15 февраля 2019 года в Краснодарском УФАС России прошел брифинг на тему: «Об организации и внедрении органами власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)»

15 февраля 2019 года в Краснодарском УФАС России прошел брифинг на тему: «Об организации и внедрении органами власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)»

Одним из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Достижению указанного показателя будет способствовать обязательное для органов власти внедрение антимонопольного комплаенса.  «Антимонопольный комплаенс» - это организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом Президента Российской Федерации №618 поручено в срок до 01.03.2019г.: Правительству Российской Федерации: принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти;

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:  принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления рекомендовано: активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях; обеспечивать в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

Основополагающими принципами государственной политики при внедрении антимонопольного комплаенса являются: открытость антимонопольной политики; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции; измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции, в целях обеспечения соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства; профилактики нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органов власти.

Для формирования единого подхода к созданию и организации федеральными органами исполнительной власти антимонопольного комплаенса Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. №2258-р утверждены Методические рекомендации, которыми  также рекомендовано руководствоваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства вышеуказанными Методическими рекомендациями предусмотрено, что уполномоченными подразделениями (должностными лицами) органов власти на регулярной основе  должны проводиться, в том числе:

- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти за предыдущие 3 года;

-мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства. 

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия в отношении  органов власти, иных, осуществляющих их функции  органов или организаций,  установлен нормами статей 15-16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», также в отношении действий и актов со стороны органов власти, противоречащих антимонопольному законодательству, применяются нормы статей 17, 17.1,18, 19-21.

В 2016г. управлением выдано 33 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции, возбуждено 15 дел по признакам нарушения ст.15, установлено 5 фактов нарушений. В 2017г. выдано 13 предупреждений, возбуждено 5 дел, установлено 3 факта нарушений. В 2018 г. выдано 19 предупреждений, возбуждено 5 дел, установлено 2 факта нарушений.

В 2016 г. управлением возбуждено и рассмотрено 1 дело по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которого принято решение о наличии нарушения. В 2017г. возбуждено 2 дела по признакам нарушения указанной статьи, принято одно решение о наличии факта нарушения. В 2018 г. возбуждено 3 дела, установлен один факт нарушения.

Снижение количества возбужденных дел и установленных фактов нарушений по статье 15 Закона о защите конкуренции обусловлено введением в 2016 г. института предупреждений при применении указанной нормы в отношении актов и действий органов власти, ограничивающих конкуренцию.

Приведу отдельные примеры по фактам нарушений, установленных Краснодарским УФАС России при осуществлении антимонопольного контроля в действиях  органов власти на территории Краснодарского края,  в целях  недопущения аналогичных нарушений в последующем.

Например, управлением рассмотрено обращение заявителя в отношении администрации муниципального образования Крымский район по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не проведении конкурса на осуществление пассажирских перевозок по отдельным пригородным маршрутам. Краснодарским УФАС России в действиях  администрации установлен факт нарушения и выдано предписание  о прекращении нарушения, путем принятия мер по проведению конкурса на осуществление пассажирских перевозок по указанным в заявлении маршрутам. Предписание исполнено.

Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение заявителя на действия администрации муниципального образования Северский район, выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица)  от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право предоставления участка для использования в дальнейшем в предпринимательских целях. В ходе рассмотрения обращения  в действиях администрации МО Северский район установлены признаки нарушения части 1 ст.15 Закона о защите конкуренции и выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В установленный срок предупреждение администрацией не исполнено и  управлением возбуждено дело по признакам нарушения администрацией МО Северский район части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения дела  решением комиссии Краснодарского УФАС в вышеуказанных действиях администрации установлен факт нарушения и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем повторного рассмотрения заявления о намерении участвовать в аукционе с учетом решения Краснодарского УФАС. Предписание исполнено.

Факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещающего, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, например, установлен управлением в действиях МКУ муниципального образования город Новороссийск и двух хозяйствующих субъектов, выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, предусматривающего, в том числе допуск одного из хозяйствующих субъектов к выполнению работ на объекте и фактическое их выполнение ранее срока окончания процедуры аукциона ( до окончания срока подачи заявок), формальное участие в аукционе другого хозяйствующего субъекта с последующей передачей всех объемов работ субъекту, который ранее их выполнил.

Одним из примеров факта нарушения статьи 17.1  является нарушение Администрацией Холмского сельского поселения Абинского района, выразившееся в заключении между администрацией и хозяйствующим субъектом договора о совместной деятельности с использованием электросетевого комплекса поселка Синегорск Холмского сельского поселения без проведения конкурсных процедур. Основанием для рассмотрения указанных действий администрации на соответствие антимонопольному законодательству  послужило обращение Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края, в которую  был направлен вышеуказанный договор для утверждения тарифов на подачу электроэнергии.  Решением по делу в действиях Администрации Холмского сельского поселения Абинского района установлен факт нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении администрацией указанного договора без проведения конкурсных процедур. В связи с тем, что администрация объявила аукцион на право заключения договора  пользования электросетевого комплекса,   предписание не выдавалось.

Реализация мер, направленных на создание и организацию органами власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должна способствовать снижению количества нарушений, ограничивающих конкуренцию,  со стороны органов власти, в том числе устранению административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции, и в результате способствовать повышению эффективности государственной политики по развитию конкуренции в целях укрепления национальной экономики и экономики Краснодарского края.