Решение Краснодарского УФАС России по делу № 15Р/2010 от 05.03.2010 по признакам нарушения OOO «Курортный комплекс «Надежда» Федерального закона «О рекламе»

Дата публикации: 5 апреля 2010, 04:00

РЕШЕНИЕ

 
5 апреля 2010 г.                                                                                                                                           г. Краснодар
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гассий Н.Я. – врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
Оберемок В.В. – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Прошкин Б.Б. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 15Р/2010 от 05.03.2010, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Курортный комплекс «Надежда» по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых им, в том числе, медицинских услуг, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
В присутствии:
 
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Курортный комплекс «Надежда» – Щеренко Татьяны Евгеньевны представителя ООО «Курортный комплекс «Надежда» по доверенности № Д/11 от 01.04.2010, выданной директором ООО «Курортный комплекс «Надежда» Ольшанским Г.И.
 
УСТАНОВИЛА:
 
В г. Краснодаре в ноябре месяце 2009 г. по адресу: ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите, распространялась наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, содержания:
«Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…», что подтверждено актом Краснодарского УФАС России проведения фотосъемки объекта рекламы от 11.11.2009.
Из содержания лицензии № ЛО-23-01-001306 от 30.07.2009 на осуществление медицинской деятельности, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» оказывает следующие виды медицинских услуг: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, функциональная диагностика. Санаторно-курортная помощь: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, дерматовенерология, диабетология, клиническая лабораторная диагностика, неврология, нефрология, отоларингология, офтальмология, педиатрия, рефлексотерапия, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, терапия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия, эндоскопия, эндокринология. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, применение методов традиционной медицины.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» регламентирует, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются так же на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Из приведенной выше лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также из смысла ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» и  содержания наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» является лицом (изготовитель и продавец), оказывающим медицинские услуги, на которые статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.
Более того, сама реклама призывает потребителя воспользоваться рекламируемыми услугами, в том числе, медицинскими, которые предоставляет ООО «Курортный комплекс «Надежда», а именно «пять причин лечиться у нас», одной из указанных причин являются «знаменитые пятигорские грязи», то есть данный курортный комплекс рекламирует медицинские услуги по физиотерапии (физиотерапевтическое лечение), к которым относится грязелечение, в соответствии с кодом 8512322, раздела N, части III, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП; Постановления Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, изменения 4/2001 ОКДП, утв. Госстандартом РФ 01.02.2002), утвержденного Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики Российской Федерации.
Следовательно, на рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяются требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
Краснодарское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Курортный комплекс «Надежда» по факту распространения вышеуказанной наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, с нарушением, выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
В своих объяснениях представитель ООО «Курортный комплекс «Надежда» Щеренко Т.Е. пояснила, что в указанной Краснодарским УФАС России наружной рекламе объектом рекламирования является курортный комплекс «Надежда», а не оказываемые им услуги, в число которых кроме медицинских, также входят оздоровительные, услуги ресторанов и многие другие.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не согласно с доводами ООО «Курортный комплекс «Надежда», по следующим основаниям.
Объектом рекламирования в приведенной выше рекламе является непосредственно сам курортный комплекс, а также оказываемые им, в данном случае, медицинские услуги.
Как было указано выше, в рекламе приведены качественные характеристики оказываемых ООО «Курортный комплекс «Надежда» услуг, в число которых входят также медицинские, и причины ими воспользоваться. Информация, донесенная в рекламе до потребителя, указывает на то, что в курортном комплексе «Надежда» используются «знаменитые пятигорские грязи», и это является одной из причин «лечиться» именно в данном комплексе. Содержание в рекламе слогана «знаменитые пятигорские грязи» указывает на то, что потенциальные клиенты – потребители рекламы, могут воспользоваться в курортном комплексе «Надежда» услугами грязелечения – физеотерапией, которая является медицинской услугой, согласно  перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
Таким образом, данная реклама направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам, которые оказывает курортный комплекс «Надежда» в области медицины (знаменитые Пятигорские грязи) и оздоровления (15 оздоровительных программ).
Более того, из указанного выше содержания ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» следует, что на рекламу медицинских услуг статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения, которые распространяются также и на лиц их оказывающих, то есть в данном случае на ООО «Курортный комплекс «Надежда». Поэтому в рекламе курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, должно содержаться предупреждение о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, которое должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Из содержания п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
При рассмотрении дела № 15Р/2010 установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше наружной рекламы является ООО «Курортный комплекс «Надежда», что подтверждено договором аренды № РО-01/22-09 от 08.06.2009 (в деле), заключенным между ООО «Курортный комплекс «Надежда» и обществом с ограниченной ответственностью «Глобус». Согласно п. 1.1. данного договора ООО «Курортный комплекс «Надежда» (в договоре – Арендатор) принимает, а ООО «Глобус» (в договоре – Арендодатель) предоставляет во временное пользование за плату (в аренду) рекламную конструкцию, находящуюся в собственности Арендодателя, по ценам и в сроки согласованные Сторонами в Приложениях к Договору, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Таким образом, ООО «Курортный комплекс «Надежда» при распространении наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Из содержания адресной программы (Приложение № 1 к Договору аренды рекламной конструкции от 08.06.2009 № РО-01/242-09 – в деле) распространения наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, указанная реклама размещена ООО «Курортный комплекс «Надежда» в г. Краснодаре на рекламных щитах по следующим адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347).
Краснодарским УФАС России установлено, что ранее ООО «Курортный комплекс «Надежда» Краснодарским УФАС России к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не привлекалось.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать ненадлежащей наружную рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяемую ООО «Курортный комплекс «Надежда» на рекламных щитах в г. Краснодаре по адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347) содержания: «Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…» с отсутствием предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
2.     Выдать ООО «Курортный комплекс «Надежда» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «15» апреля 2010 года.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                   ____________ Н.Я. Гассий
 
 
 
Члены Комиссии                                               ____________ В.В. Оберемок
 
                                                             ____________ Б.Б. Прошкин
stdClass Object ( [vid] => 6685 [uid] => 1 [title] => Решение Краснодарского УФАС России по делу № 15Р/2010 от 05.03.2010 по признакам нарушения OOO «Курортный комплекс «Надежда» Федерального закона «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6685 [type] => solution [language] => ru [created] => 1270411200 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 
5 апреля 2010 г.                                                                                                                                           г. Краснодар
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гассий Н.Я. – врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
Оберемок В.В. – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Прошкин Б.Б. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 15Р/2010 от 05.03.2010, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Курортный комплекс «Надежда» по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых им, в том числе, медицинских услуг, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
В присутствии:
 
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Курортный комплекс «Надежда» – Щеренко Татьяны Евгеньевны представителя ООО «Курортный комплекс «Надежда» по доверенности № Д/11 от 01.04.2010, выданной директором ООО «Курортный комплекс «Надежда» Ольшанским Г.И.
 
УСТАНОВИЛА:
 
В г. Краснодаре в ноябре месяце 2009 г. по адресу: ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите, распространялась наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, содержания:
«Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…», что подтверждено актом Краснодарского УФАС России проведения фотосъемки объекта рекламы от 11.11.2009.
Из содержания лицензии № ЛО-23-01-001306 от 30.07.2009 на осуществление медицинской деятельности, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» оказывает следующие виды медицинских услуг: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, функциональная диагностика. Санаторно-курортная помощь: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, дерматовенерология, диабетология, клиническая лабораторная диагностика, неврология, нефрология, отоларингология, офтальмология, педиатрия, рефлексотерапия, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, терапия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия, эндоскопия, эндокринология. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, применение методов традиционной медицины.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» регламентирует, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются так же на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Из приведенной выше лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также из смысла ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» и  содержания наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» является лицом (изготовитель и продавец), оказывающим медицинские услуги, на которые статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.
Более того, сама реклама призывает потребителя воспользоваться рекламируемыми услугами, в том числе, медицинскими, которые предоставляет ООО «Курортный комплекс «Надежда», а именно «пять причин лечиться у нас», одной из указанных причин являются «знаменитые пятигорские грязи», то есть данный курортный комплекс рекламирует медицинские услуги по физиотерапии (физиотерапевтическое лечение), к которым относится грязелечение, в соответствии с кодом 8512322, раздела N, части III, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП; Постановления Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, изменения 4/2001 ОКДП, утв. Госстандартом РФ 01.02.2002), утвержденного Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики Российской Федерации.
Следовательно, на рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяются требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
Краснодарское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Курортный комплекс «Надежда» по факту распространения вышеуказанной наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, с нарушением, выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
В своих объяснениях представитель ООО «Курортный комплекс «Надежда» Щеренко Т.Е. пояснила, что в указанной Краснодарским УФАС России наружной рекламе объектом рекламирования является курортный комплекс «Надежда», а не оказываемые им услуги, в число которых кроме медицинских, также входят оздоровительные, услуги ресторанов и многие другие.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не согласно с доводами ООО «Курортный комплекс «Надежда», по следующим основаниям.
Объектом рекламирования в приведенной выше рекламе является непосредственно сам курортный комплекс, а также оказываемые им, в данном случае, медицинские услуги.
Как было указано выше, в рекламе приведены качественные характеристики оказываемых ООО «Курортный комплекс «Надежда» услуг, в число которых входят также медицинские, и причины ими воспользоваться. Информация, донесенная в рекламе до потребителя, указывает на то, что в курортном комплексе «Надежда» используются «знаменитые пятигорские грязи», и это является одной из причин «лечиться» именно в данном комплексе. Содержание в рекламе слогана «знаменитые пятигорские грязи» указывает на то, что потенциальные клиенты – потребители рекламы, могут воспользоваться в курортном комплексе «Надежда» услугами грязелечения – физеотерапией, которая является медицинской услугой, согласно  перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
Таким образом, данная реклама направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам, которые оказывает курортный комплекс «Надежда» в области медицины (знаменитые Пятигорские грязи) и оздоровления (15 оздоровительных программ).
Более того, из указанного выше содержания ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» следует, что на рекламу медицинских услуг статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения, которые распространяются также и на лиц их оказывающих, то есть в данном случае на ООО «Курортный комплекс «Надежда». Поэтому в рекламе курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, должно содержаться предупреждение о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, которое должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Из содержания п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
При рассмотрении дела № 15Р/2010 установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше наружной рекламы является ООО «Курортный комплекс «Надежда», что подтверждено договором аренды № РО-01/22-09 от 08.06.2009 (в деле), заключенным между ООО «Курортный комплекс «Надежда» и обществом с ограниченной ответственностью «Глобус». Согласно п. 1.1. данного договора ООО «Курортный комплекс «Надежда» (в договоре – Арендатор) принимает, а ООО «Глобус» (в договоре – Арендодатель) предоставляет во временное пользование за плату (в аренду) рекламную конструкцию, находящуюся в собственности Арендодателя, по ценам и в сроки согласованные Сторонами в Приложениях к Договору, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Таким образом, ООО «Курортный комплекс «Надежда» при распространении наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Из содержания адресной программы (Приложение № 1 к Договору аренды рекламной конструкции от 08.06.2009 № РО-01/242-09 – в деле) распространения наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, указанная реклама размещена ООО «Курортный комплекс «Надежда» в г. Краснодаре на рекламных щитах по следующим адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347).
Краснодарским УФАС России установлено, что ранее ООО «Курортный комплекс «Надежда» Краснодарским УФАС России к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не привлекалось.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать ненадлежащей наружную рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяемую ООО «Курортный комплекс «Надежда» на рекламных щитах в г. Краснодаре по адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347) содержания: «Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…» с отсутствием предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
2.     Выдать ООО «Курортный комплекс «Надежда» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «15» апреля 2010 года.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                   ____________ Н.Я. Гассий
 
 
 
Члены Комиссии                                               ____________ В.В. Оберемок
 
                                                             ____________ Б.Б. Прошкин
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 
5 апреля 2010 г.                                                                                                                                           г. Краснодар
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гассий Н.Я. – врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
Оберемок В.В. – заместитель начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Прошкин Б.Б. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 15Р/2010 от 05.03.2010, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Курортный комплекс «Надежда» по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых им, в том числе, медицинских услуг, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
В присутствии:
 
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Курортный комплекс «Надежда» – Щеренко Татьяны Евгеньевны представителя ООО «Курортный комплекс «Надежда» по доверенности № Д/11 от 01.04.2010, выданной директором ООО «Курортный комплекс «Надежда» Ольшанским Г.И.
 
УСТАНОВИЛА:
 
В г. Краснодаре в ноябре месяце 2009 г. по адресу: ул. Селезнева (рядом дом № 347) на рекламном щите, распространялась наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, содержания:
«Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…», что подтверждено актом Краснодарского УФАС России проведения фотосъемки объекта рекламы от 11.11.2009.
Из содержания лицензии № ЛО-23-01-001306 от 30.07.2009 на осуществление медицинской деятельности, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» оказывает следующие виды медицинских услуг: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, функциональная диагностика. Санаторно-курортная помощь: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, дерматовенерология, диабетология, клиническая лабораторная диагностика, неврология, нефрология, отоларингология, офтальмология, педиатрия, рефлексотерапия, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, терапия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия, эндоскопия, эндокринология. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, применение методов традиционной медицины.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» регламентирует, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются так же на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Из приведенной выше лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также из смысла ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» и  содержания наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, следует, что ООО «Курортный комплекс «Надежда» является лицом (изготовитель и продавец), оказывающим медицинские услуги, на которые статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.
Более того, сама реклама призывает потребителя воспользоваться рекламируемыми услугами, в том числе, медицинскими, которые предоставляет ООО «Курортный комплекс «Надежда», а именно «пять причин лечиться у нас», одной из указанных причин являются «знаменитые пятигорские грязи», то есть данный курортный комплекс рекламирует медицинские услуги по физиотерапии (физиотерапевтическое лечение), к которым относится грязелечение, в соответствии с кодом 8512322, раздела N, части III, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП; Постановления Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, изменения 4/2001 ОКДП, утв. Госстандартом РФ 01.02.2002), утвержденного Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики Российской Федерации.
Следовательно, на рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяются требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
Краснодарское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Курортный комплекс «Надежда» по факту распространения вышеуказанной наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, с нарушением, выразившемся в отсутствии предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов.
В своих объяснениях представитель ООО «Курортный комплекс «Надежда» Щеренко Т.Е. пояснила, что в указанной Краснодарским УФАС России наружной рекламе объектом рекламирования является курортный комплекс «Надежда», а не оказываемые им услуги, в число которых кроме медицинских, также входят оздоровительные, услуги ресторанов и многие другие.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не согласно с доводами ООО «Курортный комплекс «Надежда», по следующим основаниям.
Объектом рекламирования в приведенной выше рекламе является непосредственно сам курортный комплекс, а также оказываемые им, в данном случае, медицинские услуги.
Как было указано выше, в рекламе приведены качественные характеристики оказываемых ООО «Курортный комплекс «Надежда» услуг, в число которых входят также медицинские, и причины ими воспользоваться. Информация, донесенная в рекламе до потребителя, указывает на то, что в курортном комплексе «Надежда» используются «знаменитые пятигорские грязи», и это является одной из причин «лечиться» именно в данном комплексе. Содержание в рекламе слогана «знаменитые пятигорские грязи» указывает на то, что потенциальные клиенты – потребители рекламы, могут воспользоваться в курортном комплексе «Надежда» услугами грязелечения – физеотерапией, которая является медицинской услугой, согласно  перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».
Таким образом, данная реклама направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам, которые оказывает курортный комплекс «Надежда» в области медицины (знаменитые Пятигорские грязи) и оздоровления (15 оздоровительных программ).
Более того, из указанного выше содержания ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» следует, что на рекламу медицинских услуг статьей 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения, которые распространяются также и на лиц их оказывающих, то есть в данном случае на ООО «Курортный комплекс «Надежда». Поэтому в рекламе курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, должно содержаться предупреждение о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, которое должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Из содержания п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, указанная выше наружная реклама курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространена с нарушением ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.
При рассмотрении дела № 15Р/2010 установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной выше наружной рекламы является ООО «Курортный комплекс «Надежда», что подтверждено договором аренды № РО-01/22-09 от 08.06.2009 (в деле), заключенным между ООО «Курортный комплекс «Надежда» и обществом с ограниченной ответственностью «Глобус». Согласно п. 1.1. данного договора ООО «Курортный комплекс «Надежда» (в договоре – Арендатор) принимает, а ООО «Глобус» (в договоре – Арендодатель) предоставляет во временное пользование за плату (в аренду) рекламную конструкцию, находящуюся в собственности Арендодателя, по ценам и в сроки согласованные Сторонами в Приложениях к Договору, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Таким образом, ООО «Курортный комплекс «Надежда» при распространении наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
Из содержания адресной программы (Приложение № 1 к Договору аренды рекламной конструкции от 08.06.2009 № РО-01/242-09 – в деле) распространения наружной рекламы курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, указанная реклама размещена ООО «Курортный комплекс «Надежда» в г. Краснодаре на рекламных щитах по следующим адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347).
Краснодарским УФАС России установлено, что ранее ООО «Курортный комплекс «Надежда» Краснодарским УФАС России к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не привлекалось.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.     Признать ненадлежащей наружную рекламу курортного комплекса «Надежда» и оказываемых, в том числе, медицинских услуг, распространяемую ООО «Курортный комплекс «Надежда» на рекламных щитах в г. Краснодаре по адресам: Тургеневский мост, выезд из города; ул. Селезнева (рядом дом № 347) содержания: «Здоровье семьи. Надежда SPA & Морской Рай Курортный комплекс. www.nadezda.ru. 5 причин лечиться у нас: Знаменитые Пятигорские грязи, уникальное медицинское оборудование, 15 оздоровительных программ, мощная диагностическая база, цены на уровне платных поликлиник города…» с отсутствием предупреждения о наличии противопоказаний к данным медицинским услугам и методам лечения, либо необходимости получения консультаций специалистов, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
2.     Выдать ООО «Курортный комплекс «Надежда» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3.     Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме «15» апреля 2010 года.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
 
 
Председатель Комиссии                                   ____________ Н.Я. Гассий
 
 
 
Члены Комиссии                                               ____________ В.В. Оберемок
 
                                                             ____________ Б.Б. Прошкин
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-05 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )