Смешались в кучу кони, люди...

Кто ответит за сомнительную наружную рекламу на улицах Краснодара?

О том, что наружная реклама является мощным двигателем торговли, никто не спорит. Потому и заполонили город рекламные баннеры и штендеры, разрезают улицы и проспекты рекламные перетяжки. Некоторые - весьма сомнительного содержания.

В погоне за потребителем фирмачи устраивают нешуточную рекламную гонку, порой в запале выходя за рамки приличия, а то и закона. Многие в России запомнили нашумевшую историю с рекламой ортопедических матрацев, когда потенциальному покупателю сверкала в глаза обнаженными ягодицами девушка, возлежащая на матрацах этой фирмы. В результате поднявшегося шума, дошедшего чуть не до Государственной думы, было решено прикрыть «срамное место» новоиспеченной «Венеры Милосской» некоей полупрозрачной вуалью. А что креативщики? Они продолжают изобретать все новые и новые перлы, по сравнению с которыми реклама матрацев покажется нам «детским лепетом на лужайке». Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по улицам Краснодара. Корреспондент «КИ» отправился на прогулку.

Улица Ставропольская у дома номер 9. Полюбуйтесь: вот как предприятие, специализирующееся на обрезке сухих веток деревьев, позиционирует себя на фоне других подобных фирм. Удалось выделиться? Бесспорно. А что скажут по этому поводу контролирующие организации? Но об этом чуть ниже. Справедливости ради следует упомянуть: не так давно и недалеко, через три дома, красовалась реклама расположенного здесь ресторанчика, зазывавшего клиентов вот такими стишками собственного сочинения: «Хватит, краснодарцы, жрать вам дома! У нас цены гастронома!» Может, это броское рекламное место мистически притягивает пошлятину?

Угол улиц Северной и Садовой. Крэйзи-бар (в пер. с англ. «сумасшедший бар». - Авт.) «ГнеZDо зайца». Тутошний «креатор», мешая кириллицу с латинскими буквами, вывел на рекламном баннере заведения такую «загогулину», которую мы по этическим соображениям не можем воспроизвести в тексте. Пусть каждый прочитает этот перл в «меру своей распущенности».

Угол улиц Промышленной и Базовской. Рекламщики местного магазина, специализирующегося на продаже элитного алкоголя, решили продолжить известное выражение «Губит людей не пиво» слоганом собственного сочинения. Автолюбители, уверен, слегка притормаживают у этого «перла», читают. Неужели ГИБДД согласовала размещение такого текста прямо на столбе уличного освещения близ проезжей части?

В продолжение темы для любителей пива могу порекомендовать новое заведение, где, как гласит реклама, «отжиг будет всегда». Элитный «пивняк» приютился в полуподвальном помещении развлекательного центра «СБС» в Краснодаре. В «гастропабе-пивоварне» (цитирую по рекламной вывеске. - Авт.) вам будет «всегда весело». Надеюсь, не от гастрита. Ну да не об этом речь. Речь об использовании ловко стилизованного портрета известного на весь мир артиста и его исковерканного пивными креативщиками имени. Читаем: «Bread&ПитЪ» (англ.  «хлеб». - Авт.). Словом, пьем и хохочем!

Баннер сети заведений «Паутина» близ военного училища имени Штеменко в Краснодаре на улице Красина (угол улицы Октябрьской). Тут тебе и массаж всех мыслимых видов, и сауна. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы мысль читающего потекла дальше по списку услуг и увлеченный фантазиями краснодарец отправился в расставленные неизвестными «пауками» сети. Действительно, как паутиной опутавших столицу Кубани. Уместна ли реклама подобных заведений близ военно-образовательного учреждения?

Полуподвальная кафешка у политеха на улице Красной лоск былой потеряла. А ведь называлась она не так давно «БАР СУК». Именно так, с пробелом. И было не слишком понятно: это заведение для разбитных мужичков-барсучков или исключительно бар для женщин определенного свойства? Ныне это кафе называется «Градъ». Да и теперь оно, похоже, закрыто. Неужели за грехи его тяжкие?

Говорит заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Виктория Оберемок:

- Согласно закону в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных или оскорбительных образов, - пояснила Виктория Викторовна. - Мы тщательно за этим следим. В управлении такой работой занимается специально созданный отдел.

Вот пример: антимонопольная служба оштрафовала транспортную компанию ООО «Сатурн Краснодар» за нарушение закона о рекламе. Таксисты удумали разместить  наружную рекламу со словом ..УЙ. По мнению антимонопольной службы, в этой рекламе «в завуалированной форме было использовано нецензурное слово». Дело тянулось более года. В результате в июле с. г. пятнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения краснодарского краевого Управления ФАС о штрафе в 100 тысяч рублей в отношении транспортной компании за использование ею в рекламе мата, хотя и в завуалированной форме.

В 2012 году, по словам Виктории Оберемок, краевой ФАС завершено четыре дела о нецензурной рекламе. На виновных наложен штраф в размере ста тысяч рублей.

«Поганая эстетика» исподтишка заполоняет южную столицу. И всегда колет глаза. Почему на улице Минской в ЮМР (и не только там) торгуют больными онкологией раками в «Раковой номер один»? Почему в краевом центре как ни турецкая баня, так предназначена она для людей, не обладающих кротким нравом?  Справедливости ради я залез в справочник и обнаружил вот это: «В словаре «Традиционное искусство народов Востока» слово «хаммам» дано только в таком написании».  Разве невозможно в Краснодаре вкусить неиспорченный люля-кебаб? Да еще и в новом кафе? (Кубанская набережная). И почему на улице Сормовской (близ кольца с улицей Старокубанской) на головы горожан свалился «ГЕМОРРОЙ». В такой «лошадиной» транскрипции улицу «украшает» перетяжка, пугая и отталкивая. И только вчитавшись в мелкий текст, можно обнаружить: это реклама известной  клиники.

Зато, оказывается, в краевом центре на автомойке можно сполоснуть отнюдь не только машину. Повторно обращаюсь к ГИБДД с вопросом: каким образом инспекция согласовала это изображение, да еще и на проезжей части? А если нет, почему не сигнализирует «куда надо» о нарушении? Водители-то отвлекаются!

Еще вопрос: если специалисты муниципального учреждения «Городское бюро наружной рекламы и информации» регулярно следят за этичностью размещаемых рекламных баннеров и проводят проверки законности размещения рекламных щитов и вывесок, то почему некоторые из баннеров неделями оскорбляют взор краснодарцев пошлятиной?

Может быть, поможем специалистам по контролю за наружной рекламой, правоохранителям и муниципалитету всем миром? Присылайте в редакцию информацию и снимки рекламных конструкций, которым, по вашему мнению, не место в публичных местах. Наиболее показательные мы опубликуем.

Автор: Андрей Головин