатой системой расчетов. Подробнее - в офисах продаж: и на сайте  www.beeline.ru. Оборудование сертифицировано. Услуги лицензированы». Данная часть информации, в том числе, об увеличении стоимости первой секунды разговора -1,15 руб., расположена отдельно от основного текста рекламы и выполнена мелким шрифтом, что делает указанную информацию сложно воспринимаемой или вообще недоступной для потребителей данной рекламы.Средства наружной рекламы позволяют демонстрировать рекламу на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, конкурентно-привлекательные условия о цене предоставляемой услуги (1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит») доступны для потребителя на значительном визуальном расстоянии. При этом, информация о реальной стоимости предоставляемой услуги (увеличение стоимости первой секунды разговора -   1,15руб.)' выполнена мелким   шрифтом, и поэтому недоступна для потребителя.
Так, из распространяемой наружной рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» следует, что стоимость каждой минуты внутри тарифа «Проще говоря. Хит» составляет 1 копейку.
Реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит» подобного содержания распространялась также в виде прайс-листов в офисах продаж ОАО «ВымпелКом» в г. Краснодаре.
Между тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru, а также информации, указанной в листовках тарифа «Проще говоря. Хит», реальная стоимость исходящего вызова складывается из увеличения стоимости первой секунды разговора на все местные звонки (1 руб. 15 коп.) и платы за минуту вызова (1 копейка), что составляет 1 руб. 16 коп. за первую минуту с первой секунды разговора.
Кроме того, в информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru  указано: «1 коп. за минуту внутри тарифа со второй секунды разговора».
А также, в прайс-листах тарифа «Проще говоря. Хит» указано, что стоимость минуты исходящих звонков тарифа «Проще говоря. Хит» - 0, 01 руб., но при этом присутствует сноска 1, которая отправляет к информации «стоимость первой секунды разговора на все местные вызовы - 1,15 руб. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется».
Информация о стоимости услуги, влияющей на размер платежа за рекламируемую услугу (увеличение стоимости первой секунды разговора), является существенной, т.к. может повлиять на выбор абонента при сравнении параметров услуг различных операторов связи.
Таким образом, указание в рекламе тарифа «Проще говоря. Хит» информации «увеличение стоимости первой секунды разговора 1,15 руб.» в сложно доступной форме, вводит потребителей в заблуждение, поскольку искажается смысл информации о предоставляемой услуге, а также содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости первой минуты разговора внутри тарифа «Проще говоря. Хит».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.Рекламодателем рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» является ОАО «Вымпел-Коммуникации» (г. Москва) в лице Краснодарского филиала. Данный факт подтвержден копией договора от 10.11.2006г. №1, заключенного между ООО «Ю.С. Принт» в лице директора Пономаренко Ю.Ю. и ОАО «ВымпелКом» в лице директора Краснодарского   филиала Козырова О.А.,   на изготовление рекламного   материала согласно утвержденному Заказчиком эскизу рекламы тарифа «Проще говоря. Хит».
Таким образом, по мнению управления, обществом нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении в г. Краснодаре рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» посредством наружной рекламы и в виде прайс-листов.
Определением от 25.07.08 рассмотрение дела назначено на 08.08.08. Определение направлено как по юридическому адресу, так и вручено представителю Краснодарского филиала Сафоновой Е.Я. под роспись8.08.08 с участием защитника общества Сафоновой Е.Я. вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 60000 руб.
.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде. При принятии решения суд исходит из следующего.
Как указано выше в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О
рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Между тем информация о существенных условиях тарифа «Проще говоря. Хит» в том числе о стоимости первой секунды соединения имелась в рекламных объявлениях. Ограничений по размеру шрифта в законе не содержится.
С учетом особенностей подключения к услугам операторов сотовой связи потребитель должен обратиться в офисы общества или ознакомиться с условиями подключения на сайте в сети «Интернет». И в прайс-листах на указанный тариф и на сайте общества размещена более полная информация о всех услугах и тарифах при подключении к тарифу «Проще говоря. Хит», что установлено управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении.
           С жалобой на нарушение законодательства о рекламе обратился не потребитель, а предприятие, оказывающее аналогичные услуги на рынке. При таких обстоятельствах отсутствует событие правонарушения. Доводы общества о процессуальных нарушениях при составлении протокола не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представитель общества Сафонова Е.Я. действующая на основании общей доверенности присутствовала при составлении протокола, однако ей правомерно не представили возможности участвовать в качестве законного представителя общества, поскольку она таковым не являлась.
     Руководствуясь статьями 29.5, ЗОЛ, 30.6, 30.7 КоАП РФ, статьями 29, 167-171, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
 
РЕШИЛ:
 
     Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу №21Р-А/2008 от 08.08.08 о привлечении ОАО «Вымпел Коммуникации» к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 60000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
     Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
 
Судья                                                                                 И.П. Гонзус
stdClass Object ( [vid] => 6858 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Краснодарского края в отношении ОАО "Вымпел-Коммуникации" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6858 [type] => solution [language] => ru [created] => 1221508800 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная, 6
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г.Краснодар                                                   Дело № А32-17357/08-59/223-105АЖ
«08» сентября 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи        Гонзус И.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г.Москва в лице Краснодарского филиала, г.Краснодар (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар (наименование ответчика)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 при участии в заседании
от заявителя: Сафоновой Е.Я.- представителя, от ответчика: Васько К.А., Похилько Д.Л.- представителей,
УСТАНОВИЛ:
Открытое    акционерное    общество              «Вымпел-Коммуникации»    в    лице
Краснодарского филиала (далее заявитель, общество) обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 60000 руб.
Заявитель поддержал требования. Ссылается на то, что информация о существенных условиях тарифного плана «Проще говоря. Хит» сети «Билайн», в том числе о стоимости первой минуты разговора содержалась в рекламе, распространяемой на рекламных щитах. Более подробная информация доводится до потребителей в прайс-листах в офисах компании или на сайте в сети «Интернет». Признаков недобросовестной или недостоверной рекламы в действиях общества не содержится. В дополнении к заявлению общество сослалось также на то, что представителя общества не допустили к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Ответчик требования не признает, доводы изложил в отзыве, в котором полагает, что информация о стоимости первой минуты разговора указана недостоверно и составляет не 1 коп., а 1, 16 руб., из которых 1,15 руб. за 1 секунду разговора и 1 коп. плата за минуту со второй секунды разговора. Информация о стоимости первой секунды разговора указана мелким шрифтом среди иной информации и не позволяет потребителям рассчитать стоимость минуты исходящего вызова, чем нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Суд     установил,     что     Открытое     акционерное     общество«Вымпел-
Коммуникации» является юридическим лицом, зарегистрировано Государственным учреждением Московская регистрационная палата 28.07.93 за № 015.624, внесено в ЕГРЮЛ за № 1027700166636 Управлением МНС России по г.Москве 28.08.02. Общество поставлено на учет в Инспекции МНС России №1 по г.Краснодару по месту нахождения обособленного подразделения ( л.д.21, 22).
В адрес управления 6.06.08 поступило заявление ОАО «МТС» (филиал ОАО МТС в Краснодарском крае) о нарушении законодательства о рекламе.
Определением    от    3.07.08    возбуждено    дело                 об    административном
правонарушении № 21Р-А/2008 и назначено административное расследование.
Этим же определением назначена дата, время и место составления протокола об административном правонарушении.
25.07.08 с участием представителя общества Сафоновой Е.Я. по доверенности от 09.04.08 23АВ 186006 составлен протокол об административном правонарушении № 7/2008, в котором обществу вменено нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ.
Управлением обществу вменено следующее.
На территории Краснодарского края, в том числе, в городе Краснодаре с июня месяца 2008г. на 125 рекламных конструкциях - щитах размером 3x6м, расположенных по адресам:
на пересечении улиц Длинной и Октябрьской в г. Краснодаре;
на ул. Тургенева в г.   Краснодаре по ходу движения в сторону
Республики Адыгея за Тургеневским мостом;
на пересечении улиц Промышленной и Костылева в г. Краснодаре;
на пересечении улиц Северной и 9 Мая в г. Краснодаре и т.д., распространялась реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит», что подтверждено адресной программой размещения наружной рекламы «Проще говоря. Хит» на территории Краснодарского края на дату 03.07.08г.. представленной ОАО «ВымпелКом», а также фотоматериалами, представленными заявителем - ОАО «МТС».
Данная наружная реклама содержала следующий текст: «Все уже здесь! Подключайся! 1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит»* , 0611, www.beeline.ru, Билайн, живи на яркой стороне», который написан крупным шрифтом и читается на большом расстоянии.
Значок «*» расшифрован в левой стороне рекламного щита, где содержится информация: «Указана цена за минуту исходящего вызова абонентам тарифа «Проще говоря. Хит». Увеличение стоимости первой секунды разговора — 1,15руб. Тариф с предоплатой системой расчетов. Подробнее - в офисах продаж: и на сайте  www.beeline.ru. Оборудование сертифицировано. Услуги лицензированы». Данная часть информации, в том числе, об увеличении стоимости первой секунды разговора -1,15 руб., расположена отдельно от основного текста рекламы и выполнена мелким шрифтом, что делает указанную информацию сложно воспринимаемой или вообще недоступной для потребителей данной рекламы.Средства наружной рекламы позволяют демонстрировать рекламу на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, конкурентно-привлекательные условия о цене предоставляемой услуги (1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит») доступны для потребителя на значительном визуальном расстоянии. При этом, информация о реальной стоимости предоставляемой услуги (увеличение стоимости первой секунды разговора -   1,15руб.)' выполнена мелким   шрифтом, и поэтому недоступна для потребителя.
Так, из распространяемой наружной рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» следует, что стоимость каждой минуты внутри тарифа «Проще говоря. Хит» составляет 1 копейку.
Реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит» подобного содержания распространялась также в виде прайс-листов в офисах продаж ОАО «ВымпелКом» в г. Краснодаре.
Между тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru, а также информации, указанной в листовках тарифа «Проще говоря. Хит», реальная стоимость исходящего вызова складывается из увеличения стоимости первой секунды разговора на все местные звонки (1 руб. 15 коп.) и платы за минуту вызова (1 копейка), что составляет 1 руб. 16 коп. за первую минуту с первой секунды разговора.
Кроме того, в информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru  указано: «1 коп. за минуту внутри тарифа со второй секунды разговора».
А также, в прайс-листах тарифа «Проще говоря. Хит» указано, что стоимость минуты исходящих звонков тарифа «Проще говоря. Хит» - 0, 01 руб., но при этом присутствует сноска 1, которая отправляет к информации «стоимость первой секунды разговора на все местные вызовы - 1,15 руб. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется».
Информация о стоимости услуги, влияющей на размер платежа за рекламируемую услугу (увеличение стоимости первой секунды разговора), является существенной, т.к. может повлиять на выбор абонента при сравнении параметров услуг различных операторов связи.
Таким образом, указание в рекламе тарифа «Проще говоря. Хит» информации «увеличение стоимости первой секунды разговора 1,15 руб.» в сложно доступной форме, вводит потребителей в заблуждение, поскольку искажается смысл информации о предоставляемой услуге, а также содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости первой минуты разговора внутри тарифа «Проще говоря. Хит».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.Рекламодателем рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» является ОАО «Вымпел-Коммуникации» (г. Москва) в лице Краснодарского филиала. Данный факт подтвержден копией договора от 10.11.2006г. №1, заключенного между ООО «Ю.С. Принт» в лице директора Пономаренко Ю.Ю. и ОАО «ВымпелКом» в лице директора Краснодарского   филиала Козырова О.А.,   на изготовление рекламного   материала согласно утвержденному Заказчиком эскизу рекламы тарифа «Проще говоря. Хит».
Таким образом, по мнению управления, обществом нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении в г. Краснодаре рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» посредством наружной рекламы и в виде прайс-листов.
Определением от 25.07.08 рассмотрение дела назначено на 08.08.08. Определение направлено как по юридическому адресу, так и вручено представителю Краснодарского филиала Сафоновой Е.Я. под роспись8.08.08 с участием защитника общества Сафоновой Е.Я. вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 60000 руб.
.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде. При принятии решения суд исходит из следующего.
Как указано выше в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О
рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Между тем информация о существенных условиях тарифа «Проще говоря. Хит» в том числе о стоимости первой секунды соединения имелась в рекламных объявлениях. Ограничений по размеру шрифта в законе не содержится.
С учетом особенностей подключения к услугам операторов сотовой связи потребитель должен обратиться в офисы общества или ознакомиться с условиями подключения на сайте в сети «Интернет». И в прайс-листах на указанный тариф и на сайте общества размещена более полная информация о всех услугах и тарифах при подключении к тарифу «Проще говоря. Хит», что установлено управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении.
           С жалобой на нарушение законодательства о рекламе обратился не потребитель, а предприятие, оказывающее аналогичные услуги на рынке. При таких обстоятельствах отсутствует событие правонарушения. Доводы общества о процессуальных нарушениях при составлении протокола не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представитель общества Сафонова Е.Я. действующая на основании общей доверенности присутствовала при составлении протокола, однако ей правомерно не представили возможности участвовать в качестве законного представителя общества, поскольку она таковым не являлась.
     Руководствуясь статьями 29.5, ЗОЛ, 30.6, 30.7 КоАП РФ, статьями 29, 167-171, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
 
РЕШИЛ:
 
     Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу №21Р-А/2008 от 08.08.08 о привлечении ОАО «Вымпел Коммуникации» к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 60000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
     Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
 
Судья                                                                                 И.П. Гонзус
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г.Краснодар, ул.Красная, 6
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г.Краснодар                                                   Дело № А32-17357/08-59/223-105АЖ
«08» сентября 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи        Гонзус И.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г.Москва в лице Краснодарского филиала, г.Краснодар (наименование заявителя)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар (наименование ответчика)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 при участии в заседании
от заявителя: Сафоновой Е.Я.- представителя, от ответчика: Васько К.А., Похилько Д.Л.- представителей,
УСТАНОВИЛ:
Открытое    акционерное    общество              «Вымпел-Коммуникации»    в    лице
Краснодарского филиала (далее заявитель, общество) обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 08.08.08 по делу №21Р-А/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 60000 руб.
Заявитель поддержал требования. Ссылается на то, что информация о существенных условиях тарифного плана «Проще говоря. Хит» сети «Билайн», в том числе о стоимости первой минуты разговора содержалась в рекламе, распространяемой на рекламных щитах. Более подробная информация доводится до потребителей в прайс-листах в офисах компании или на сайте в сети «Интернет». Признаков недобросовестной или недостоверной рекламы в действиях общества не содержится. В дополнении к заявлению общество сослалось также на то, что представителя общества не допустили к участию в составлении протокола об административном правонарушении.
Ответчик требования не признает, доводы изложил в отзыве, в котором полагает, что информация о стоимости первой минуты разговора указана недостоверно и составляет не 1 коп., а 1, 16 руб., из которых 1,15 руб. за 1 секунду разговора и 1 коп. плата за минуту со второй секунды разговора. Информация о стоимости первой секунды разговора указана мелким шрифтом среди иной информации и не позволяет потребителям рассчитать стоимость минуты исходящего вызова, чем нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Суд     установил,     что     Открытое     акционерное     общество«Вымпел-
Коммуникации» является юридическим лицом, зарегистрировано Государственным учреждением Московская регистрационная палата 28.07.93 за № 015.624, внесено в ЕГРЮЛ за № 1027700166636 Управлением МНС России по г.Москве 28.08.02. Общество поставлено на учет в Инспекции МНС России №1 по г.Краснодару по месту нахождения обособленного подразделения ( л.д.21, 22).
В адрес управления 6.06.08 поступило заявление ОАО «МТС» (филиал ОАО МТС в Краснодарском крае) о нарушении законодательства о рекламе.
Определением    от    3.07.08    возбуждено    дело                 об    административном
правонарушении № 21Р-А/2008 и назначено административное расследование.
Этим же определением назначена дата, время и место составления протокола об административном правонарушении.
25.07.08 с участием представителя общества Сафоновой Е.Я. по доверенности от 09.04.08 23АВ 186006 составлен протокол об административном правонарушении № 7/2008, в котором обществу вменено нарушение требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ.
Управлением обществу вменено следующее.
На территории Краснодарского края, в том числе, в городе Краснодаре с июня месяца 2008г. на 125 рекламных конструкциях - щитах размером 3x6м, расположенных по адресам:
на пересечении улиц Длинной и Октябрьской в г. Краснодаре;
на ул. Тургенева в г.   Краснодаре по ходу движения в сторону
Республики Адыгея за Тургеневским мостом;
на пересечении улиц Промышленной и Костылева в г. Краснодаре;
на пересечении улиц Северной и 9 Мая в г. Краснодаре и т.д., распространялась реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит», что подтверждено адресной программой размещения наружной рекламы «Проще говоря. Хит» на территории Краснодарского края на дату 03.07.08г.. представленной ОАО «ВымпелКом», а также фотоматериалами, представленными заявителем - ОАО «МТС».
Данная наружная реклама содержала следующий текст: «Все уже здесь! Подключайся! 1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит»* , 0611, www.beeline.ru, Билайн, живи на яркой стороне», который написан крупным шрифтом и читается на большом расстоянии.
Значок «*» расшифрован в левой стороне рекламного щита, где содержится информация: «Указана цена за минуту исходящего вызова абонентам тарифа «Проще говоря. Хит». Увеличение стоимости первой секунды разговора — 1,15руб. Тариф с предоплатой системой расчетов. Подробнее - в офисах продаж: и на сайте  www.beeline.ru. Оборудование сертифицировано. Услуги лицензированы». Данная часть информации, в том числе, об увеличении стоимости первой секунды разговора -1,15 руб., расположена отдельно от основного текста рекламы и выполнена мелким шрифтом, что делает указанную информацию сложно воспринимаемой или вообще недоступной для потребителей данной рекламы.Средства наружной рекламы позволяют демонстрировать рекламу на значительном визуальном расстоянии. Таким образом, конкурентно-привлекательные условия о цене предоставляемой услуги (1 копейка за минуту внутри тарифа «Проще говоря. Хит») доступны для потребителя на значительном визуальном расстоянии. При этом, информация о реальной стоимости предоставляемой услуги (увеличение стоимости первой секунды разговора -   1,15руб.)' выполнена мелким   шрифтом, и поэтому недоступна для потребителя.
Так, из распространяемой наружной рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» следует, что стоимость каждой минуты внутри тарифа «Проще говоря. Хит» составляет 1 копейку.
Реклама тарифного плана «Проще говоря. Хит» подобного содержания распространялась также в виде прайс-листов в офисах продаж ОАО «ВымпелКом» в г. Краснодаре.
Между тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru, а также информации, указанной в листовках тарифа «Проще говоря. Хит», реальная стоимость исходящего вызова складывается из увеличения стоимости первой секунды разговора на все местные звонки (1 руб. 15 коп.) и платы за минуту вызова (1 копейка), что составляет 1 руб. 16 коп. за первую минуту с первой секунды разговора.
Кроме того, в информации, размещенной на официальном сайте www.krasnodar.beeline.ru  указано: «1 коп. за минуту внутри тарифа со второй секунды разговора».
А также, в прайс-листах тарифа «Проще говоря. Хит» указано, что стоимость минуты исходящих звонков тарифа «Проще говоря. Хит» - 0, 01 руб., но при этом присутствует сноска 1, которая отправляет к информации «стоимость первой секунды разговора на все местные вызовы - 1,15 руб. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется».
Информация о стоимости услуги, влияющей на размер платежа за рекламируемую услугу (увеличение стоимости первой секунды разговора), является существенной, т.к. может повлиять на выбор абонента при сравнении параметров услуг различных операторов связи.
Таким образом, указание в рекламе тарифа «Проще говоря. Хит» информации «увеличение стоимости первой секунды разговора 1,15 руб.» в сложно доступной форме, вводит потребителей в заблуждение, поскольку искажается смысл информации о предоставляемой услуге, а также содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости первой минуты разговора внутри тарифа «Проще говоря. Хит».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.Рекламодателем рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» является ОАО «Вымпел-Коммуникации» (г. Москва) в лице Краснодарского филиала. Данный факт подтвержден копией договора от 10.11.2006г. №1, заключенного между ООО «Ю.С. Принт» в лице директора Пономаренко Ю.Ю. и ОАО «ВымпелКом» в лице директора Краснодарского   филиала Козырова О.А.,   на изготовление рекламного   материала согласно утвержденному Заказчиком эскизу рекламы тарифа «Проще говоря. Хит».
Таким образом, по мнению управления, обществом нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении в г. Краснодаре рекламы тарифа «Проще говоря. Хит» посредством наружной рекламы и в виде прайс-листов.
Определением от 25.07.08 рассмотрение дела назначено на 08.08.08. Определение направлено как по юридическому адресу, так и вручено представителю Краснодарского филиала Сафоновой Е.Я. под роспись8.08.08 с участием защитника общества Сафоновой Е.Я. вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 60000 руб.
.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде. При принятии решения суд исходит из следующего.
Как указано выше в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О
рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Между тем информация о существенных условиях тарифа «Проще говоря. Хит» в том числе о стоимости первой секунды соединения имелась в рекламных объявлениях. Ограничений по размеру шрифта в законе не содержится.
С учетом особенностей подключения к услугам операторов сотовой связи потребитель должен обратиться в офисы общества или ознакомиться с условиями подключения на сайте в сети «Интернет». И в прайс-листах на указанный тариф и на сайте общества размещена более полная информация о всех услугах и тарифах при подключении к тарифу «Проще говоря. Хит», что установлено управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении.
           С жалобой на нарушение законодательства о рекламе обратился не потребитель, а предприятие, оказывающее аналогичные услуги на рынке. При таких обстоятельствах отсутствует событие правонарушения. Доводы общества о процессуальных нарушениях при составлении протокола не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представитель общества Сафонова Е.Я. действующая на основании общей доверенности присутствовала при составлении протокола, однако ей правомерно не представили возможности участвовать в качестве законного представителя общества, поскольку она таковым не являлась.
     Руководствуясь статьями 29.5, ЗОЛ, 30.6, 30.7 КоАП РФ, статьями 29, 167-171, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
 
РЕШИЛ:
 
     Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу №21Р-А/2008 от 08.08.08 о привлечении ОАО «Вымпел Коммуникации» к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 60000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
     Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
 
Судья                                                                                 И.П. Гонзус
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )