Перевозчики борются с решением мэрии Краснодара, регулирующим размещение рекламы на общественном транспорте

Краснодар, 17 июля – Юг Times, Елена Иванова. Зачем рынок транзитной рекламы краевого центра ужимать до размера салонного монитора?

Ровно год перевозчики борются с решением мэрии Краснодара, регулирующим размещение рекламы на общественном транспорте. Согласно ему компании должны отказаться от красочных иллюстраций на кузовах своих машин, так как это портит облик кубанской столицы.

Этот регламент оставался в силе, несмотря на недавнее решение краснодарского управления ФАС России, которое говорит о незаконности подобных требований к бизнесу. В данный момент перевозчики разделились на тех, кто категорически не выполняет рекомендации, и тех, кто предпочитает приспособиться к ситуации, пожертвовав своими интересами. 

Противостояние мэрии и транспортных компаний началось 12 июля прошлого года, когда состоялось совещание, на котором было рекомендовано приведение облика подвижного состава в единый стиль посредством планомерного отказа от использования рекламы на кузове общественного транспорта. Чуть позже, в августе, мэрия утвердила регламент, содержащий полный запрет на размещение информации на бортах и стеклах подвижного состава, используемого для осуществления регулярных пассажирских перевозок в границах Краснодара. 

 

ВОЛЯ ХОЗЯЙСКАЯ 

После этого некоторые представители обеих сфер - перевозок и рекламы - обратились в антимонопольную службу. ФАС указала мэрии на то, что ее требования нарушают принципы свободной конкуренции и не могут применяться к предпринимателям. Ответ администрации города состоял в том, что рекомендации не носят обязательный характер, это лишь пожелание перевозчикам в целях улучшения внешнего вида транспорта и избавления города от «визуального мусора». 

Однако в антимонопольной службе такой ответ считают неубедительным. Во-первых, были поставлены конкретные сроки исполнения данного совета. Во-вторых, так как администрация является контролирующим органом, даже советы воспринимаются перевозчиками как требования, и большинство участников старается их выполнить, не желая подвергать свой бизнес дополнительным рискам. Об этом свидетельствует и реальная реакция отрасли на рекомендации. По информации УФАС, после совещания ряд перевозчиков расторгли договоры с лицами, размещающими рекламу на подвижном составе (это подтверждается сведениями участников рынка - ООО «Максмедиа» и ИП Славинская В. М.). Отказались от размещения рекламы на бортах транспорта 15 предприятий. Вместе с тем на заседании комиссии Краснодарского УФАС России установлено, что департамент транспорта и дорожного хозяйства рассылал перевозчикам (ИП Л.Н.Г., ООО «Технотранс-Юг», ООО «Квартет», ООО «Регионтранс», ООО «Респект», ООО «Русавтопром-Кубаньтранс», ИП Г.К.В., ООО «ПассажирАвто») электронные письма с приложением таблицы, содержащей графу «План удаления рекламы на 2020 г.». Все это свидетельствует о том, что указания носят не рекомендательный, а обязательный для исполнения характер. 

Также, по сведениям ООО «Максмедиа», количество машин, на которых в 2019 году размещалась реклама, составляло 500 единиц, однако стоило рынку получить рекомендации от департамента, как на 2020 год это число сократилось до 100 единиц. Такая тенденция наметилась и у других предпринимателей, а это, по мнению УФАС, уже свидетельствует о причинно-следственной связи между поведением органа власти и наступившими негативными последствиями для участников рынка рекламы. 

- Данными действиями департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар ограничивает конкуренцию на рынке услуг рекламных агентств, полностью исключая такой способ распространения, как реклама на транспортных средствах и с их использованием, но при этом не запрещает деятельность других рекламных агентств при распространении рекламы иными способами, - делают выводы в антимонопольной службе. 

 

ТРЕБОВАНИЙ НЕ ПРИЗНАЮТ 

Участники рынка отмечают, что доход от рекламы используется на меры по усилению безопасности, закупку новых автобусов и другие важные нужды. Заместитель генерального директора ООО «СВП» Денис Данилов рассказал, что в их компании, где автопарк насчитывает 90 собственных и 100 арендованных машин, доход от размещения рекламы приносил порядка 300 тысяч рублей ежемесячно. 

- Никаких подобных требований ни один федеральный закон или другой правовой акт нам не предъявляет, - заявляет он. - И вводить здесь какие-то ограничения, по-моему, даже неэтично. С помощью выручки от рекламы перевозчики решают всевозможные текущие проблемы, дополнительный источник дохода необходим нам, чтобы не вешать все издержки на пассажиров. Если лишимся этих денег, должны будем повысить тариф, но не хотим этого делать, чтобы не терять лояльность пассажиров. Поэтому мы не признаем и не исполняем этот регламент. Тем более требования предъявлены в середине года. Все договоры с рекламными компаниями были заключены на год, и разорвать их досрочно не можем - на такие случаи предусмотрены санкции за невыполнение соглашения. Мы и в дальнейшем не планируем отказываться от размещения рекламы. К тому же за все время работы ни разу не получили жалоб от пассажиров по поводу того, что реклама мешает или раздражает наших клиентов. 

Индивидуальный предприниматель в сфере рекламы Аделина Славинская подчеркнула, что транзитная реклама во всем мире активно используется как именитыми брендами, так и новичками рынка, кроме того, за счет недорогой стоимости этот вид рекламы доступен представителям мелкого и среднего бизнеса. 

- Многие заказчики после первой рекламной кампании возвращаются на транспорт, и это говорит об эффективности такого способа общения с потребителями, - сказала она в комментарии изданию. - А если эффект ощутим, значит, аудитории была полезна данная информация. Возможно, кому-то не нравится изображение на автобусе, в таком случае он может просто не смотреть. Но нельзя не учитывать важный момент: от рекламы в бюджет города поступают налоговые отчисления, которые уплачивают не только рекламные агентства, но и автопредприятия, типографии, поставщики и производители расходных материалов. Задействована целая индустрия. Разве чиновники должны руководствоваться категориями «нравится - не нравится»? Представители власти должны быть первыми блюстителями закона. А закон в данном случае не в пользу решения представителей власти Краснодара. 

 

ЕСТЬ ЛИ ПОДОПЛЕКА?

Параллельно разбирательству УФАС этой проблемой занялись общественники Краснодара. По их мнению, уход с рынка местных рекламных компаний может быть кому-то выгоден. Они обратили внимание, что в качестве альтернативы для демонстрации рекламы на транспорте остался только так называемый салонный монитор. Сегодня такими оснащают новые трамваи и электробусы, закупаемые городом. В соответствующих документах, размещаемых мэрией на сайте госзакупок, наличие монитора является одним из условий поставки вагонов. 

- Это не просто телевизор, а целый программный комплекс с онлайн-подключением к системе «Безопасный город». И стоит он очень дорого - более миллиона рублей, - рассказывает руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук. - Сейчас весь новый электротранспорт комплектуется на заводе такими устройствами в соответствии с техническим заданием заказчика (администрации Краснодара). Производитель медиакомплексов - ООО «Пассажир ТВ» из Санкт-Петербурга, генеральным директором которого является Михаил Бурцев. Кстати, эта же компания разработала и регламент оформления подвижного состава для Северной столицы, в соответствии с которым единственным рекламным носителем остается салонный медиакомплекс. Администрация Санкт-Петербурга заплатила за разработку положения 479 тысяч рублей. Краснодарский регламент в точности повторяет вышеуказанный документ. На одной странице документа даже забыли поменять питерский макет салонной наклейки на краснодарский. При этом в департаменте транспорта, несмотря на всю абсурдность ситуации, до сих пор настаивают, что все местные разработки не имеют никакого отношения к питерскому аналогу.

По словам Марины Репещук, регламент предписывает оснащать весь новый подвижной состав медиакомплексами. Если исходить из данных «Транспортной инициативы», то частный перевозчик, приобретая, к примеру, ПАЗ за три миллиона рублей, должен еще потратить миллион рублей на установку такого устройства. То есть траты компаний значительно возрастут, однако какую отдачу они получат от рекламы на мониторе и получат ли вообще, еще непонятно. 

- Хочу отметить: платить нужно не только за установку монитора, но и его обслуживание, - продолжает общественница. - Сейчас медиакомплексы управляются из Санкт-Петербурга, поэтому в любой момент компания может потребовать деньги за размещение контента. То есть это дорогое удовольствие, которое наверняка ляжет на плечи самих пассажиров, повлияв на тарифы проезда в транспорте. Разобрав до мелочей всю ситуацию, мы задаемся вопросом: для чего идти более дорогим путем, жертвовать интересами собственных компаний и пассажиров, неужели все это делается ради улучшения городской среды?