Результаты правоприменительной практики Краснодарского УФАС России по подключению к электрическим сетям

Сфера деятельности: Электроэнергетика

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю состоялся брифинг заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи Екатерины Войченко на тему: «Результаты правоприменительной практики Краснодарского УФАС России по подключению к электрическим сетям».

В ходе проведения брифинга Екатерина Войченко рассказала об основных нарушениями порядка подключения к электрическим сетям.

Краснодарское УФАС России в рамках контроля за соблюдением  субъектами естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения)  привлекает к административной ответственности по ст. 9.21КоАП РФ.

Основными нарушениями порядка подключения к электрическим сетям являются следующие нарушения: неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок согласно п.16 Правил №861; не направление проекта договора и технических условий в адрес заявителя по результатам рассмотрения заявки в срок, предусмотренный п.15 Правил №861;  нарушение порядка переоформления технической документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2017 № 557 были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств № 861 и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии № 442.

Согласно данным нововведениям была упрощена процедура заключения договора с энергосбытовой организации, а также исключена необходимость для потребителя в целях обеспечения энергоснабжения заключаемых объектов обращаться в различные организации.

Краснодарским УФАС России установлено, что со стороны Сетевых организаций, в частности со стороны  ПАО «Кубаньэнерго» недобросовестно реализуются указанные положения Правил технологического присоединения, а именно при проведении проверки по доводам жалоб заявителей на нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям  установлено, что при составлении Актов допуска приборов учета в эксплуатацию – в нарушении требований Правил технологического присоединения № 861 указано: «прибор учета не допущен», «рубильник в положении отключено», ввиду отсутствия у потребителя договора энергоснабжения.

Поведение сетевых организаций и возникший негативный резонанс хозяйствующего субъекта (субъекта естественной монополии) постоянно контролируются антимонопольным органом в лице Краснодарского УФАС России.

Арбитражными судами было указано сетевым организациям, что фиксация коммутационного аппарата в положение «включено» продиктованы прямым указанием закона, и отклонены доводы об избежание негативных последствий для потребителя.

Техническими условиями, которые являются неотъемлемым приложением к Договору, со стороны Сетевой организации предусмотрен комплекс мероприятий по технологическому присоединению, в том числе осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В свою очередь со стороны  ПАО «Кубаньэнерго» не представлены документы, подтверждающие выполнение указанных работ в срок, предусмотренный Договором.

В обоснование своей позиции Сетевая организация ссылалась на отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны Заявителя, а также встречный характер договорных обязательств.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.12.2017 № ВК/85179/17, Правилами № 861 действительно предусмотрена обязанность направления уведомления об исполнении технических условий только со стороны заявителя.

Техническими условиями, которые являются неотъемлемым приложением к Договору, со стороны Сетевой организации предусмотрен комплекс мероприятий по технологическому присоединению, в том числе осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В свою очередь со стороны ПАО «Кубаньэнерго» не представлены документы, подтверждающие выполнение указанных работ в срок, предусмотренный Договором.

В обоснование своей позиции Сетевая организация ссылалась на отсутствие уведомления о выполнении технических условий со стороны Заявителя, а также встречный характер договорных обязательств.

При этом, неисполнение обязательства одной из сторон договора технологического присоединения, не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

Сетевая организация, в независимости от бездействия потребителя должна выполнить мероприятия, возложенные на нее договором.

Одним из проблематичных вопросов остается вопрос о предоставлении документов к заявке – плана расположения энергопринимающих устройств.

План энергопринимающих устройств заявитель может составить самостоятельно, однако указанное обстоятельство не свидетельствует, что распечатка публичной кадастровой карты может заменить такой план без указания на этом плане местонахождения энергопринимающих устройств представленная в качестве плана расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации распечатка публичной кадастровой карты не может является планом, ввиду того, что, земельный лесной участок не является энергопринимающим устройством в понятиях ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), следовательно, и данные публичной кадастровой карты о земельном участке не являются планом расположения энергопринимающих устройств.