Оборвали провода

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Краснодар, 14 августа – Юг Times, Елена Иванова. Трудности с подключением к сетям электроэнергии и газораспределения создали угрозу развитию Краснодарского края как инвестиционно привлекательного региона.

Естественные монополии на Кубани активно практикуют отказы в заключении договоров технического присоединения или чрезвычайно осложняют сам процесс. Меры, принимаемые Краснодарским УФАС в рамках административного производства, не возымели должного действия - количество нарушений в текущем году растет, констатируют в антимонопольном органе. В управлении переходят к более решительным действиям и намерены дисквалифицировать менеджеров компаний, не поддающихся воспитанию.

Данную проблему подробно обсудили на публичных слушаниях, организованных Краснодарским управлением ФАС и состоявшихся в минувшую пятницу. На мероприятие собрались представители бизнеса, естественных монополий, депутатского корпуса и политических партий, а также профильных ведомств.

— Эта тема выбрана неслучайно - в энергетике и газификации в крае сегодня сложились системные проблемы с подключением, — открывая обсуждение, сказал руководитель Краснодарского УФАС России Олег Тихенький. — Это видно из тех заявлений, которые поступают к нам. В рамках полномочий мы систематически ведем борьбу, направленную на исключение нарушений, но вместе с тем видим, что должного результата она не дает. Штрафы в размере от 100 тысяч до 1 миллиона рублей, которые мы накладывали на сетевые организации, остались без эффекта. Мы переходим к более жестким мерам, а именно к дисквалификации должностных лиц, нарушающих законодательство, и к концу года приведем примеры с реальными делами, которые были направлены в суд.

 

НОРМЫ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ

Целевая модель упрощения процедуры ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ, утвержденная в 2017 году, предусматривает техприсоединение к электрическим сетям в течение 90 дней, в том числе на заключение договора дается 10 дней, на выполнение работ - 70 дней и на оформление факта присоединения - еще 10 дней. Однако, как отметила заместитель руководителя, начальника отдела контроля ТЭК и связи Краснодарского УФАС России Екатерина Войченко, модель с большим трудом реализуется на территории Кубани, и на практике, наоборот, наблюдается рост выявленных нарушений порядка подключения.

— То есть правительство стремится снизить те риски, которые есть в данной сфере, но мы почему-то видим негативную тенденцию. За 6 месяцев текущего года поступило более 400 заявлений на субъекты электроэнергетики - это столько же, сколько за весь 2018 год. За первое полугодие нами вынесено 42 постановления на общую сумму в 22 миллиона рублей. Для сравнения, за весь 2018 год было всего 55 постановлений за нарушение правил присоединения. К концу года показатель явно будет стремиться к увеличению.

По словам Екатерины Войченко, основные виды нарушений носят массовый характер. Законодательство не исполняется на всех этапах - начиная с приема заявки и заканчивая самим фактом подачи энергоносителя.

— Мы наблюдаем затягивание сроков рассмотрения заявок, а после их приема - всевозможные отказы под любыми предлогами, — говорит она. — Если есть заключенный договор, имеет место нарушение сроков технологического присоединения.

По данным отдела контроля ТЭК и связи, сетевые организации усложняют подачу заявки различными способами. Так, некоторые требования приводят к заведомой невозможности предоставить полный пакет документов, так как заявитель не имеет никаких разъяснений о том, что нужно указывать в качестве энергопринимающего устройства. Как отмечает Екатерина Войченко, по этому предмету нет понимания и в самих филиалах монополий. Одни и те же сведения могут приниматься к рассмотрению в одном филиале и отклоняться в другом. По большому счету потребителю энергии остается только догадываться, что именно включать в заявку, описывая принимающее устройство.

— В данный момент мы находимся в судебных спорах с сетевыми организациями в части доказывания, что является принимающими устройствами. К примеру, заявители льготной категории часто пишут в качестве таковых земельные участки, получают отказ, и тогда начинается то, что мы называем «искусством заполнения заявки», некоторые переписывают полностью все объекты электрооборудования, которые установлены или могут устанавливаться. Дальше сетевая организация либо снова отвергает все это либо в совершенно непредсказуемом порядке может заявку принять.

Другая сложность возникает в связи с требованиями к плану расположения энергопринимающих устройств. По данным ФАС, сейчас нет требований к этому документу. Однако, как рассказала Екатерина Войченко, есть случаи, когда «Кубаньэнерго» настаивает на предоставлении особо подробного плана, где необходимо указать близлежащие реки, озера, насаждения и тому подобное. В антимонопольном органе считают такое требование избыточным, так как непонятно, где и каким образом заявитель может получить детализированную карту территории.

Наконец, и после того, как все этапы пройдены, потребитель часто сталкивается с тем, что подачи энергии так и не произошло. По мнению УФАС, причиной снова становится невыполнение монополией своих обязанностей, которая должна заранее самостоятельно передавать документы в сбытовую организацию, чтобы к моменту заключения договора все было готово к старту энергоподачи. По этому поводу антимонопольная служба также находится в процессе судебного спора.

 

ССЫЛАЮТСЯ НА ДЕФИЦИТ

По словам начальника отдела электроэнергетики министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Андрея Буренина, в ведомстве также отмечают особую напряженность в отношениях естественных монополий и заявителей на подключение к сетям. В адрес минтэка за первое полугодие поступило порядка 180 жалоб. Лидерами антирейтинга, по данным ведомства, стали такие муниципалитеты как Анапа, Сочи и Краснодар.

— Сетевые организации целенаправленно уклоняются от заключения договора путем надумывания всевозможных причин, — отметил Андрей Буренин. — Мероприятия, которые монопольная компания должна выполнять самостоятельно, вменяются самому заявителю, будь то гражданин или юридическое лицо. Есть случаи, когда заявителю озвучивается такая причина отказа как отсутствие мощности, но при проверке оказывается, что по факту сети не загружены, а питающий центр закрыт. Ростехнадзор не всегда выполняет свои полномочия по проверке реальной мощности, а основывается на данных, которые ему предоставила сама же монопольная компания.

Зачастую субъекты электроэнергии, обосновывая недостаток мощности, ссылаются на наличие заключенных договоров, но опять же: есть ситуации, когда тот, с кем заключен договор, уже не потребляет заявленный объем.

В управлении инвестиционной политики Краснодарского края проблемой озабочены особо, так как ситуация с подключениями к сетям имеет прямое влияние на деловой климат в регионе. И сегодня Кубань уже почувствовала отрицательный эффект, связанный с поведением естественных монополий. Все это вызывает обеспокоенность будущим крупных инвестиционных проектов, реализация которых начата в крае. По данным ведомства, в 2017 году таких было 60, в 2018-м появилось еще 80.

— В национальном рейтинге состояния бизнес-климата мы всегда были в числе первых регионов, — сказал начальник управления Николай Корсаков. — Однако в этом году Краснодарский край впервые выпал из первой десятки и оказался на 13-м месте. Картина не радужная. При этом основной показатель, по которому край провалился, - административное давление на бизнес и доля предпринимателей, которые так или иначе сталкивались с коррупционным фактором. До 40% опрошенных жаловались на коррупционные факторы при взаимодействии с субъектами естественных монополий. И сейчас губернатор Краснодарского края требует решительных действий по наведению порядка в этой сфере.

 

МНЕНИЕ

Александр Руппель, министр экономики Краснодарского края:

— В минэкономики этой теме уделяется особое внимание. Потому что мы приняли большую амбициозную стратегию развития края, она реалистична, но невыполнима без расшивки узких мест, связанных с энергоснабжением. Сейчас из-за этого реализовывать проекты достаточно сложно. Последние годы мы видим, что объем привлеченных инвестиций стал снижаться. Хотя, согласно указам президента, у нас объем привлеченных инвестиций по отношению к валовому региональному продукту должен быть не менее 25%. Сейчас он чуть больше 20%. И нам нужно над этим работать.