УФАС обнаружило нарушения в новороссийских закупках квартир для детей-сирот

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вторую неделю Краснодарское Управление Федеральной Антимонопольной Службы проверяет закупки квартир, проводимые администрацией Новороссийска.

Поводом к внеплановым проверкам послужили жалобы новороссийца Юрия Анасьева на несоблюдение заказчиком - управлением имущественных и земельных отношений администрации Новороссийска - Закона о контрактной системе.

Напомним, с 2017 года все торги на квартиры детям-сиротам и переселенцам из аварийного жилого фонда отыгрывает один-единственный поставщик - ООО «Специализированный застройщик «Вита-Строй», принадлежащей предпринимателю и по совместительству депутата=у городской Думы Новороссийска Георгию Середину. Причём год от года количество квартир, приобретаемых администрацией за бюджетные деньги у «Виты-Строй», растёт: в 2017 их было 33, в 2018 - 44, в 2019 - уже 66. В 2020 году на официальном сайте государственных закупок опубликовали аукционные документы уже на 77 квартир - 62 для детей-сирот, 15 - для нужд администрации (вероятно, для вручения квартир особо отличившимся сотрудникам УМВД и других структур). По результатам электронных торгов, все контракты снова заключило ООО «СЗ «Вита-Строй».

Один из местных активистов Юрий Анасьев внимательно изучил документацию по каждой закупке и обнаружил, что порядок оплаты, установленный в «Информационной карте», противоречит порядку оплаты, указанному в проекте контракта.

В итоге Юрий направил жалобы в Краснодарское УФАС по каждой закупке, в которой он обнаружил нарушения. А они были во всех 62 закупках по приобретению квартир для детей-сирот.

УФАС приступило к проведению внеплановых проверок. Часть из них уже завершилась. Ведомство подтвердило, что управление имущественных и земельных отношений (УИЗО) администрации Новороссийска допустило нарушения ч.3 ст.7 (Информация, предусмотренная Федеральным законом №44, и размещённая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной) и ч.30 ст.34 (Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством РФ у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение).

Если говорить более простыми словами, то при составлении документов УИЗО указало требования к исполнителю, противоречащие друг другу. Если и были другие застройщики, желающие принять участие в торгах на предоставление администрации Новороссийска квартир для детей-сирот, юристы застройщика, ознакомившись с требованиями УИЗО, наверняка задумались: какое из двух противоречащих друг другу требований контракта выполнить, и есть ли хоть какие-то гарантии, что за невыполнение второго требования заказчик не расторгнет контракт, а исполнитель не потеряет деньги?

Второе нарушение в составлении документации (та самая ч.30 ст.34) связано с так называемыми эскроу-счетами. Согласно действующему законодательству, с 1 июля 2019 года деньги за приобретаемые в новостройках квартиры поступают не напрямую застройщику, а на специальный счёт в банках, выступающих в роли эскроу-агентов. Такая практика делает невозможным появление новых обманутых дольщиков, так как банк выступает гарантом исполнения контракта, то есть сдачи дома в эксплуатацию. В закупочных документах на приобретение квартир для детей-сирот условия, гарантирующие, что застройщик будет работать через банк (эскроу-агента), отсутствуют.

На сегодняшний день, пожалуй, ни один застройщик не пойдёт на нарушение 214-ФЗ, обязывающего его работать по эскроу-счетам. Отсутствие такого важного в закупочных документах условия, как и противоречивость требований по оплате, может привести исполнителя (застройщика) не только к финансовым потерям, но и к серьёзным статьям. Возможно, именно по этой причине в торгах участвовал только один исполнитель - ООО «СЗ «Вита-Строй». Другие потенциальные участники могли решить не идти на такой риск: отсутствие судебных разбирательств и угроза оказаться за решёткой за нарушения законодательства куда дороже, чем заработанные 95 775 306 рублей из бюджета Новороссийска.

Но поскольку УФАС обнаружила эти серьёзные нарушения, количество участников торгов может увеличиться, а ситуация с ООО «СЗ «Вита-Строй» - принять неожиданный поворот, так как результаты проверки будут переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Анастасия Стрельцова