18 июля 2019 года прошел брифинг на тему: «Правовое регулирование неэтичной рекламы»

В Краснодарском УФАС России 18 июля 2019 года прошел брифинг врио заместителя руководителя, начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Карины Бжассо на тему: «Правовое регулирование неэтичной рекламы», в котором также принял участие руководитель управления Олег Тихенький.

В ходе брифинга Карина Бжассо рассказала представителям СМИ о принципах регулирования неэтичной рекламы, предусмотренных Федеральным законом о рекламе.

В Законе о рекламе сформулированы конкретные нормы, призванные обеспечивать должное качество содержания и распространения рекламы с точки зрения ее соответствия целям рекламной информации.

При этом действует жесткое правило: реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей. Отсюда вытекает важность того, чтобы рекламное законодательство основательно знали, единообразно понимали и реализовывали все - и субъекты рекламной деятельности, и потребители рекламы, и органы власти.
           В законодательстве закреплено множество требований к рекламе, что обусловлено разнообразием ее проявлений. Требования отражают объективные потребности развития товарного рынка, других рынков и обслуживающего их рекламного рынка, они меняются сообразно динамике, происходящей на этих рынках. Существенно модифицированы требования к рекламе и в Федеральном законе о рекламе. По сути, в нем закреплена целая система конкретных требований к содержанию и распространению рекламы.

Реклама - это разновидность информации, т. е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах неза­висимо от способов их представления. Но от иной информации реклама отличается целым рядом специфических признаков. Их нужно знать, чтобы при необходимости уметь отграничить рекламу от всякой иной информации, что, в свою очередь, позволяет за­конно и обоснованно реализовывать рекламное законодательство правильно разрешать возникающие по этому поводу споры.

Прежде всего, в качестве рекламы может быть расценена лишь информация, которая одновременно обладает двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распростра­нена общедоступными способами.

Рекламная информация не на­правлена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (далее для краткости - товары).

Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслу­живает его: она несет информацию о физических или юридичес­ких лицах - субъектах предпринимательства и о товарах - ре­зультатах (предметах) предпринимательской деятельности.

Необ­ходимо, в частности, подчеркнуть, что не относятся к рекламе час­то встречающиеся в жизни объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлени­ем предпринимательской деятельности.

Иными словами, законодательство о рекламе распространяет свое действие на все другие объявле­ния, кроме выше названных (например, объявления граж­дан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о продаже товаров, предоставлении услуг - это уже реклама, а объявление гражданина о продаже квартиры - не реклама).

Реклама прежде всего должна быть распознаваема без специ­альных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее потребления.

Речь идет о том, что содержание рекламы надо наполнять такой инфор­мацией, которая любым нормальным человеком воспринималась бы только как реклама без дополнительного наделения ее этим титулом в тексте или носителе рекламы.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Неэтичная реклама – это реклама, которая: содержит текстовую и визуальную информацию, которая нарушает правила поведения и нормы морали посредством использования унизительных слов, образов и сравнений в отношении национальности, расовой принадлежности, возраста, пола, языка, религии и т.д.; очерняет объекты искусства, которые составляют национальную, мировую культурную ценность; очерняет государственные символы: гербы, флаги и гимны, а также отечественную валюту РФ или другой страны, а также религиозные символы; дискредитирует частное лицо или компанию, или профессию, сферу деятельности или продукцию.

Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опас­ным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти (их тер­риториальных органов), на которые возложен контроль за соблю­дением законодательства Российской Федерации о рекламе, в ус­тановленный срок представлять достоверные документы, объясне­ния в устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а так­же иную информацию, необходимую для осуществления полномо­чий, предусмотренных Федеральным законом о рекламе.

Этичной считается деятельность, соответствующая и законодательству, и моральным принципам. Если говорить об этичности рекламы по отношению к отдельной личности, то она выражается в следующих принципах: ‒ честность; ‒ справедливость; ‒ соблюдение принципа «не навреди».

Если же говорить об этичности по отношению ко всему обществу, то она выражается в следующем: ‒ объективности рекламируемого объекта, ‒ соблюдение принципов ненасилия, осуждение запрещенной террористической, экстремисткой деятельности, ‒ недопущение ксенофобии, шовинизма, расизма и т. п.; ‒ осуждение аморального поведения.

Кроме того, Карина Бжассо рассказала представителям СМИ о результатах работы за 2018 год в сфере  законодательства о рекламе, в частности о признаках неэтичной рекламы, привела примеры наиболее интересных дел и ответила на вопросы представителей СМИ.

 В 2018 году управлением рассмотрено 483 (2017-280) заявления о признаках  нарушения законодательства о рекламе,  возбуждено 154 (2017- 116)   дела в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508. По результатам рассмотрения дел управлением выдано 81 (2017-72) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (81 исполнено,  в  том числе с прошлого периода).

В отчетном периоде в соответствии с  КоАП  управлением вынесены постановления  на общую сумму более 3 млн. рублей, в том числе и по нарушению Закона о рекламе.

    Не так часто, но имеет место быть и распространение так называемой неэтичной рекламы.

Хотелось бы отметить наиболее интересное дело, рассмотренное управлением, по которому признан факт нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В апреле 2019 году в действиях рекламодателя ИП А.И.А. при распространении рекламы содержания:

- «Рай» мужской салон, 18+ 24 часа г. Краснодар, ул. Адыгейская Набережная, 186 +7(918) 290-3333», с изображением открытого рта с леденцом на языке и изображением плейбоевского зайчика, возрастного ограничения +18;

- «Рай» мужской салон, 18+ 24 часа г. Краснодар, ул. Адыгейская Набережная, 186 +7(918) 290-3333», с изображением открытого рта с кусочком льда во рту и изображением плейбоевского зайчика, возрастного ограничения +18;

- «Рай» мужской салон, 18+ 24 часа г. Краснодар, ул. Адыгейская Набережная, 186 +7(918) 290-3333», с изображением открытого рта с перцем во рту и изображением плейбоевского зайчика, возрастного ограничения +18, на рекламных конструкциях, установленных по адресам: федеральная автодорога «Краснодар-Новороссийск» Южный объезд левая сторона км 8-150 м.; федеральная автодорога «Краснодар-Новороссийск», Южный объезд левая сторона км 8+250 м; федеральная автодорога «Краснодар-Новороссийск» Южный объезд левая сторона км 8-350 установлен факт нарушения требований ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

По указанному факту предписание Комиссией Краснодарского УФАС России не выдавалось, в связи с тем, что на момент вынесения решения о признании факта нарушения Закона о рекламе, распространение рекламы ответчиком прекращено. Кроме того, истек период аренды рекламных конструкций, на которых распространялась ненадлежащая реклама.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в ходе брифинга совместно с руководителем Управления Олегом Тихеньким обсудили обращение ООО «Газета «Краснодарские известия», которое поступило на действия ООО «Гэллэри Сервис» с признаками нарушения статьи 5 Закона о рекламе, направленное департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар.

Установлено, что по адресу: г. Краснодар, ул. Краснодар, ул. Димитрова, 144 установлена рекламная конструкция, на которой размещена информация, в частности обращение в слогане «.. и ты сможешь», подразумевает, по мнению заявителя, что «и ты» уже болен онкологией, и лишает здоровых людей надежды избежать этого заболевания. Также, по мнению заявителя, эта реклама раздражает жителей домов, расположенных рядом и вызывает их возмущение. Они уверены, что рекламная информация побуждает несовершеннолетних детей и подростков к причинению вреда своему здоровью и развитию у них психологических страхов.

Кроме того, установлено, что администрацией МО г. Краснодар 04.04.2014 ООО «Гэллэри Сервис» выдано разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: г. Краснодар, ул. Краснодар, ул. Димитрова, 144.

В рамках осуществления полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства о рекламе, на основании ст. 34 Закона о рекламе Управлением у ООО «Гэллэри Сервис» запрошены документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения. 

В рамках проведения брифинга корреспондент ООО «Газета «Краснодарские известия» поинтересовалась о допустимости размещения рекламы алкоголя и табачных изделий вблизи образовательных учреждений.

Карина Бжассо пояснила, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться, в том числе, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.