Краснодарское УФАС России по заявлению ОАО «МТС» в отношении ООО «Телеком Евразия» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ по факту распространения наружной рекламы ТП «Супер Страйк» с нарушением требований п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
С 01.02.2009г. в г. Краснодаре, г. Крымске и г. Сочи с использованием рекламных конструкций – щитов размером 3х6м распространялась наружная реклама тарифного плана «Супер страйк» оператора сотовой связи ООО «Телеком Евразия» следующего содержания: «Наш ноль сверху! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле» и «Ваш ноль убит! 0 копеек на любые звонки и SMS. Тариф Супер страйк. TELE2 просто дешевле». Данный текст написан крупным шрифтом и читается на большом расстоянии. Помимо этого рекламное послание содержало информацию: «Указана стоимость вызовов за минуту на телефоны операторов Краснодарского края и Республики Адыгея. Соединение продолжительностью менее 3-х сек. не тарифицируются. Стоимость первой секунды разговора 1,65 руб. Посекундная тарификация. Указана стоимость первых пяти SMS на телефоны сотовых операторов Краснодарского края и Республики Адыгея в сутки. Стоимость остальных SMS по России 1,65 руб. Тарифы с учетом НДС. Подробности на www.krasnodar.TELE2.ru Лицензия Министерства РФ по связи и информатизации № 20384. Лицензии федеральной службы по надзору в сфере связи №№ 45081, 49216», которая выполнена мелким шрифтом и расположена отдельно от основного текста рекламы с использованием двух различных визуальных приемов. В одном варианте распространения указанный текст расположен горизонтально в нижнем правом углу рекламного плаката по отношению к основному рекламному тексту, в другом – на боковой части рекламного плаката вертикально снизу вверх по отношению к основному рекламному тексту. При этом данный текст выполнен мелким нечитаемым шрифтом и расположен перпендикулярно по отношению к основному выделенному тексту рекламы, что не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламы, что не позволят потребителям воспринимать поясняющую, делает её труднодоступной для читающего человека.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 указанного закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
11 июня 2009 года ООО «Телеком Евразия» постановлением заместителя руководителя Краснодарского УФАС России привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая незаконным постановление Краснодарского УФАС России ООО «Телеком Евразия» оспорило его в Арбитражном суде Краснодарского края.
Также в Арбитражный суд Краснодарского края ООО «Телеком Евразия» представлен акт экспертного исследования ООО «Краснодарская лаборатория независимой экспертизы» № 3770/27 от 23.07.09г. из которого следует, что текст (дисклеймер), вертикально расположенный в правой стороне в статическом состоянии прочитывается человеком со среднестатистическими данными на расстоянии до 10м. Потребителю не страдающему какими-либо глазными заболеваниями, для прочтения текста, выполненного на исследуемом рекламном плакате мелким шрифтом вертикально снизу вверх на расстоянии до 10м дополнительных специальных устройств (лупа, бинокль и т.д.) не требуется.
Решением от 30.07.09. Арбитражного суда Краснодарского края постановление Краснодарского УФАС России признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением Арбитражного суда Краснодарского края Краснодарское УФАС России обжаловало его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Ростова-на-Дону.
Постановлением от 24.09.2009г. Арбитражного суда апелляционный инстанции апелляционная жалоба Краснодарского УФАС России удовлетворена полностью и решение от 30.07.09. Арбитражного суда Краснодарского края отменено.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда указано, что ссылка суда первой инстанции на заключение эксперта ООО «Краснодарская лаборатория независимой экспертизы» является необоснованной, поскольку из заключения видно, что вывод о возможности прочтения текста рекламы, указанного мелким шрифтом, с расстояния 10 метров сделан без учета фактических условий, при которых данная реклама воспринимается потребителем. Краснодарское УФАС России обоснованно указала на то, что реклама размещена на рекламных конструкциях вдоль придорожных полос и полос отвода на расстоянии не менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором размещена конструкция. Поэтому, из-за расположения рекламных конструкций у потребителя нет прямого доступа к рекламному плакату, и рекламная информация воспринимается потребителями со значительного расстояния.
ООО «Телеком Евразия» считая постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда необоснованным и незаконным, обжаловало его в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
25 ноября 2009 года Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: отказать ООО «Телеком Евразия» в удовлетворении заявленных требований, постановление Арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, тем самым, подтвердив правомерность и обоснованность действий Краснодарского УФАС России по привлечению к административной ответственности ООО «Телеком Евразия» по ст. 14.3 КоАП РФ.
Пресс-служба Краснодарского УФАС России