О недопустимости действий органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, при заключении подведомственными учреждениями контрактов с единственным поставщиком
19 марта 2021 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю проведен брифинг заместителя руководителя управления Руфины Дегтяревой на тему: «О недопустимости действий органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, при заключении подведомственными учреждениями контрактов с единственным поставщиком».
Руфина Дегтярева рассказала, что Краснодарским УФАС России в 2020 году и текущем периоде 2021 года рассмотрены и рассматриваются дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции») в отношении органов местного самоуправления Краснодарского края, которые оказывали влияние на подведомственные учреждения в целях заключения ими муниципальных контрактов с конкретными поставщиками, и в отношении поставщиков, с которыми были заключены контракты.
Правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Основаниями для возбуждения дел по признакам нарушения указанной нормы в основном являлись материалы, поступившие из прокуратур различных районов края (в частности, например из прокуратуры Щербиновского района, прокуратуры Курганинского района), указывающие на их наличие в действиях структур органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
Например, из материалов проверки, проведенной прокуратурой Щербиновского района, направленных в Краснодарское УФАС России, следовало, что исполнитель контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории образовательных учреждений Щербиновского района определен путем заключения администрацией муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» антиконкурентного соглашения.
Приказом Краснодарского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения администрацией муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В результате рассмотрения дела установлено, что в октябре 2019 года должностное лицо управления образования администрации МО Щербиновский район по поручению заместителя главы администрации МО Щербиновский район посредством рассылки голосового сообщения с использованием мессенджера WhatsАpp сообщило руководителям образовательных учреждений о принятом решении по определению исполнителя услуг по охране зданий и территории с указанием заключения ими в приоритетном порядке договоров с ООО ОП «Вымпел», а также о необходимости прекращения действия договоров с ранее оказывающими услуги хозяйствующими субъектами, что подтверждается разговором, записанным на оптический носитель, а также письменными объяснениями опрашиваемых прокуратурой Щербиновского района лиц и материалами проверки.
В представленных объяснениях указано, что заместитель главы администрации МО Щербиновский район в присутствии представителей ООО ОП «Вымпел» сообщила должностному лицу управления образования о запланированном с ООО ОП «Вымпел» посещении (согласно графику) образовательных учреждений Щербиновского района с целью заключения с указанным лицом договоров на оказание охранных услуг во всех образовательных учреждениях Щербиновского района. Представители ООО ОП «Вымпел» и администрации муниципального образования Щербиновский район совместно осуществили обход образовательных учреждений с проектами договоров с целью их заключения.
Из материалов проверки также следовало, что коммерческое предложение ООО ОП «Вымпел» в адрес образовательных учреждений не направлялось и ими не запрашивалось. Коммерческое предложение ООО ОП «Вымпел» направлялось только в адрес администрации муниципального образования Щербиновский район с целью определения ООО ОП «Вымпел» в качестве исполнителя контрактов и дальнейшего заключения договоров со всеми образовательными учреждениями Щербиновского района.
В результате указанных действий 32 образовательных учреждения Щербиновского района на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключили контракты на оказание услуг охраны зданий и территорий с ООО ОП «Вымпел».
Прокуратурой Щербиновского района по результатам проверки в адрес главы МО Щербиновский район внесено представление об устранении допущенного нарушения и контракты были расторгнуты.
Действия администрации муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел», направленные на заключение между образовательными учреждениями и ООО ОП «Вымпел» контрактов (договоров), без возможности самостоятельного выбора контрагента образовательными учреждениями, предоставление ООО «Вымпел» в приоритетном порядке информации о дате, времени и месте подписания контрактов, объеме работ, являются незаконными и направлены на ограничение допуска на рынок иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги.
По результатам рассмотрения дела в действиях Администрации муниципального образования Щербиновский район и ООО ОП «Вымпел» установлен факт нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, направленного на определение ООО ОП «Вымпел» в качестве исполнителя контрактов на оказание услуг по охране зданий и территории во всех образовательных учреждениях Щербиновского района, что привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Должностное лицо администрации, хозяйствующий субъект и его руководитель Краснодарским УФАС России привлечены к административной ответственности за указанное нарушение в соответствии со статьей 14.32 КоАП Российской Федерации.
В Управление также поступили материалы проверки прокуратуры Курганинского района, в которых содержались сведения о возможном нарушении Управлением образования администрации МО Курганинский район и ООО «Рубикон» п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Из материалов проверки следует, что в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, а также противоэпидемических мероприятий по выполнению требований Роспотребнадзора образовательным учреждениям Курганинского района выделены денежные средства на закупку рециркуляторов, бесконтактных термометров и антисептиков.
44 образовательными учреждениями Курганинского района с единственным поставщиком ООО «Рубикон» заключены контракты на поставку рециркуляторов, термометров бесконтактных и антисептиков.
Образовательные учреждения самостоятельно запросы коммерческих предложений не формировали и не направляли.
Коммерческие предложения и проекты контрактов, в которых в качестве поставщика указано ООО «Рубикон», вручены представителям (директорам) образовательных учреждений в экономическом отделе централизованной бухгалтерии Управления образования администрации для подписания.
Материалы проверки также указывают, что коммерческое предложение ООО «Рубикон» направлялось только в адрес администрации муниципального образования Курганинский район, о чем свидетельствует переписка в электронной форме.
В результате указанных действий 22 образовательными учреждениями Курганинского района на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, а также 22 автономными учреждениями на основании Положений о закупках, утвержденных в соответствии с ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с ООО «Рубикон» заключено 88 контрактов, в том числе:
-31 контракт на поставку рециркуляторов бактерицидных;
-16 контрактов на поставку антисептиков;
-41 контракт на поставку термометров бесконтактных.
Таким образом, в действиях Управления образования администрации МО Курганинский район и ООО «Рубикон» усматриваются признаки нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем в отношении указанных лиц возбуждено дело, которое находится в стадии рассмотрения.
Также рассмотрено обращение заявителя о возможном нарушении антимонопольного законодательства Управлением образования администрации МО г.-к. Геленджик и индивидуальным предпринимателем (ИП).
Из обращения следует, что начальником управления образования администрации г.-к. Геленджик в приоритетном порядке указано всем образовательным учреждениям МО г.-к. Геленджик произвести закупки хозяйственных товаров непосредственно у конкретного ИП, а в случае осуществления закупок у иных лиц проекты контрактов Управлением не согласовываются, что указывает на антиконкурентный сговор.
В результате соглашения между ИП и Управлением образования МО г.-к. Геленджик 28 образовательными учреждениями МО г.-к. Геленджик (в том числе автономными), с ним заключены контракты на поставку хозяйственных товаров, как с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, а автономными образовательными Учреждениями в соответствии с Положениями о закупках.
Управлением проанализированы документы, связанные с заключением контрактов на поставку хозяйственных товаров, представленные образовательными учреждениями МО г.-к. Геленджик, и установлено, что коммерческие предложения, якобы полученные от других поставщиков не имеют должного юридического оформления, стиль оформления идентичен друг другу, а свойства файлов указывают на то, что автором коммерческих предложений является один пользователь.
В подтверждение антиконкурентного соглашения между Управлением образования администрации МО г.-к. Геленджик и ИП также представлены пояснения, свидетельствующие о том, что контракты на поставку хозяйственных товаров необходимо в приоритетном порядке заключить именно с указанным ИП. Поступившие от иных хозяйствующих субъектов коммерческие предложения были возвращены без согласования на заключение.
По результатам рассмотрения обращения в отношении Управления образования администрации МО г.-к. Геленджик и ИП о возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, которое также находится в стадии рассмотрения.
В Управлении в настоящее время на рассмотрении находится еще ряд обращений, указывающих на аналогичные нарушения и в других муниципальных образованиях.
Учитывая приведенную выше негативную практику органов местного самоуправления по ограничению конкуренции, сложившуюся при заключении контрактов с единственным поставщиком в сфере образования, необходимо обратить внимание на недопустимость подобных действий и их прекращение при осуществлении закупок для муниципальных нужд на территории Краснодарского края.