Аналитическая записка по итогам работы Краснодарского УФАС России за 2011 год
Аналитическая записка по итогам работы Краснодарского УФАС России за 2011 год
1. Контроль соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
1.1. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Краснодарским УФАС России в 2011 году рассмотрено 85 (2010-65) заявлений по выявлению и пресечению актов действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).
По результатам рассмотрения указанных заявлений возбуждено 55 дел (2010-56) о нарушении антимонопольного законодательства по статье 15 Закона «О защите конкуренции», из них прекращено в связи с отсутствием нарушений – 15 дел (2010-7), принято решений о наличии нарушений 40 дел (2010-49), выдано 27 (2010-31) предписаний, по 13 делам (2010-8) принято решение предписание не выдавать.
В 2011 году антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций были затронуты рынки:
операции с недвижимым имуществом, включая землю – 13 выявленных нарушений, автомобильный транспорт - 9, услуги ЖКХ - 3, торговля -2, услуги образования-2, газ - 2, поставка и ремонт лифтового оборудования-2, поставка компьютерного оборудования и программных ресурсов - 2, а также по одному выявленному нарушению на рынках ритуальных услуг, строительного комплекса, услуг по подписке печатных изданий, охранных услуг, услуг рекламы.
В 2011 году Краснодарским УФАС России выявлено 40 нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» (в 2010 - 49), снижение на 18,4% .
В том числе в соответствии с видами нарушений антимонопольного законодательства:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов - 12 (2010-8) , рост на 20%;
- установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 1 (2010-0);
- указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров - 5 (2010-17) , снижение в 3,4 раза;
- установление ограничений в выборе продавцов – 2 (2010-0), увеличение в 2 раза;
- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона «О защите конкуренции» – 8 (2010-0), увеличение в 8 раз;
- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 2 (2010-2);
- совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов – 1 (2010-0);
- прочие нарушения - 9 (2010-12), снижение в 1,3 раза.
Акты законодательных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Краснодарского края, противоречащих антимонопольному законодательству
В отчетном периоде не выявлено правовых актов Законодательного собрания Краснодарского края, противоречащих нормам антимонопольного законодательства.
В 2011 году Краснодарским УФАС России рассмотрено 20 нормативных правовых и ненормативных актов на установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, из них - 16 нормативных актов органов местного самоуправления Краснодарского края. В результате проверки возбуждено 20 дел, 4 дела прекращены в связи с отсутствием факта нарушения и выявлено 16 актов нарушающих антимонопольное законодательство, в том числе,
- 1 ненормативный акт территориального управления федерального органа исполнительной власти (письмо ГУ МЧС по КК),
-15 нормативных актов (постановлений) органов местного самоуправления, в том числе 1 акт по предоставлению муниципальной преференции (постановление главы Ахметовского с/п МО Лабинский район), выданы предписания, предписания исполнены, замечания Краснодарского УФАС России учтены без судебного вмешательства.
Количество административных дел, возбужденных по статье 14.9КоАП «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»
В 2011 году Краснодарским УФАС России по статье 14.9 КоАП за нарушение статьи 15 Закона «О защите конкуренции» возбуждено 25 дел, из них: 4 дела прекращено в виду отсутствия состава правонарушения, по 1 делу вынесено устное замечание, ввиду признания нарушения малозначительным, вынесено 20 постановлений о наложении штрафа на должностных лиц на общую сумму 300,0 тыс. рублей, сумма уплаченного штрафа составила 105,0 тыс. рублей.
1.2. Выявление и пресечение соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
Краснодарским УФАС России в 2011 году рассмотрено 10 заявлений (в 2010-2) о нарушении статьи 16 Закона «О защите конкуренции» со стороны органов власти, по результатам рассмотренных заявлений возбуждено 10 дел (2010-2), из них: по 3 делам (2010-1) установлен факт нарушения, прекращено 7 дел (2010-1), в связи с отсутствием факта нарушения.
Выявлены нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» по следующим видам:
- ограничение доступа на рынок, выхода с рынка 3(2010-0);
В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество возбужденных по статье 16 Закона «О защите конкуренции» дел 10 (2010 -2) увеличилось в 5 раз, количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения, увеличилось в 7 раз, что связано с не подтверждением фактов нарушения антимонопольного законодательства.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество выявленных нарушений по статье 16 Закона «О защите конкуренции» увеличилось в 3 раза, данное увеличение произошло в связи с рассмотрение дел на рынке строительного комплекса по виду нарушений «ограничение доступа на рынок, выходу с рынка».
Предписания по указанным нарушениям не вынесены по следующим основаниям: в двух случаях - ввиду заключенных и исполненных ранее до рассмотрения дел муниципальных контрактов; в связи с устранением нарушения в ходе рассмотрения дела.
1.3. Соблюдение антимонопольных требований к торгам
В 2011 году рассмотрено 37 (2010 -27) заявлений по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, по 15 рассмотренным заявлениям (2010 - 14) отказано в возбуждении дела, по 22 заявлениям и по инициативе Краснодарского УФАС России по результатам 3 выездных контрольных мероприятий возбуждено 25 дел (2010 - 14), из них: прекращено в связи с отсутствием факта нарушения 6 дел (2010-2), выявлено нарушений по результатам рассмотрения 19 дел (2010 -12), в том числе с подачей иска в суд по 1 делу (2010-0). В 2011 году 15 нарушений (2010- 8) совершены со стороны органов власти.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом по статье 17 Закона «О защите конкуренции» рост рассмотренных заявлений составил 37%, количество возбужденных дел увеличилось в 1,8раз, количество выявленных нарушений увеличилось в 1,6 раз. В 2011 году темп роста выявленных нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» со стороны органов власти, из общего количества нарушений, составил 187,5%.
В 2011 году по статье 17 Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотренных дел выдано 5 предписаний (2010 – 3), темп роста выданных предписаний составил 166,7%.
Нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» выявлены по следующим видам:
- создание преимущественных условий участия в торгах -4 (2010-0), в том числе 2 в отношении органов власти;
- нарушение порядка определения победителя торгов – 2 (2010-4), в том числе в отношении органов власти -1;
- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 8 (2010-1), в том числе 7 в отношении органов власти;
- ограничение конкуренции между участниками торгов-1(2010-0), в том числе 1 в отношении органов власти.
- прочие нарушения -4 (2010 - 7) в том числе 4 в отношении органов власти.
1.4. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
В 2011 году рассмотрено 6 заявлений (2010 -24) по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявлений возбуждено 3 дела (2010-8), из них выявлено 3 нарушения (2010 -8).
В 2011 году по результатам рассмотрения 3 дел выдано 1 предписание (2010- 5), которое исполнено в срок в отчетном периоде.
В 2011 году количество заявлений на признаки нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» по сравнению с 2010 годом уменьшилось в 4 раза. В 2011 году количество возбужденных дел, в том числе выявленных нарушений по статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» по сравнению с 2010 годом уменьшилось в 2,7 раза. Снижение вышеуказанных показателей произошло, в связи с принятием Постановления Президиума Высшего арбитражного суда по делу А53-15386/2009 от 28.12.2010.
1.5. Особенности отбора финансовых организаций
В отчетном периоде управлением нарушений статьи 18 Закона «О защите конкуренции» не выявлено.
1.6. Предоставление государственной или муниципальной преференции
В 2011 году управлением возбуждено 3 (2010-2) дела, выявлено 3 нарушения, 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения выдано 2 предписания о принятии мер по возврату имущества.
2. Контроль соблюдения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Итоговые показатели деятельности Краснодарского УФАС России по пресечению нарушений Закона о размещении заказов в соответствии с прилагаемой таблицей:
Показатели | 2010 год | 2011 год |
Поступило жалоб | 803 | 882 |
из них: признано обоснованными | 244 | 213 |
Проведено проверок | 40 | 175 |
из них: плановых | 2 |
|
внеплановых | 38 | 175 |
Выявлено нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок |
458 |
399 |
Выдано предписаний | 170 | 253 |
Исполнено предписаний | 146 | 223 |
Предписания, находящиеся в стадии исполнения |
24 |
30 |
Предписания, обжалованные в судебном порядке |
27 |
10 |
Подано исков о понуждении к исполнению |
|
|
Количество постановлений о применении мер административной ответственности в случае нарушения порядка размещения заказов |
752 |
906 |
в том числе: по статье 7.29 КоАП | 17 | 29 |
по ч. 11 статьи 7.30 КоАП |
| 1 |
по ч. 12 статьи 7.30 КоАП |
|
|
Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение порядка размещения заказов |
9953 |
12118
|
Сумма уплаченных штрафных санкций за нарушение порядка размещения заказов |
5860 |
6056
|
В 2011 году количество поданных жалоб по сравнению с 2010 годом увеличилось на 10%. Количество обоснованных жалоб и выявленных нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок уменьшилось на 13 %: повысился уровень подготовки документации заказчиками и уполномоченными органами.
Однако количество нарушений, приходящихся на неправомерный отказ в допуске к участию в торгах, запросах котировок участников размещения заказов остается высоким (более 50% обоснованных жалоб).
Количество постановлений о наложении штрафа увеличилось по сравнению с прошлым годом на 20%.
Сумма уплаченных штрафов от начисленных составляет 50%.
Наиболее часто встречающиеся административные нарушения в сфере размещения государственного заказа – предусмотренные ст.7.29, ч.2.1, ч.2, ч.4, ч.4.2.,ч.6, ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).
Причинами неполной собираемости штрафов являются:
-обжалование в судебном порядке вынесенных постановлений о наложении штрафа в соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (до 45% постановлений);
-отмена вынесенных постановлений судебными инстанциями различных уровней;
-уклонение от оплаты должностных лиц, совершивших административное правонарушение (исполнительные действия по принудительному исполнению постановлений о наложении штрафов затягиваются на длительные сроки (до 1 года).