Решение Краснодарского УФАС России по делу № 10/2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 10 февраля 2010, 03:00

РЕШЕНИЕ

 
10 февраля 2010 года                                                                    
г. Краснодар
 
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 10.02.2010 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи;
члены комиссии:
          Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;
         Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;
          Бжассо К.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело № 10/2010 от 19.01.2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, д. 25), части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Совета Староминского сельского поселения Староминского района по доверенности – Ткаченко О.Г. (доверенность от 03.02.2010 № 6),
 
УСТАНОВИЛА:
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 17 от 19.01.2010 возбуждено дело № 10/2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Определением от 20.01.2010 рассмотрение дела назначено на 04.02.2010 на 12.00 часов.
Отделом контроля органов власти в 1 полугодии 2009 года по поручению ФАС России от 10.12.2008 № ЦА/33111 проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При проверке муниципального образования Староминский район установлено следующее.
В границах муниципального образования Староминский район ритуальные услуги по гарантированному перечню оказывает одна организация - ОАО «Благоустройство» (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, 2). 
Решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района» утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района (далее - Положение).
Согласно пункту  5.1 Положения оформление заказа на захоронение тела (останков) умершего (погибшего) на свободное место открытого кладбища производится специалистами специализированной службы по вопросам похоронного дела или агентом на дому.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения при предъявлении повторного свидетельства о смерти на захоронение тела (останков) вопрос рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании заявления лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон, с указанием причины не предъявления оригинала свидетельства о смерти.
Пунктом 5.5 Положения администрация кладбища на оборотной стороне заявления заказчика вносит следующие данные:
-схему захоронения с обозначением могилы и размера ограды, если таковая имеется;
- количество имеющихся в могиле и ограде захоронений, расстояние между ними и от них до сторон ограды;
- расстояние до соседних захоронений и их давность;
- наличие в ограде или рядом с ней деревьев диаметром более 20 см, которые могут быть повреждены при подготовке могилы;
- элементы надмогильного сооружения и полный перечень услуг, выполнение которых необходимо произвести при подготовке могилы;
- содержание надписи на надмогильном сооружении (только фамилию, имя, отчество и год смерти).
Согласно пункту 6.1 Положения захоронение умершего производится работниками кладбища в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти или в более ранние сроки, если труп подвергался патологоанатомическому вскрытию или судебно-медицинской экспертизе.
Пунктом 6.4 Положения определено, что отвод земельных участков для захоронений отводится специализированной службе по вопросам похоронного дела на основе оформленных заказов.
В соответствии с пунктом 6.7 Положения каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в журнале установленной формы.
Согласно пункту 6.10 Положения свидетельство о смерти возвращается родственнику или лицу, ответственному за могилу со штампом администрации кладбища, на котором указаны место и дата захоронения. На повторных свидетельствах о смерти и копиях штамп администрации кладбища не ставится.
Пунктом 7.3 Положения надмогильные сооружения, установленные за пределами отведенного участка или без разрешения администрации кладбища, подлежат снятию в установленном порядке с обязательным предупреждением лица, на которое зарегистрировано захоронение. Снятие надмогильного сооружения производится работниками кладбища с отнесением затрат на виновных лиц. Возврат снятых надгробий их владельцам производится при условии компенсации затрат по снятию в течение одного месяца.
В соответствии с пунктом 7.4 Положения все установленные надмогильные сооружения регистрируются администрацией кладбища в специальном журнале с указанием номеров: квартала, сектора и могилы, фамилии, имени и отчества захороненного, даты установки памятника с указанием размеров и наименования материала, адреса и фамилии лица ответственного за могилу, наименование организации, изготовившей памятник.
Согласно пункту 7.6 Положения надмогильные сооружения (памятники, кресты, железобетонные изделия, цветники, ограды т.п.) устанавливаются или заменяется на другие с разрешения администрации кладбища при предъявлении следующих документов:
- оригинала свидетельства о смерти умершего;
- копии счетов, подтверждающих факт изготовления (приобретения) надмогильного сооружения.
 В соответствии с пунктом 8.2 Положения ответственность за организацию похоронного обслуживания и санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу, которая обязана обеспечить:
- своевременную подготовку могил, захоронение умерших (погибших), установку надмогильных сооружений;
- соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка под захоронение и правил подготовки могил;
- содержание в исправном состоянии зданий. Сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждений, дорог и площадок, осуществлять их ремонт;
- работу поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора;
- содержание в надлежащем состоянии воинских и братских захоронений;
- сохранность механизмов, инвентаря;
- предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилами;
- высокую культуру обслуживания;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- мероприятия по предупреждению случаев терроризма, вандализма на кладбище.
Пунктом 8.3 Положения специализированная служба обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения, рядом с ранее умершим гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного земельного участка или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном месте свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом или государством.
 Согласно пункту 9.5 Положения услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 В соответствии с пунктом 10.3 Положения при отсутствии сведений о захоронениях, а также ненадлежащем уходе за местами захоронений, они признаются бесхозными. Для признания места бесхозным администрация кладбища обязана:
- создать комиссию с участием представителей специализированной службы по вопросам похоронного дела, местной санитарной эпидемиологической станции для составления акта о состоянии могилы;
- выставить на могильном холме трафарет с предупреждением о необходимости приведения в порядок места захоронения;
- зафиксировать данное захоронение в специальном журнале.
Согласно пункту 12.3 Положения в случае подвоза надмогильных сооружений к местам их установки (замены) допускается проезд автотранспорта на территорию кладбища с разрешением администрации кладбища.
На основании изложенного, исходя из смысла пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 администрация кладбища является одновременно специализированной службой.
 
Указанные нормы Положения противоречат действующему законодательству в виду следующего.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнении данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается какому-либо хозяйствующему субъекту, то есть, организации осуществляющей деятельность, приносящую ей доход (далее – Общество).
Перечисленными пунктами Положения Совет Староминского сельского поселения Староминского района наделил хозяйствующий субъект (ОАО «Благоустройство») функциями и правами органа местного самоуправления. А именно.
Обществу, как специализированной службе, Положением переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К функциям Общества отнесены предоставление полного объема ритуальных услуг, в том числе предоставление земельных участков под захоронение. На переданных в ведение Общества поселковых кладбищах им осуществляются функции по инвентаризации и регистрации надмогильных сооружений, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.
Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о похоронном деле не предусмотрена.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1 ч. 1 ст.15); и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (п.2 ч. 1 ст.15).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В связи с изложенным, в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района по принятию решения Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4, которым  утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района установлены факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и в наделении хозяйствующего субъекта ОАО «Благоустройство» функциями и правами органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1.         Признать в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во включении пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденное решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4.
2.         Выдать предписание Совету Староминского сельского поселения Староминского района о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункты 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденного решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4., и привести его в соответствие с федеральным законодательством, а именно, с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
3.         На основании статьи 1.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комиссия не усматривает оснований для передачи материалов дела должностному лицу для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.9 КоАП.
 
 
Председатель Комиссии                                             И.В. Иващенко
Члены Комиссии:                                                        Е.В. Крамаренко
                                                                                  Н.В. Левит 
                                                                                  К.Р. Бжассо
 
                                                                                   
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
stdClass Object ( [vid] => 6439 [uid] => 1 [title] => Решение Краснодарского УФАС России по делу № 10/2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6439 [type] => solution [language] => ru [created] => 1265749200 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 
10 февраля 2010 года                                                                    
г. Краснодар
 
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 10.02.2010 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи;
члены комиссии:
          Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;
         Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;
          Бжассо К.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело № 10/2010 от 19.01.2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, д. 25), части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Совета Староминского сельского поселения Староминского района по доверенности – Ткаченко О.Г. (доверенность от 03.02.2010 № 6),
 
УСТАНОВИЛА:
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 17 от 19.01.2010 возбуждено дело № 10/2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Определением от 20.01.2010 рассмотрение дела назначено на 04.02.2010 на 12.00 часов.
Отделом контроля органов власти в 1 полугодии 2009 года по поручению ФАС России от 10.12.2008 № ЦА/33111 проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При проверке муниципального образования Староминский район установлено следующее.
В границах муниципального образования Староминский район ритуальные услуги по гарантированному перечню оказывает одна организация - ОАО «Благоустройство» (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, 2). 
Решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района» утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района (далее - Положение).
Согласно пункту  5.1 Положения оформление заказа на захоронение тела (останков) умершего (погибшего) на свободное место открытого кладбища производится специалистами специализированной службы по вопросам похоронного дела или агентом на дому.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения при предъявлении повторного свидетельства о смерти на захоронение тела (останков) вопрос рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании заявления лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон, с указанием причины не предъявления оригинала свидетельства о смерти.
Пунктом 5.5 Положения администрация кладбища на оборотной стороне заявления заказчика вносит следующие данные:
-схему захоронения с обозначением могилы и размера ограды, если таковая имеется;
- количество имеющихся в могиле и ограде захоронений, расстояние между ними и от них до сторон ограды;
- расстояние до соседних захоронений и их давность;
- наличие в ограде или рядом с ней деревьев диаметром более 20 см, которые могут быть повреждены при подготовке могилы;
- элементы надмогильного сооружения и полный перечень услуг, выполнение которых необходимо произвести при подготовке могилы;
- содержание надписи на надмогильном сооружении (только фамилию, имя, отчество и год смерти).
Согласно пункту 6.1 Положения захоронение умершего производится работниками кладбища в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти или в более ранние сроки, если труп подвергался патологоанатомическому вскрытию или судебно-медицинской экспертизе.
Пунктом 6.4 Положения определено, что отвод земельных участков для захоронений отводится специализированной службе по вопросам похоронного дела на основе оформленных заказов.
В соответствии с пунктом 6.7 Положения каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в журнале установленной формы.
Согласно пункту 6.10 Положения свидетельство о смерти возвращается родственнику или лицу, ответственному за могилу со штампом администрации кладбища, на котором указаны место и дата захоронения. На повторных свидетельствах о смерти и копиях штамп администрации кладбища не ставится.
Пунктом 7.3 Положения надмогильные сооружения, установленные за пределами отведенного участка или без разрешения администрации кладбища, подлежат снятию в установленном порядке с обязательным предупреждением лица, на которое зарегистрировано захоронение. Снятие надмогильного сооружения производится работниками кладбища с отнесением затрат на виновных лиц. Возврат снятых надгробий их владельцам производится при условии компенсации затрат по снятию в течение одного месяца.
В соответствии с пунктом 7.4 Положения все установленные надмогильные сооружения регистрируются администрацией кладбища в специальном журнале с указанием номеров: квартала, сектора и могилы, фамилии, имени и отчества захороненного, даты установки памятника с указанием размеров и наименования материала, адреса и фамилии лица ответственного за могилу, наименование организации, изготовившей памятник.
Согласно пункту 7.6 Положения надмогильные сооружения (памятники, кресты, железобетонные изделия, цветники, ограды т.п.) устанавливаются или заменяется на другие с разрешения администрации кладбища при предъявлении следующих документов:
- оригинала свидетельства о смерти умершего;
- копии счетов, подтверждающих факт изготовления (приобретения) надмогильного сооружения.
 В соответствии с пунктом 8.2 Положения ответственность за организацию похоронного обслуживания и санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу, которая обязана обеспечить:
- своевременную подготовку могил, захоронение умерших (погибших), установку надмогильных сооружений;
- соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка под захоронение и правил подготовки могил;
- содержание в исправном состоянии зданий. Сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждений, дорог и площадок, осуществлять их ремонт;
- работу поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора;
- содержание в надлежащем состоянии воинских и братских захоронений;
- сохранность механизмов, инвентаря;
- предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилами;
- высокую культуру обслуживания;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- мероприятия по предупреждению случаев терроризма, вандализма на кладбище.
Пунктом 8.3 Положения специализированная служба обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения, рядом с ранее умершим гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного земельного участка или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном месте свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом или государством.
 Согласно пункту 9.5 Положения услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 В соответствии с пунктом 10.3 Положения при отсутствии сведений о захоронениях, а также ненадлежащем уходе за местами захоронений, они признаются бесхозными. Для признания места бесхозным администрация кладбища обязана:
- создать комиссию с участием представителей специализированной службы по вопросам похоронного дела, местной санитарной эпидемиологической станции для составления акта о состоянии могилы;
- выставить на могильном холме трафарет с предупреждением о необходимости приведения в порядок места захоронения;
- зафиксировать данное захоронение в специальном журнале.
Согласно пункту 12.3 Положения в случае подвоза надмогильных сооружений к местам их установки (замены) допускается проезд автотранспорта на территорию кладбища с разрешением администрации кладбища.
На основании изложенного, исходя из смысла пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 администрация кладбища является одновременно специализированной службой.
 
Указанные нормы Положения противоречат действующему законодательству в виду следующего.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнении данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается какому-либо хозяйствующему субъекту, то есть, организации осуществляющей деятельность, приносящую ей доход (далее – Общество).
Перечисленными пунктами Положения Совет Староминского сельского поселения Староминского района наделил хозяйствующий субъект (ОАО «Благоустройство») функциями и правами органа местного самоуправления. А именно.
Обществу, как специализированной службе, Положением переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К функциям Общества отнесены предоставление полного объема ритуальных услуг, в том числе предоставление земельных участков под захоронение. На переданных в ведение Общества поселковых кладбищах им осуществляются функции по инвентаризации и регистрации надмогильных сооружений, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.
Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о похоронном деле не предусмотрена.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1 ч. 1 ст.15); и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (п.2 ч. 1 ст.15).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В связи с изложенным, в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района по принятию решения Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4, которым  утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района установлены факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и в наделении хозяйствующего субъекта ОАО «Благоустройство» функциями и правами органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1.         Признать в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во включении пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденное решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4.
2.         Выдать предписание Совету Староминского сельского поселения Староминского района о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункты 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденного решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4., и привести его в соответствие с федеральным законодательством, а именно, с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
3.         На основании статьи 1.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комиссия не усматривает оснований для передачи материалов дела должностному лицу для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.9 КоАП.
 
 
Председатель Комиссии                                             И.В. Иващенко
Члены Комиссии:                                                        Е.В. Крамаренко
                                                                                  Н.В. Левит 
                                                                                  К.Р. Бжассо
 
                                                                                   
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 
10 февраля 2010 года                                                                    
г. Краснодар
 
Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 10.02.2010 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления, начальник отдела в ТЭК и связи;
члены комиссии:
          Крамаренко Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;
         Левит Н.В. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;
          Бжассо К.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело № 10/2010 от 19.01.2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, д. 25), части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Совета Староминского сельского поселения Староминского района по доверенности – Ткаченко О.Г. (доверенность от 03.02.2010 № 6),
 
УСТАНОВИЛА:
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России № 17 от 19.01.2010 возбуждено дело № 10/2010 по признакам нарушения Советом Староминского сельского поселения Староминского района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Определением от 20.01.2010 рассмотрение дела назначено на 04.02.2010 на 12.00 часов.
Отделом контроля органов власти в 1 полугодии 2009 года по поручению ФАС России от 10.12.2008 № ЦА/33111 проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. При проверке муниципального образования Староминский район установлено следующее.
В границах муниципального образования Староминский район ритуальные услуги по гарантированному перечню оказывает одна организация - ОАО «Благоустройство» (353600, Краснодарский край, Староминский район, ст. Староминская, ул. Красная, 2). 
Решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района» утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района (далее - Положение).
Согласно пункту  5.1 Положения оформление заказа на захоронение тела (останков) умершего (погибшего) на свободное место открытого кладбища производится специалистами специализированной службы по вопросам похоронного дела или агентом на дому.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения при предъявлении повторного свидетельства о смерти на захоронение тела (останков) вопрос рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела на основании заявления лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон, с указанием причины не предъявления оригинала свидетельства о смерти.
Пунктом 5.5 Положения администрация кладбища на оборотной стороне заявления заказчика вносит следующие данные:
-схему захоронения с обозначением могилы и размера ограды, если таковая имеется;
- количество имеющихся в могиле и ограде захоронений, расстояние между ними и от них до сторон ограды;
- расстояние до соседних захоронений и их давность;
- наличие в ограде или рядом с ней деревьев диаметром более 20 см, которые могут быть повреждены при подготовке могилы;
- элементы надмогильного сооружения и полный перечень услуг, выполнение которых необходимо произвести при подготовке могилы;
- содержание надписи на надмогильном сооружении (только фамилию, имя, отчество и год смерти).
Согласно пункту 6.1 Положения захоронение умершего производится работниками кладбища в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти или в более ранние сроки, если труп подвергался патологоанатомическому вскрытию или судебно-медицинской экспертизе.
Пунктом 6.4 Положения определено, что отвод земельных участков для захоронений отводится специализированной службе по вопросам похоронного дела на основе оформленных заказов.
В соответствии с пунктом 6.7 Положения каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в журнале установленной формы.
Согласно пункту 6.10 Положения свидетельство о смерти возвращается родственнику или лицу, ответственному за могилу со штампом администрации кладбища, на котором указаны место и дата захоронения. На повторных свидетельствах о смерти и копиях штамп администрации кладбища не ставится.
Пунктом 7.3 Положения надмогильные сооружения, установленные за пределами отведенного участка или без разрешения администрации кладбища, подлежат снятию в установленном порядке с обязательным предупреждением лица, на которое зарегистрировано захоронение. Снятие надмогильного сооружения производится работниками кладбища с отнесением затрат на виновных лиц. Возврат снятых надгробий их владельцам производится при условии компенсации затрат по снятию в течение одного месяца.
В соответствии с пунктом 7.4 Положения все установленные надмогильные сооружения регистрируются администрацией кладбища в специальном журнале с указанием номеров: квартала, сектора и могилы, фамилии, имени и отчества захороненного, даты установки памятника с указанием размеров и наименования материала, адреса и фамилии лица ответственного за могилу, наименование организации, изготовившей памятник.
Согласно пункту 7.6 Положения надмогильные сооружения (памятники, кресты, железобетонные изделия, цветники, ограды т.п.) устанавливаются или заменяется на другие с разрешения администрации кладбища при предъявлении следующих документов:
- оригинала свидетельства о смерти умершего;
- копии счетов, подтверждающих факт изготовления (приобретения) надмогильного сооружения.
 В соответствии с пунктом 8.2 Положения ответственность за организацию похоронного обслуживания и санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу, которая обязана обеспечить:
- своевременную подготовку могил, захоронение умерших (погибших), установку надмогильных сооружений;
- соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка под захоронение и правил подготовки могил;
- содержание в исправном состоянии зданий. Сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждений, дорог и площадок, осуществлять их ремонт;
- работу поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора;
- содержание в надлежащем состоянии воинских и братских захоронений;
- сохранность механизмов, инвентаря;
- предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за могилами;
- высокую культуру обслуживания;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- мероприятия по предупреждению случаев терроризма, вандализма на кладбище.
Пунктом 8.3 Положения специализированная служба обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения, рядом с ранее умершим гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного земельного участка или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления о погребении его тела (останков) или праха на указанном месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном месте свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом или государством.
 Согласно пункту 9.5 Положения услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
 В соответствии с пунктом 10.3 Положения при отсутствии сведений о захоронениях, а также ненадлежащем уходе за местами захоронений, они признаются бесхозными. Для признания места бесхозным администрация кладбища обязана:
- создать комиссию с участием представителей специализированной службы по вопросам похоронного дела, местной санитарной эпидемиологической станции для составления акта о состоянии могилы;
- выставить на могильном холме трафарет с предупреждением о необходимости приведения в порядок места захоронения;
- зафиксировать данное захоронение в специальном журнале.
Согласно пункту 12.3 Положения в случае подвоза надмогильных сооружений к местам их установки (замены) допускается проезд автотранспорта на территорию кладбища с разрешением администрации кладбища.
На основании изложенного, исходя из смысла пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 администрация кладбища является одновременно специализированной службой.
 
Указанные нормы Положения противоречат действующему законодательству в виду следующего.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнении данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается какому-либо хозяйствующему субъекту, то есть, организации осуществляющей деятельность, приносящую ей доход (далее – Общество).
Перечисленными пунктами Положения Совет Староминского сельского поселения Староминского района наделил хозяйствующий субъект (ОАО «Благоустройство») функциями и правами органа местного самоуправления. А именно.
Обществу, как специализированной службе, Положением переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К функциям Общества отнесены предоставление полного объема ритуальных услуг, в том числе предоставление земельных участков под захоронение. На переданных в ведение Общества поселковых кладбищах им осуществляются функции по инвентаризации и регистрации надмогильных сооружений, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.
Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о похоронном деле не предусмотрена.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п.1 ч. 1 ст.15); и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (п.2 ч. 1 ст.15).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В связи с изложенным, в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района по принятию решения Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4, которым  утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района установлены факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в принятии актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и в наделении хозяйствующего субъекта ОАО «Благоустройство» функциями и правами органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,   частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
1.         Признать в действиях Совета Староминского сельского поселения Староминского района факты нарушения пунктов 1, 2 части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во включении пунктов 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденное решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4.
2.         Выдать предписание Совету Староминского сельского поселения Староминского района о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункты 5.1, 5.2 , 5.5 , 6.1, 6.4, 6.7, 6.10, 7.3, 7.4, 7.6 , 8.2, 8.3, 9.2, 9.5, 10.3, 12.3 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Староминском сельском поселении Староминского района, утвержденного решением Совета Староминского сельского поселения Староминского района от 11.03.2008 г. № 26.4., и привести его в соответствие с федеральным законодательством, а именно, с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
3.         На основании статьи 1.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комиссия не усматривает оснований для передачи материалов дела должностному лицу для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.9 КоАП.
 
 
Председатель Комиссии                                             И.В. Иващенко
Члены Комиссии:                                                        Е.В. Крамаренко
                                                                                  Н.В. Левит 
                                                                                  К.Р. Бжассо
 
                                                                                   
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-02-10 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )