Пресс-служба: Электронные сигареты не являются эффективным способом бросить курить

         В Краснодарское УФАС России поступило заявление гр. Перминова А.В. г.Мытищи о распространении на территории аэропорта г.Краснодара рекламы электронных сигарет, с признаками нарушения ФЗ «О рекламе». Данная реклама распространялась без звука, однако сопровождалась фразами: «нет табачного налета на зубах, разные вкусовые основы, оградите детей от табачного дыма, приятный мягкий вкус, полная имитация курения, эффективный способ бросить курить, бросить курить легко». Фоном к данным фразам служили иллюстрации, на которых были изображены и образы несовершеннолетних детей, и демонстрация процессов курения. Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ИП Емцев И.В.

 Учитывая новизну и неоднозначность понятия «электронные сигареты» ФАС России обратилась по данному вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое пояснило, что реклама «электронных сигарет» как способ отказа от табакокурения, не допустима, поскольку данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. Министерство так же уточнило, что ни одна страна мира не признала электронные сигареты методом лечения. А для того, чтобы доказать эффективность и безопасность данного метода должно быть проведено специальное исследование.
Исходя из этого Комиссия Краснодарского УФАС России признала рекламную информацию: эффективный способ бросить курить, бросить курить легко» несоответствующей действительности.
Согласно п.2 ч.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его назначении, потребительских свойствах.
В рекламе электронных сигарет, распространяемой ИП Емцевым И.В., открыто демонстрировался процесс курения, что недопустимо в силу п.3 ч.5 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Данная норма не допускает демонстрацию процессов курения, потребления алкогольной продукции, а так же пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Комиссия Краснодарского УФАС России особое внимание обратила и на то, что в рекламе использовались образы несовершеннолетних детей. И хотя нарушитель в оправдание утверждал, что они используются с целью того, чтобы продемонстрировать безвредность курения электронных сигарет при детях, закон запрещает использовать образы несовершеннолетних при рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров. Это предусмотрено п.4 ч.1 ст.23 ФЗ «О рекламе».
Следует отметить и то, что Краснодарское УФАС России отнесло электронные сигареты к числу курительных принадлежностей, поскольку ИП Емцев И.В. предоставил Комиссии Сертификат соответствия, в котором электронные сигареты названы электронным имитатором табакокурения, без фактического наличия табака. Вместе с тем документов о составе электронных сигарет нарушитель не представил.
Признаться, Комиссии Краснодарского УФАС России было непросто выносить решение по данному делу, в связи со сложностью толкования этой «нано технологии» и отсутствием судебной практики, и вместе с тем в объективности решения Краснодарское УФАС России не сомневается. Ведь сигареты эти хоть и электронные, но все же сигареты, смысл которых один и тот же…