• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доступ операторов связи к объектам инфраструктуры сетевых организаций: «300 рублей – не приговор»

12 февраля 2020 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю проведен брифинг заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, начальника отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи Екатерины Войченко на тему: «Доступ операторов связи к объектам инфраструктуры сетевых организаций: «300 рублей – не приговор».

В настоящее время на территории Краснодарского края сложилась проблемная ситуация в части доступа операторов связи к объектам инфраструктуры сетевых организаций.

Сетевые организации в течение 2019 года проводят инвентаризацию в части наличие заключенных договоров на между операторами связи и сетевыми организациями на доступ к инфраструктуре, иными словами разрешение для подвеса волоконно-оптических линий на опоры линий электропередач сетевых организаций.

По итогам проведенных мероприятий Сетевые организации, в частности ПАО «Кубаньэнерго», АО «НЭСК-электросети» осуществили обрез линий волоконно-оптических линий операторов, ввиду отсутствия договорных отношений.

         Операторы связи обратившись в адрес сетевых организаций за заключением договоров, получили «баснословные» суммы (выставленные счета) за 1 подвес (крепление) к линиям Сетевых организаций, в частности ПАО «Кубаньэнерго», АО «НЭСК-электросети»

Также Сетевые организации, не остановившись на этих действий, решили операторам связи по действующим договорам необоснованно увеличить стоимость подвеса (аренды) линий электропередач.

 ООО "ТРИ-О Телеком" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на действия АО "НЭСК-электросети", выразившиеся в необоснованном установлении цены в размере 300 руб. (с НДС) за размещение (подвеса) 1 места крепления волоконно-оптического кабеля на 1 опоре линий электропередач, принадлежащих АО "НЭСК-электросети" на территории Краснодарского края, в том числе: МО г. Краснодар, МО г. Тимашевск, а также в уклонении от заключения договора на предоставление доступа к инфраструктуре ООО "ТРИ-О Телеком", размещение мест креплений на опорах линий электропередач в МО г. Тимашевск в нарушение требований п. 23, 24 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 No1284.

По результатам рассмотрения жалобы ООО "Три-О Телеком" Краснодарское УФАС России вынесло решение от 28.02.2019, согласно которому:-прекратило рассмотрение дела No205/2018 ввиду отсутствия нарушения п. 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 No135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Закон No 135-ФЗ) в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети" в части уклонения от заключения договора на предоставление ООО "ТРИ-О Телеком" доступа к инфраструктуре на размещение мест креплений на опорах линий электропередач в МО г. Тимашевск в нарушение требований п. 23, 24 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 No1284, с учетом исполнения предупреждения от 08.10.2018 No26282/6 в полном объеме и в установленный срок;-признало в действиях АО "НЭСК-электросети" факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 No135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей, в том числе ООО "ТРИ-О Телеком" и ООО "ИТ" путем несоблюдения требований Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 No1284, при установлении стоимости предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи, в размере 300 рублей в месяц (без НДС).Также антимонопольным органом выдано АО "НЭСК-электросети" предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 No135-ФЗ "О защите конкуренции" путем пересмотра стоимости предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередачи, в размере 300 рублей в месяц (без НДС), в сторону снижения с учетом роста за период с 2014-2018 гг. НВВ, уровня инфляции, а также с учетом НДС, установленного на 2019 год в размере на 20 %.

         Решением суда по делу А32-23248/2019 подтверждена законность вынесенного решения и предписания Краснодарского УФАС России по делу № 205/2018.

Являясь владельцем объектов инфраструктуры, которые могут быть использованы для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) и к которым относятся, в том числе воздушные линии электропередачи и столбовые опоры, общество занимает доминирующее положение и на него распространяются нормы Правил № 1284.

Недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы (пункт 3 Правил № 1284). В силу пункта 18 Правил № 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и данными правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. При этом доступ к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры, предоставляется при условии, что размещение сетей электросвязи (их отдельных элементов) не препятствует использованию таких объектов инфраструктуры по прямому назначению, а также обеспечивает безопасность функционирования этих объектов инфраструктуры. Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг либо доступом к иным объектам, которые пользователь инфраструктуры не заказывал, если иное не установлено настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа.

Согласно пункту 38 Правил № 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 данных правил.

Тарифы на доступ к инфраструктуре (в том числе сопряженных объектов инфраструктуры) не подпадают под государственное регулирование, положениями Закона о связи и Правил № 1284, вместе с тем вышеприведенными положениями установлен принцип соразмерности платы за предоставление доступа к объектам для размещения сетей связи, который предполагает необходимость компенсации владельцу инфраструктуры экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В ходе рассмотрения дела Управлением было установлено, что ООО "ТРИ-О Телеком" и ООО "ИТ" не имеют возможности получить услуги по подвесу ВОЛС к опорам линий электропередач на территории муниципального образования г. Тимашевск и муниципального образования г. Армавир у других хозяйствующих субъектов, так как подвесы осуществлены с 2015 и 2011 года соответственно.

Антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу, что данная рыночная стоимость 300 руб. не является экономически обоснованной ценой, а является вероятной, т.е. предполагаемой. Анализируя отчет ООО «Фабер Лекс» антимонопольный орган установил, что стоимость предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередач АО «НЭСКэлектросети» составляет 300 руб. исходя из договоров, т.е. данная стоимость взята из условий заключенных договоров между АО «НЭСК-Электросети» и операторами связи, а не исходя из экономически обоснованных затрат общества по данному виду деятельности. В отчете ООО «Фабер Лекс» учитывались фактические показатели бухгалтерской отчетности АО «НЭСК-электросети» за 2017 год, при этом в отчете отсутствует конкретный вывод об экономической обоснованности затрат, подтверждающих обоснованность установленной обществом стоимости 300 руб. предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля на одной опоре линий электропередач.

Управление в ходе рассмотрения дела  № 205/2018 сделало обоснованный вывод, что представленные АО «НЭСКэлектросети» отчеты не содержат выводы об экономически обоснованных затратах, учтенных при установлении стоимости в размере 300 рублей (в том числе НДС) предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконнооптического кабеля на одной опоре линий электропередач, в связи с чем, данная стоимость не соответствует требованиям, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №1284, а в действиях общества имеется нарушение ч.1 т. 10 Закона № 135-ФЗ.

По результатам состоявшихся судебных актов, АО «НЭСК -электросети» будет привлечено к административной ответственности в размере оборотного штрафа.

Кроме того, в настоящее время на основании заявлений операторов связи ООО «Мультисервис», ПАО «Мегафон», ООО «Радист», ООО «Югинтерсети» и др. в отношении ПАО «Кубаньэнерго» возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» за необоснованное установление стоимости за подвесы ВОЛС к линиям электропередач ПАО «Кубаньэнерго», что также привело к необоснованным действиям Сетевой организации по одностороннему расторжению договоров на пользование инфраструктуры.