Решение по делу № 24/2010 возбужденному по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 17 марта 2010, 03:00

Решение по делу № 24/2010 возбужденному по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ

16 марта 2010 г.                                                                                                                                             г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г. 



        Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 24/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),
в присутствии представителя СРО НП «Строительное региональное объединение» - Ю.Ю. Буниной (доверенность от 01.03.2010 № б/н),
рассмотрев дело № 24/2010, возбужденное по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» (….) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

        В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности. 
        В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Строительное региональное объединение» (…., сокращенное наименование – СРО НП «Строительное региональное объединение») направлен запрос от 08.12.2009 № 9876/5 «О представлении информации».
        В Краснодарское УФАС России 22.01.2010 вх. № 333 поступила запрашиваемая информация.
        На основании представленных СРО НП «Строительное региональное объединение» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
        В соответствии с уставом СРО НП «Строительное региональное объединение» от 24.11.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
        Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 09.10.2009 № НК-45/103-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Строительное региональное объединение» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 07.10.2009, номер реестровой записи: 47, регистрационный номер записи: СРО-С-047-07102009).
       В соответствии с главой 3 Устава, для достижения своих целей партнерство осуществляет функции по разработке и установлению стандартов и правил саморегулирования СРО НП «Строительное региональное объединение», контролирует соблюдение указанных стандартов и правил.
       В соответствии с пунктом 5.18 Устава, члены СРО НП «Строительное региональное объединение» обязаны соблюдать указанные стандарты и правила.
       Согласно пункту 6.7 Устава, СРО НП «Строительное региональное объединение» установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
       Порядок и условия страхования гражданской ответственности определяются Правилами саморегулирования НП «Строительное региональное объединение» «Требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
       В соответствии с подпунктом 7 пункта 8.5 Устава, утверждение стандартов СРО НП «Строительное региональное объединение» и правил саморегулирования, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов СРО НП «Строительное региональное объединение», высшего органа управления партнерства. 
       Так, решением Общего собрания членов НП «Строительное региональное объединение» от 17.08.2009 (Протокол № 5) утверждены Правила саморегулирования НП «Строительное региональное объединение», устанавливающие требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (ПР-9) (далее - Правила).
      В соответствии с пунктом 2.1 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на    безопасность объектов капитального строительства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
      Согласно пункту 2.3 Правил, для подтверждения факта заключения договора страхования, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны представить в Партнерство копию действующего договора страхования (страхового полиса), заверенную печатью страховой организации, с которой заключен указанный договор, а также документы, подтверждающие оплату индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом страховой премии.
      Главой 3 Правил основным условием одобрения предоставленного членом партнерства договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, обязательным и дополнительным требованиям установленным партнерством в Правилах. 
      Исходя из требований пункта 3.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев:
     а) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет;
     б) наличие рейтинга по классификации российского рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»), в том числе в Краснодарском крае;
     в) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co).
     г) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании). 
     д) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций.
     е) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
         Финансовая устойчивость страховой организации оценивается партнерством по коэффициентам платежеспособности и ликвидности, которые характеризуют финансовое состояние и меру способности страховой организации рассчитаться с кредиторами, а также определяют обеспеченность страховой компании высоколиквидными активами для выполнения своих обязательств.
       Коэффициенты платежеспособности страховых организаций разрабатываются и утверждаются Партнерством при необходимости, в том числе при подготовке и проведении конкурсов по отбору страховых организаций. 
      В соответствии с пунктом 3.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
     а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства;
     б) опыта работы с факультативным перестрахованием;
     в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.  
        Согласно пункту 3.4 Правил, страховая компания должна иметь необходимую инфраструктуру для работы с членами Партнерства (филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края).
        Согласно пункту 3.5 Правил, доля страховых премий, полученных страховой организацией в предыдущем году по договорам страхования строительных рисков (имущества и ответственности) должна составлять не менее 10 % от общего объема полученной страховой премии.
        Согласно пункту 3.6 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;
     - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации);
     - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
     - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
     - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств. 
         Также в соответствии с пунктом 3.7 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства.
        В соответствии с пунктом 3.8 Правил, в случае если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности не упомянута в списке страховых организаций, рекомендуемых партнерством, не соответствует указанным в пункте 3.1 Правил условиям, договор страхования (страховой полис) может быть одобрен Контрольным комитетом.
        Согласно пунктам 5.1, 5.2 Правил, члены партнерства обязаны соблюдать настоящие Правила, а несоблюдение членом партнерства требований Правил, влечет за собой ответственность, определяемую законодательством РФ, Уставом и Правилами саморегулирования партнерства.
На заседание Комиссии СРО НП «Строительное региональное объединение» представлены объяснения от 03.03.2010 вх. № 1232, а также представителем СРО НП «Строительное региональное объединение» пояснено, что ни одной обратившейся к СРО НП «Строительное региональное объединение» и предоставившей документы страховой компании не было отказано в сотрудничестве. Правила СРО НП «Строительное региональное объединение» направлены, прежде всего, на защиту имущественных интересов непосредственно самого СРО и опосредованно его членов. Исходя из специфики деятельности саморегулируемой организации, СРО отвечает за вред, причиненный строительной деятельностью ее членов в пределах компенсационного фонда, а страхование гражданской ответственности членом СРО своей деятельности является своего рода «подушкой безопасности» защищающей вышеуказанный компенсационный фонд, а соответственно стабильность существования самой саморегулируемой организации и ее членов. Таким образом, в интересах СРО в полном объеме знать всю информацию о страховой организации, с которой ее член заключает Договор страхования, и быть уверенным в том, что вышеуказанная страховая компания является стабильной и надежной, и сможет в полном объеме в пределах страховой суммы возместить заявленный ущерб, т.к. от этого напрямую зависит экономическая безопасность самой саморегулируемой организации и ее членов. Установленные Правилами требования к страховым компаниям не лишают возможности существующих на рынке Страховщиков - субъектов хозяйственной деятельности, самостоятельно конкурировать между собой в отношении оказываемых ими услуг по страхованию, ничем не ущемляют права Страхователей на приобретение услуг Страховщиков, не приводят к созданию препятствий доступа на страховой рынок других хозяйствующих субъектов. 
      Комиссией не приняты доводы СРО НП «Строительное региональное объединение» о том, что требования к страховым организациям не ограничивают конкуренцию, т.к. член СРО ограничен в выборе страховой организации, а страховая организация, не соответствующая требованиям, установленным СРО НП «Строительное региональное объединение», не имеет возможности побороться за клиента на рынке страхования гражданской ответственности.
       Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
      Пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
     - раздел товарного рынка по территориальному принципу;
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
         Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
        Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: 
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
       Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
       Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
       Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        СРО НП «Строительное региональное объединение», устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к разделу товарного рынка по территориальному принципу (требования СРО о наличии необходимой инфраструктуры для работы с членами партнерства, таких как филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края), экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию рейтингов вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.). 
       Таким образом, действия СРО НП «Строительное региональное объединение» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

     1. Признать СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     2. Выдать СРО НП «Строительное региональное объединение» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. 
     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.


Председатель Комиссии                 

Н.Я. Гассий


Члены Комиссии: 

Н.Ф. Шаварина


О.А. Мурадян


С.Н. Журбенко


Е.А. Щеглова
 



         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
         Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6400 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 24/2010 возбужденному по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6400 [type] => solution [language] => ru [created] => 1268773200 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 24/2010 возбужденному по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ

16 марта 2010 г.                                                                                                                                             г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г. 



        Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 24/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),
в присутствии представителя СРО НП «Строительное региональное объединение» - Ю.Ю. Буниной (доверенность от 01.03.2010 № б/н),
рассмотрев дело № 24/2010, возбужденное по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» (….) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

        В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности. 
        В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Строительное региональное объединение» (…., сокращенное наименование – СРО НП «Строительное региональное объединение») направлен запрос от 08.12.2009 № 9876/5 «О представлении информации».
        В Краснодарское УФАС России 22.01.2010 вх. № 333 поступила запрашиваемая информация.
        На основании представленных СРО НП «Строительное региональное объединение» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
        В соответствии с уставом СРО НП «Строительное региональное объединение» от 24.11.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
        Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 09.10.2009 № НК-45/103-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Строительное региональное объединение» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 07.10.2009, номер реестровой записи: 47, регистрационный номер записи: СРО-С-047-07102009).
       В соответствии с главой 3 Устава, для достижения своих целей партнерство осуществляет функции по разработке и установлению стандартов и правил саморегулирования СРО НП «Строительное региональное объединение», контролирует соблюдение указанных стандартов и правил.
       В соответствии с пунктом 5.18 Устава, члены СРО НП «Строительное региональное объединение» обязаны соблюдать указанные стандарты и правила.
       Согласно пункту 6.7 Устава, СРО НП «Строительное региональное объединение» установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
       Порядок и условия страхования гражданской ответственности определяются Правилами саморегулирования НП «Строительное региональное объединение» «Требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
       В соответствии с подпунктом 7 пункта 8.5 Устава, утверждение стандартов СРО НП «Строительное региональное объединение» и правил саморегулирования, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов СРО НП «Строительное региональное объединение», высшего органа управления партнерства. 
       Так, решением Общего собрания членов НП «Строительное региональное объединение» от 17.08.2009 (Протокол № 5) утверждены Правила саморегулирования НП «Строительное региональное объединение», устанавливающие требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (ПР-9) (далее - Правила).
      В соответствии с пунктом 2.1 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на    безопасность объектов капитального строительства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
      Согласно пункту 2.3 Правил, для подтверждения факта заключения договора страхования, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны представить в Партнерство копию действующего договора страхования (страхового полиса), заверенную печатью страховой организации, с которой заключен указанный договор, а также документы, подтверждающие оплату индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом страховой премии.
      Главой 3 Правил основным условием одобрения предоставленного членом партнерства договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, обязательным и дополнительным требованиям установленным партнерством в Правилах. 
      Исходя из требований пункта 3.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев:
     а) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет;
     б) наличие рейтинга по классификации российского рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»), в том числе в Краснодарском крае;
     в) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co).
     г) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании). 
     д) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций.
     е) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
         Финансовая устойчивость страховой организации оценивается партнерством по коэффициентам платежеспособности и ликвидности, которые характеризуют финансовое состояние и меру способности страховой организации рассчитаться с кредиторами, а также определяют обеспеченность страховой компании высоколиквидными активами для выполнения своих обязательств.
       Коэффициенты платежеспособности страховых организаций разрабатываются и утверждаются Партнерством при необходимости, в том числе при подготовке и проведении конкурсов по отбору страховых организаций. 
      В соответствии с пунктом 3.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
     а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства;
     б) опыта работы с факультативным перестрахованием;
     в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.  
        Согласно пункту 3.4 Правил, страховая компания должна иметь необходимую инфраструктуру для работы с членами Партнерства (филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края).
        Согласно пункту 3.5 Правил, доля страховых премий, полученных страховой организацией в предыдущем году по договорам страхования строительных рисков (имущества и ответственности) должна составлять не менее 10 % от общего объема полученной страховой премии.
        Согласно пункту 3.6 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;
     - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации);
     - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
     - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
     - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств. 
         Также в соответствии с пунктом 3.7 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства.
        В соответствии с пунктом 3.8 Правил, в случае если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности не упомянута в списке страховых организаций, рекомендуемых партнерством, не соответствует указанным в пункте 3.1 Правил условиям, договор страхования (страховой полис) может быть одобрен Контрольным комитетом.
        Согласно пунктам 5.1, 5.2 Правил, члены партнерства обязаны соблюдать настоящие Правила, а несоблюдение членом партнерства требований Правил, влечет за собой ответственность, определяемую законодательством РФ, Уставом и Правилами саморегулирования партнерства.
На заседание Комиссии СРО НП «Строительное региональное объединение» представлены объяснения от 03.03.2010 вх. № 1232, а также представителем СРО НП «Строительное региональное объединение» пояснено, что ни одной обратившейся к СРО НП «Строительное региональное объединение» и предоставившей документы страховой компании не было отказано в сотрудничестве. Правила СРО НП «Строительное региональное объединение» направлены, прежде всего, на защиту имущественных интересов непосредственно самого СРО и опосредованно его членов. Исходя из специфики деятельности саморегулируемой организации, СРО отвечает за вред, причиненный строительной деятельностью ее членов в пределах компенсационного фонда, а страхование гражданской ответственности членом СРО своей деятельности является своего рода «подушкой безопасности» защищающей вышеуказанный компенсационный фонд, а соответственно стабильность существования самой саморегулируемой организации и ее членов. Таким образом, в интересах СРО в полном объеме знать всю информацию о страховой организации, с которой ее член заключает Договор страхования, и быть уверенным в том, что вышеуказанная страховая компания является стабильной и надежной, и сможет в полном объеме в пределах страховой суммы возместить заявленный ущерб, т.к. от этого напрямую зависит экономическая безопасность самой саморегулируемой организации и ее членов. Установленные Правилами требования к страховым компаниям не лишают возможности существующих на рынке Страховщиков - субъектов хозяйственной деятельности, самостоятельно конкурировать между собой в отношении оказываемых ими услуг по страхованию, ничем не ущемляют права Страхователей на приобретение услуг Страховщиков, не приводят к созданию препятствий доступа на страховой рынок других хозяйствующих субъектов. 
      Комиссией не приняты доводы СРО НП «Строительное региональное объединение» о том, что требования к страховым организациям не ограничивают конкуренцию, т.к. член СРО ограничен в выборе страховой организации, а страховая организация, не соответствующая требованиям, установленным СРО НП «Строительное региональное объединение», не имеет возможности побороться за клиента на рынке страхования гражданской ответственности.
       Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
      Пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
     - раздел товарного рынка по территориальному принципу;
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
         Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
        Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: 
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
       Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
       Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
       Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        СРО НП «Строительное региональное объединение», устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к разделу товарного рынка по территориальному принципу (требования СРО о наличии необходимой инфраструктуры для работы с членами партнерства, таких как филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края), экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию рейтингов вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.). 
       Таким образом, действия СРО НП «Строительное региональное объединение» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

     1. Признать СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     2. Выдать СРО НП «Строительное региональное объединение» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. 
     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.


Председатель Комиссии                 

Н.Я. Гассий


Члены Комиссии: 

Н.Ф. Шаварина


О.А. Мурадян


С.Н. Журбенко


Е.А. Щеглова
 



         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
         Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 24/2010 возбужденному по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» части 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


РЕШЕНИЕ

16 марта 2010 г.                                                                                                                                             г. Краснодар

Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2010 г. 

        Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 24/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; С.Н. Журбенко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),
в присутствии представителя СРО НП «Строительное региональное объединение» - Ю.Ю. Буниной (доверенность от 01.03.2010 № б/н),
рассмотрев дело № 24/2010, возбужденное по признакам нарушения СРО НП «Строительное региональное объединение» (….) части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

        В Краснодарское УФАС России 21.10.2009 вх. № 7045 поступило поручение ФАС России от 15.10.2009 исх. № АК/36180 о проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства строительными СРО при организации страхования членами строительных СРО гражданской ответственности. 
        В целях определения состояния конкуренции, на основании статей 22, 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Краснодарским УФАС России в адрес саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Строительное региональное объединение» (…., сокращенное наименование – СРО НП «Строительное региональное объединение») направлен запрос от 08.12.2009 № 9876/5 «О представлении информации».
        В Краснодарское УФАС России 22.01.2010 вх. № 333 поступила запрашиваемая информация.
        На основании представленных СРО НП «Строительное региональное объединение» документов и сведений Краснодарским УФАС России установлено следующее. 
        В соответствии с уставом СРО НП «Строительное региональное объединение» от 24.11.2009 (далее - Устав), партнерство, является некоммерческой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
        Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 09.10.2009 № НК-45/103-СРО «О внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций» НП «Строительное региональное объединение» присвоен статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (дата включения в реестр сведений: 07.10.2009, номер реестровой записи: 47, регистрационный номер записи: СРО-С-047-07102009).
       В соответствии с главой 3 Устава, для достижения своих целей партнерство осуществляет функции по разработке и установлению стандартов и правил саморегулирования СРО НП «Строительное региональное объединение», контролирует соблюдение указанных стандартов и правил.
       В соответствии с пунктом 5.18 Устава, члены СРО НП «Строительное региональное объединение» обязаны соблюдать указанные стандарты и правила.
       Согласно пункту 6.7 Устава, СРО НП «Строительное региональное объединение» установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
       Порядок и условия страхования гражданской ответственности определяются Правилами саморегулирования НП «Строительное региональное объединение» «Требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
       В соответствии с подпунктом 7 пункта 8.5 Устава, утверждение стандартов СРО НП «Строительное региональное объединение» и правил саморегулирования, относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов СРО НП «Строительное региональное объединение», высшего органа управления партнерства. 
       Так, решением Общего собрания членов НП «Строительное региональное объединение» от 17.08.2009 (Протокол № 5) утверждены Правила саморегулирования НП «Строительное региональное объединение», устанавливающие требования о страховании членами НП «Строительное региональное объединение» гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (ПР-9) (далее - Правила).
      В соответствии с пунктом 2.1 Правил, для получения свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на    безопасность объектов капитального строительства, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить заключение и надлежащее исполнение договора страхования гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков определенного вида или видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допуск к которым намерен получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
      Согласно пункту 2.3 Правил, для подтверждения факта заключения договора страхования, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны представить в Партнерство копию действующего договора страхования (страхового полиса), заверенную печатью страховой организации, с которой заключен указанный договор, а также документы, подтверждающие оплату индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом страховой премии.
      Главой 3 Правил основным условием одобрения предоставленного членом партнерства договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, является соответствие страховой организации, с которой заключен договор, обязательным и дополнительным требованиям установленным партнерством в Правилах. 
      Исходя из требований пункта 3.2 Правил, надежность страховой компании члену партнерства следует определять исходя из следующих критериев:
     а) срок работы страховой компании на рынке должен составлять не менее 5 лет;
     б) наличие рейтинга по классификации российского рейтингового агентства «Эксперт» не ниже «А» («Высокий уровень надежности»), в том числе в Краснодарском крае;
     в) наличие положительных рейтингов международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P, A.M.Best Co).
     г) отсутствие задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании). 
     д) наличие в страховой компании сотрудников – экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций.
     е) наличие в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства.
         Финансовая устойчивость страховой организации оценивается партнерством по коэффициентам платежеспособности и ликвидности, которые характеризуют финансовое состояние и меру способности страховой организации рассчитаться с кредиторами, а также определяют обеспеченность страховой компании высоколиквидными активами для выполнения своих обязательств.
       Коэффициенты платежеспособности страховых организаций разрабатываются и утверждаются Партнерством при необходимости, в том числе при подготовке и проведении конкурсов по отбору страховых организаций. 
      В соответствии с пунктом 3.3 Правил, страховая компания должна обеспечить надлежащее качество перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере, в том числе желательно наличие:
     а) облигаторных договоров перестрахования с иностранными перестраховочными компаниями, имеющими опыт перестрахования в сфере строительства;
     б) опыта работы с факультативным перестрахованием;
     в) вхождение страховой компании в профессиональные пулы, союзы, ассоциации.  
        Согласно пункту 3.4 Правил, страховая компания должна иметь необходимую инфраструктуру для работы с членами Партнерства (филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края).
        Согласно пункту 3.5 Правил, доля страховых премий, полученных страховой организацией в предыдущем году по договорам страхования строительных рисков (имущества и ответственности) должна составлять не менее 10 % от общего объема полученной страховой премии.
        Согласно пункту 3.6 Правил, для подтверждения соответствия указанным критериям вместе с копией договора страхования (страхового полиса) гражданской ответственности в партнерство должны быть представлены следующие документы:
    - копия (заверенная печатью страховой организации) действующей лицензии на осуществление страховой деятельности и приложение к лицензии на осуществление страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам; 
    - копия (прошитая и заверенная печатью страховой организации) Правил страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;
     - копия свидетельства о регистрации юридического лица (страховой организации);
     - письмо, заверенное руководителями страховой организации, об отсутствии судебных процессов, имеющих существенной значение для ее деятельности и отсутствия в отношении нее процедуры банкротства;
     - статистическую справку, заверенную руководителем страховой организации, раскрывающую долю страховых премий, полученных за предыдущий год по страхованию строительных рисков в общем объеме премий, полученных страховой организации;
     - извещение (сертификат) о присвоении страховой организации рейтинга одним из вышеуказанных рейтинговых агентств. 
         Также в соответствии с пунктом 3.7 Правил, партнерство вправе самостоятельно запрашивать от страховых организаций документы, подтверждающие соответствие страховых организаций указанным критериям и формировать список страховых организаций, рекомендованных для страхования гражданской ответственности членов партнерства.
        В соответствии с пунктом 3.8 Правил, в случае если страховая организация, с которой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом заключен договор страхования (страховой полис) гражданской ответственности не упомянута в списке страховых организаций, рекомендуемых партнерством, не соответствует указанным в пункте 3.1 Правил условиям, договор страхования (страховой полис) может быть одобрен Контрольным комитетом.
        Согласно пунктам 5.1, 5.2 Правил, члены партнерства обязаны соблюдать настоящие Правила, а несоблюдение членом партнерства требований Правил, влечет за собой ответственность, определяемую законодательством РФ, Уставом и Правилами саморегулирования партнерства.
На заседание Комиссии СРО НП «Строительное региональное объединение» представлены объяснения от 03.03.2010 вх. № 1232, а также представителем СРО НП «Строительное региональное объединение» пояснено, что ни одной обратившейся к СРО НП «Строительное региональное объединение» и предоставившей документы страховой компании не было отказано в сотрудничестве. Правила СРО НП «Строительное региональное объединение» направлены, прежде всего, на защиту имущественных интересов непосредственно самого СРО и опосредованно его членов. Исходя из специфики деятельности саморегулируемой организации, СРО отвечает за вред, причиненный строительной деятельностью ее членов в пределах компенсационного фонда, а страхование гражданской ответственности членом СРО своей деятельности является своего рода «подушкой безопасности» защищающей вышеуказанный компенсационный фонд, а соответственно стабильность существования самой саморегулируемой организации и ее членов. Таким образом, в интересах СРО в полном объеме знать всю информацию о страховой организации, с которой ее член заключает Договор страхования, и быть уверенным в том, что вышеуказанная страховая компания является стабильной и надежной, и сможет в полном объеме в пределах страховой суммы возместить заявленный ущерб, т.к. от этого напрямую зависит экономическая безопасность самой саморегулируемой организации и ее членов. Установленные Правилами требования к страховым компаниям не лишают возможности существующих на рынке Страховщиков - субъектов хозяйственной деятельности, самостоятельно конкурировать между собой в отношении оказываемых ими услуг по страхованию, ничем не ущемляют права Страхователей на приобретение услуг Страховщиков, не приводят к созданию препятствий доступа на страховой рынок других хозяйствующих субъектов. 
      Комиссией не приняты доводы СРО НП «Строительное региональное объединение» о том, что требования к страховым организациям не ограничивают конкуренцию, т.к. член СРО ограничен в выборе страховой организации, а страховая организация, не соответствующая требованиям, установленным СРО НП «Строительное региональное объединение», не имеет возможности побороться за клиента на рынке страхования гражданской ответственности.
       Согласно части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции коммерческим и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
      Пунктами 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции определены следующие последствия:
     - раздел товарного рынка по территориальному принципу;
    - экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
    - создание препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
         Под координацией экономической деятельности в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
        Согласно частями 1, 2, 3 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: 
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
       Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
       Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
       Согласно пункту 4 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам. 
        В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
        Данным законом уже установлены необходимые требования для осуществления страхового дела, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии, а также ограничение или приостановление действия лицензии.
        СРО НП «Строительное региональное объединение», устанавливая в Правилах требования к страховым компаниям, координирует (согласовывает) деятельность хозяйствующих субъектов (строительных организаций, членов СРО), что может привести к последствиям, указанным в пунктах 3, 4, 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к разделу товарного рынка по территориальному принципу (требования СРО о наличии необходимой инфраструктуры для работы с членами партнерства, таких как филиалы, представительства, дополнительные офисы на территории Краснодарского края), экономически или технологически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам (требования к опыту работы - не менее 5 лет, наличию рейтингов вышеперечисленных рейтинговых агентств, требования об отсутствии задолженности страховой компании перед кредиторами (по данным бухгалтерского учета и отчетности страховой компании), наличия в страховой компании сотрудников - экспертов (андеррайтеров) с опытом оценки рисков строительных организаций, наличия в страховой компании установленных взаимоотношений с независимыми экспертными организациями в области строительства, требование по обеспечению надлежащего качества перестраховочной защиты, позволяющей покрывать страхуемые риски в полном размере и др.). 
       Таким образом, действия СРО НП «Строительное региональное объединение» по установлению не предусмотренных действующим законодательством требований к страховым организациям для членов СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушают запрет, предусмотренный частью 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

     1. Признать СРО НП «Строительное региональное объединение» нарушившим часть 3 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
     2. Выдать СРО НП «Строительное региональное объединение» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. 
     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Председатель Комиссии                 

Н.Я. Гассий


Члены Комиссии: 

Н.Ф. Шаварина


О.А. Мурадян


С.Н. Журбенко


Е.А. Щеглова
 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
         Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-17 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )