РЕШЕНИЕ
02 ноября 2011 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Оберемок В.В. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Вайс Т.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Шулика М.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Нудной Н.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Козловой Татьяной Геннадьевной в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 рекламы с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Козловой Татьяны Геннадьевны (…) (доказательства надлежащего уведомления – почтовое уведомление в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
В газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 распространялась реклама следующего содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2».
Указанная реклама распространена с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Кроме того, в указанной рекламе содержится информация: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…».
Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации дистанционным способом продажи товаров является ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
В связи с чем, Краснодарским УФАС России определением о возбуждении дела № 81Р/2011 от 30 августа 2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Козловой Т.Г. возбуждено дело, и в указанном определении запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения данного дела.
ИП Козловой Т.Г. в установленный управлением срок представлены запрошенные определением документы и материалы (вх. № 8265 от 16.09.2011 г.), в том числе документальное подтверждение информации, указанной в рекламе о том, что матрасы «Don Matras», продаваемые ИП Козловой Татьяной Геннадьевной, являются лучшими ортопедическими матрасами – диплом № 2009610103601.
По результатам рассмотрения представленных документов Краснодарским УФАС России установлено следующее: диплом № 2009610103601 выдан ИП Митереву Валерию Юрьевичу в рамках программы «100 лучших товаров России» за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости: «Релакс А», «Экстра В», «Экстра С» в 2009 г., с указанием места выдачи диплома - Ростовской области.
ИП Козлова Т.Г. на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе 19.09.2011 г. устно заявила (протокол заседания комиссии от 19.09.2011 г. – в деле), что использование в рекламе выражения «…лучшие ортопедические матрасы…» основывалось на дипломе № 2009610103601, поскольку данный диплом выдан за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости, которые ИП Козлова Т.Г. закупает у контрагента – ИП Митерева В.Ю., что подтверждается копией счет-фактуры MBME-11-2040 (в материалах дела). Кроме того, ИП Митерев В.Ю. является правообладателем зарегистрированного товарного знака «Don Matras», что подтверждается копией решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о государственной регистрации товарного знака «Don Matras» (копия решения - в материалах дела).
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев вышеуказанные объяснения ИП Козловой Т.Г., сочла их необоснованными, так как в рекламе содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2» нет ссылок на параметры, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами – диплом № 2009610103601, причем в самом дипломе отсутствует указание на товарный знак «Don Matras».
По факту распространения рекламы с нарушением ст. 8 Федерального закона «О рекламе» ИП Козлова Т.Г. пояснила, что, по ее мнению, в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам, т.к. при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
При этом, Правилами продажи товаров по образцам утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 918, к продаже товаров по образцам предъявляются определенные требования. Так, данные Правила в ст. 13 устанавливают, что в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. Ст. 14 вышеуказанных Правил установлено, что: образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами. Ст. 17 вышеуказанных Правил указывает, что образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений.
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, находящемся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя либо образцом товара при заключении такого договора.
Образец - единичный показательный экземпляр товара, используемый для рекламы, на выставках, с целью ознакомления, показа покупателям (Современный экономический словарь под ред. Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.).
Следовательно, объяснения ИП Козловой Т.Г. о том, что в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам являются необоснованными, поскольку при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
Таким образом, при распространении рекламы указанного выше содержания нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в употреблении формулировки «лучшие» без указания в содержании распространяемой рекламы параметров, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А также из информации содержания: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…», а также нарушены требования ст. 8 Федерального закона «О рекламе», поскольку в указанной рекламе отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе», несут как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «о рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с договором на оказание рекламных услуг № пе11/10012 от 18 января 2011 г, заключенным ООО «Медиа Контакт» с ИП Козловой Т.Г, рекламодателем данной рекламы является ИП Козлова Татьяна Геннадьевна. При этом согласно п. 2.1.1 данного договора рекламодатель обязуется размещать и распространять только такую рекламу, которая соответствует требованиям Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Таким образом, ИП Козлова Татьяна Геннадьевна несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в распространении рекламы содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемой в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в части отсутствия в вышеуказанной рекламе сведений о продавце товаров, реализуемых дистанционным способом: наименования, места нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, а также в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В ходе рассмотрения дела ИП Козловой Т.Г. представлены доказательства об устранении нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при последующем распространении рекламы, а именно, в рекламе указаны сведения о продавце товаров ИП Козловой Т.Г. с указанием ОГРН (экземпляр газеты «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 17.09.2011 г. № 36(300) – в материалах дела).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемую в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., поскольку при ее распространении нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ИП Козловой Татьяне Геннадьевне предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в части прекращения нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ________________В.В. Оберемок
Члены Комиссии _________________Т.И. Вайс
_________________М.С. Шулика
_________________Н.С. Нудной
stdClass Object
(
[vid] => 7007
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. в отношении ИП Козловой Т.Г.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7005
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1328772254
[changed] => 1370528289
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370528289
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
02 ноября 2011 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Оберемок В.В. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Вайс Т.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Шулика М.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Нудной Н.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Козловой Татьяной Геннадьевной в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 рекламы с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Козловой Татьяны Геннадьевны (…) (доказательства надлежащего уведомления – почтовое уведомление в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
В газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 распространялась реклама следующего содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2».
Указанная реклама распространена с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Кроме того, в указанной рекламе содержится информация: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…».
Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации дистанционным способом продажи товаров является ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
В связи с чем, Краснодарским УФАС России определением о возбуждении дела № 81Р/2011 от 30 августа 2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Козловой Т.Г. возбуждено дело, и в указанном определении запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения данного дела.
ИП Козловой Т.Г. в установленный управлением срок представлены запрошенные определением документы и материалы (вх. № 8265 от 16.09.2011 г.), в том числе документальное подтверждение информации, указанной в рекламе о том, что матрасы «Don Matras», продаваемые ИП Козловой Татьяной Геннадьевной, являются лучшими ортопедическими матрасами – диплом № 2009610103601.
По результатам рассмотрения представленных документов Краснодарским УФАС России установлено следующее: диплом № 2009610103601 выдан ИП Митереву Валерию Юрьевичу в рамках программы «100 лучших товаров России» за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости: «Релакс А», «Экстра В», «Экстра С» в 2009 г., с указанием места выдачи диплома - Ростовской области.
ИП Козлова Т.Г. на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе 19.09.2011 г. устно заявила (протокол заседания комиссии от 19.09.2011 г. – в деле), что использование в рекламе выражения «…лучшие ортопедические матрасы…» основывалось на дипломе № 2009610103601, поскольку данный диплом выдан за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости, которые ИП Козлова Т.Г. закупает у контрагента – ИП Митерева В.Ю., что подтверждается копией счет-фактуры MBME-11-2040 (в материалах дела). Кроме того, ИП Митерев В.Ю. является правообладателем зарегистрированного товарного знака «Don Matras», что подтверждается копией решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о государственной регистрации товарного знака «Don Matras» (копия решения - в материалах дела).
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев вышеуказанные объяснения ИП Козловой Т.Г., сочла их необоснованными, так как в рекламе содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2» нет ссылок на параметры, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами – диплом № 2009610103601, причем в самом дипломе отсутствует указание на товарный знак «Don Matras».
По факту распространения рекламы с нарушением ст. 8 Федерального закона «О рекламе» ИП Козлова Т.Г. пояснила, что, по ее мнению, в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам, т.к. при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
При этом, Правилами продажи товаров по образцам утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 918, к продаже товаров по образцам предъявляются определенные требования. Так, данные Правила в ст. 13 устанавливают, что в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. Ст. 14 вышеуказанных Правил установлено, что: образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами. Ст. 17 вышеуказанных Правил указывает, что образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений.
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, находящемся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя либо образцом товара при заключении такого договора.
Образец - единичный показательный экземпляр товара, используемый для рекламы, на выставках, с целью ознакомления, показа покупателям (Современный экономический словарь под ред. Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.).
Следовательно, объяснения ИП Козловой Т.Г. о том, что в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам являются необоснованными, поскольку при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
Таким образом, при распространении рекламы указанного выше содержания нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в употреблении формулировки «лучшие» без указания в содержании распространяемой рекламы параметров, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А также из информации содержания: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…», а также нарушены требования ст. 8 Федерального закона «О рекламе», поскольку в указанной рекламе отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе», несут как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «о рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с договором на оказание рекламных услуг № пе11/10012 от 18 января 2011 г, заключенным ООО «Медиа Контакт» с ИП Козловой Т.Г, рекламодателем данной рекламы является ИП Козлова Татьяна Геннадьевна. При этом согласно п. 2.1.1 данного договора рекламодатель обязуется размещать и распространять только такую рекламу, которая соответствует требованиям Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Таким образом, ИП Козлова Татьяна Геннадьевна несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в распространении рекламы содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемой в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в части отсутствия в вышеуказанной рекламе сведений о продавце товаров, реализуемых дистанционным способом: наименования, места нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, а также в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В ходе рассмотрения дела ИП Козловой Т.Г. представлены доказательства об устранении нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при последующем распространении рекламы, а именно, в рекламе указаны сведения о продавце товаров ИП Козловой Т.Г. с указанием ОГРН (экземпляр газеты «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 17.09.2011 г. № 36(300) – в материалах дела).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемую в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., поскольку при ее распространении нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ИП Козловой Татьяне Геннадьевне предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в части прекращения нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ________________В.В. Оберемок
Члены Комиссии _________________Т.И. Вайс
_________________М.С. Шулика
_________________Н.С. Нудной
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
02 ноября 2011 г. г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Оберемок В.В. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Вайс Т.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Шулика М.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Нудной Н.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Козловой Татьяной Геннадьевной в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 рекламы с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Козловой Татьяны Геннадьевны (…) (доказательства надлежащего уведомления – почтовое уведомление в материалах дела),
УСТАНОВИЛА:
В газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 распространялась реклама следующего содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2».
Указанная реклама распространена с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Кроме того, в указанной рекламе содержится информация: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…».
Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации дистанционным способом продажи товаров является ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
В связи с чем, Краснодарским УФАС России определением о возбуждении дела № 81Р/2011 от 30 августа 2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Козловой Т.Г. возбуждено дело, и в указанном определении запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения данного дела.
ИП Козловой Т.Г. в установленный управлением срок представлены запрошенные определением документы и материалы (вх. № 8265 от 16.09.2011 г.), в том числе документальное подтверждение информации, указанной в рекламе о том, что матрасы «Don Matras», продаваемые ИП Козловой Татьяной Геннадьевной, являются лучшими ортопедическими матрасами – диплом № 2009610103601.
По результатам рассмотрения представленных документов Краснодарским УФАС России установлено следующее: диплом № 2009610103601 выдан ИП Митереву Валерию Юрьевичу в рамках программы «100 лучших товаров России» за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости: «Релакс А», «Экстра В», «Экстра С» в 2009 г., с указанием места выдачи диплома - Ростовской области.
ИП Козлова Т.Г. на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе 19.09.2011 г. устно заявила (протокол заседания комиссии от 19.09.2011 г. – в деле), что использование в рекламе выражения «…лучшие ортопедические матрасы…» основывалось на дипломе № 2009610103601, поскольку данный диплом выдан за достижения в области обеспечения качества отечественной продукции – матрасов ортопедических двусторонней мягкости, которые ИП Козлова Т.Г. закупает у контрагента – ИП Митерева В.Ю., что подтверждается копией счет-фактуры MBME-11-2040 (в материалах дела). Кроме того, ИП Митерев В.Ю. является правообладателем зарегистрированного товарного знака «Don Matras», что подтверждается копией решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о государственной регистрации товарного знака «Don Matras» (копия решения - в материалах дела).
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела №81Р/2011 по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев вышеуказанные объяснения ИП Козловой Т.Г., сочла их необоснованными, так как в рекламе содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2» нет ссылок на параметры, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами – диплом № 2009610103601, причем в самом дипломе отсутствует указание на товарный знак «Don Matras».
По факту распространения рекламы с нарушением ст. 8 Федерального закона «О рекламе» ИП Козлова Т.Г. пояснила, что, по ее мнению, в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам, т.к. при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
При этом, Правилами продажи товаров по образцам утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 918, к продаже товаров по образцам предъявляются определенные требования. Так, данные Правила в ст. 13 устанавливают, что в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. Ст. 14 вышеуказанных Правил установлено, что: образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами. Ст. 17 вышеуказанных Правил указывает, что образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений.
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, находящемся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя либо образцом товара при заключении такого договора.
Образец - единичный показательный экземпляр товара, используемый для рекламы, на выставках, с целью ознакомления, показа покупателям (Современный экономический словарь под ред. Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.).
Следовательно, объяснения ИП Козловой Т.Г. о том, что в распространяемой рекламе отсутствует указание на дистанционную продажу товаров, а имеется ввиду продажа по образцам являются необоснованными, поскольку при продаже покупателям демонстрируется часть товара (ортопедического матраса в разрезе).
Таким образом, при распространении рекламы указанного выше содержания нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в употреблении формулировки «лучшие» без указания в содержании распространяемой рекламы параметров, по которым рекламируемые товары являются лучшими, ссылок на документы, которыми подтверждаются преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. А также из информации содержания: «…для пенсионеров и инвалидов заказ на дому…», а также нарушены требования ст. 8 Федерального закона «О рекламе», поскольку в указанной рекламе отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе», несут как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «о рекламе», несет рекламодатель.
В соответствии с договором на оказание рекламных услуг № пе11/10012 от 18 января 2011 г, заключенным ООО «Медиа Контакт» с ИП Козловой Т.Г, рекламодателем данной рекламы является ИП Козлова Татьяна Геннадьевна. При этом согласно п. 2.1.1 данного договора рекламодатель обязуется размещать и распространять только такую рекламу, которая соответствует требованиям Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
Таким образом, ИП Козлова Татьяна Геннадьевна несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе, выразившееся в распространении рекламы содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемой в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в части отсутствия в вышеуказанной рекламе сведений о продавце товаров, реализуемых дистанционным способом: наименования, места нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, а также в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В ходе рассмотрения дела ИП Козловой Т.Г. представлены доказательства об устранении нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при последующем распространении рекламы, а именно, в рекламе указаны сведения о продавце товаров ИП Козловой Т.Г. с указанием ОГРН (экземпляр газеты «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 17.09.2011 г. № 36(300) – в материалах дела).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу содержания: «Don Matras Лучшие ортопедические матрасы по оптовой цене в розницу для пенсионеров и инвалидов заказ на дому т. 260-45-75 ул. Онежская, 2\2», распространяемую в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» № 31(295) от 13.08.2011 г., поскольку при ее распространении нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ИП Козловой Татьяне Геннадьевне предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в части прекращения нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ________________В.В. Оберемок
Члены Комиссии _________________Т.И. Вайс
_________________М.С. Шулика
_________________Н.С. Нудной
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 81Р/2011
[format] =>
[safe_value] => № 81Р/2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Козловой Т.Г. в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 рекламы с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе»
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № 81Р/2011 от 30.08.2011 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП Козловой Т.Г. в газете «Ва-Банкъ в Краснодаре» от 13 августа 2011 года № 31(295) на странице № 3 рекламы с признаками нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе»
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 3
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-18 07:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-18 07:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1328772254
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Краснодарское УФАС России
)