В Краснодарском УФАС России проведена пресс-конференция на тему: «Правоприменительная практика Краснодарского УФАС России по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции»

25 июня 2021 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю состоялась пресс-конференция начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа Мурадян Оганеса на тему: «Правоприменительная практика Краснодарского УФАС России по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции».

Оганес Мурадян рассказал, что в соответствии со Стратегией развития экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208, предотвращение картельных сговоров является одной из основных задач государства в сфере экономики.

Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 4 135-ФЗ).

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Из анализа указанных норм закона следует, что Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Картели являются одними из самых опасных правонарушений в сфере экономики, поэтому законодательством предусмотрены достаточно серьезные наказания за такие правонарушения. Для юридических лиц размер административного штрафа может достигать 50% от начальной стоимости предмета торгов. Для должностных лиц кроме административной ответственности, предусматривающей как административный штраф до 50 тыс. руб., так и дисквалификацию на срок до трех лет, установлена также уголовная ответственность, предусматривающая лишение свободы на срок до семи лет.

Оганес Мурадян также привел несколько примеров рассмотренных дел.

В июле 2020 года Комиссией Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «ТимТорг», ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», ООО «ЭКО-ГРАД» установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в рамках реализации антиконкурентного соглашения при проведении аукциона ООО «ТИМТОРГ», ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», ООО «ЭКО-ГРАД» была реализована схема «ТАРАН». Участники сговора, заранее зная о намерениях друг друга, отказались от самостоятельных действий с целью обеспечения победы в аукционе ООО «ЭКО-ГРАД».

ООО «ТИМТОРГ» и ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ», не имея лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, поочередно снижали цену лота, такой стратегией поведения ввели добросовестного участника аукциона в заблуждение, в результате чего последний отказался от конкурентной борьбы в ходе аукциона ввиду экономической нецелесообразности и невыгодности заключения контракта.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2019 на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО «ТИМТОРГ» и ООО ПСО «СОЧИКАПСТРОЙ» признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. По итогам аукциона контракт заключен с ООО «ЭКО-ГРАД».

В целях привлечения к административной ответственности участников картельного соглашения Краснодарским УФАС России возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых общества и их руководители привлечены к административной ответственности в виде штрафа в совокупном размере 910 410,03 рублей.

 

В сентябре 2020 года Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ООО ЧОП «Бастион-Юг», ООО ЧОО «Гулливер», ООО «Первая Линия», ИП Ярыч О.Н. и иных хозяйствующих субъектов установлен факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении картельного соглашения между хозяйствующими субъектами конкурентами, которое предусматривало поддержание цен на торгах в аукционах в электронной форме на право заключения контрактов на осуществление охранных услуг.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в Краснодарское УФАС России поступили заявления от участников картельного соглашения, в том числе ООО ЧОО «Гулливер» и ООО ЧОП «Бастион-Юг» о нарушении антимонопольного законодательства в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ, согласно которым данные лица добровольно признали факт заключения и своего участия в антиконкурентном соглашении. 

Участниками соглашения был предусмотрен алгоритм действий участников, в рамках которого предусматривалась заранее оговоренная деятельность участников сговора в ходе электронных аукционов.

На основании принятого решения, участники картеля были привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в совокупном размере 518 160 рублей.

ООО ЧОП «Бастион-Юг», ООО ЧОО «Гулливер», ООО «Первая Линия» и их руководители, а также ИП Ярыч О.Н. оплатили административные штрафы в совокупном размере 518 160 рублей в полном объеме.

 

По вопросам противодействия картелям и иным антиконкурентным соглашениям Краснодарским УФАС России осуществляется тесное взаимодействие с правоохранительными органами.

В рамках взаимодействия, по материалам проверки СУ УМВД России по гор. Краснодару, содержащим сведения о нарушении участниками электронных аукционов на поставку изделий медицинского назначения и расходных медицинских материалов антимонопольного законодательства, Краснодарским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения указанного дела комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что общий доход (сумма заключенных контрактов), полученный участниками соглашения по электронным аукционам составил более 70 млн. руб.

В связи с чем, решение и материалы дела направлены Краснодарским УФАС России в ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю для проверки и принятия решения о наличии (отсутствия) в действиях участников соглашения признаков состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ.