Решение Краснодарского УФАС России по делу №137/2010 по признакам нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 5 августа 2010, 18:22

 

РЕШЕНИЕ
 
5 августа 2010 г. г. Краснодар
 
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
 
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В.- руководитель управления.
Члены комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи.
Незусова О.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело №137/2010 по признакам нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная,68) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение гр. Журавлева А.Н. (далее – Заявитель) от 25.02.2010 б/н (далее – Обращение), направленное ФАС России письмом от 18.03.2010 №АГ/7303, на действия ОАО «Краснодаргоргаз» (далее ГРО),  выразившиеся в ущемлении интересов Заявителя, путем непредставления технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения ОАО «Краснодаргоргаз» в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) срок.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
С целью получения ТУ на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект), Заявитель обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330.
Согласно обращению Заявителя, ОАО «Краснодаргоргаз» не представило ТУ в установленный пунктом 9 Правил №83 срок.
 
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2010 №0669/2752, ОАО «Краснодаргоргаз» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Следовательно, ОАО «Краснодаргоргаз» является организацией, осуществляющей эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
ОАО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественной монополии. Общество осуществляет услуги по транспортировке газа по трубопроводам. Данный вид услуг подпадает под государственное регулирование и контроль согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ      «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом изложенного, ОАО «Краснодаргоргаз» доминирует на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам в пределах своих сетей.
В соответствии Правилами № 83, организации осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (газоснабжения), к которым планируется подключение объекта капитального строительства, выдают технические условия.
Таким образом, лицо, желающее осуществить подключение объекта к газовым сетям в муниципальном образовании г. Краснодар, имеет возможность обратиться за выдачей технических условий только ОАО «Краснодаргоргаз».
 
В действиях ОАО «Краснодаргоргаз» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
 
Приказом от 04.06.2010 №218 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «Краснодаргоргаз» возбуждено дело №137/2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №137/2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.06.2010, назначена дата рассмотрения дела – 28.06.2010.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 25.06.2010 №248 внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению дела №137/2010.
На дату рассмотрения дела №137/2010 28.06.2010 председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи - Иващенко И.В.
28.06.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу №137/2010, в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела №137/2010 на 21.07.2010.
21.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотрении дела №137/2010 по инициативе Комиссии объявлен перерыв до 23.07.2010.
23.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
 
В ходе рассмотрения дела гражданином Журавлевым А.Н. (далее - Заявитель) заявлено следующее:
С целью получения технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения, гр. Журавлев А.Н. обратился с заявлением от 23.06.2009 №22330 в адрес ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» не представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта в установленный Правилами №83 срок.
 Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» вышеуказанными действиями ущемило законные права и интересы Заявителя.
 
В ходе рассмотрения дела ОАО «Краснодаргоргаз» заявлено следующее:
23.06.2009 в ОАО «Краснодаргоргаз» обратился гражданин Журавлев А.Н. с заявлением о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
08.10.2009г. гр. Журавлев А. Н. представил в ОАО «Краснодаргоргаз» на согласование «Определение условий подключения жилого дома - по ул. Северной, 454».
09.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 уведомило гр. Журавлева А. Н. о выдаче технических условий после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в данном Определении.
16.10.2009 определение было согласовано ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта от 30.10.2009 №24/4388.
В последующем между гр. Журавлевым А.Н. (Заказчик) с ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227 (далее – Договор).
В рамках вышеуказанного договора ОАО «Краснодаргоргаз» изготовило проектную документацию, которую передало гражданину Журавлеву А.Н. (проектная документация «Газификация жилого дома по ул. Северной, 454 в г.Краснодаре» представлена ОАО «Краснодаргоргаз» в материалы дела).
  
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:
 
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2009 №568409 гр. Журавлев А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
С целью получения ТУ, гр. Журавлев А.Н. обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации Объекта.
Указанное заявление подписано со стороны ОАО «Краснодаргоргаз» и Заявителя.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с пунктом 6 Правил №83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно пункту 8 Правил №83, запрос правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий должен содержать:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
- правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
- информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
- информацию о разрешенном использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Пунктом 12 Правил №83 определено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
- на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
- с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 13 Правил №83, возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
Таким образом, ответ на запрос гражданина Журавлева А.Н. от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, ОАО «Краснодаргоргаз», в нарушение пункта 9 Правил №83, направлен Заявителю по истечении более двух месяцев со дня подачи указанного запроса Заявителем.
 
27.08.2009 гр. Журавлевым А.Н. в ОАО «Краснодаргражданпроект» подана заявка о выполнении определения условий подключения Объекта к газовым сетям города Краснодара (вх. от 02.09.2009 №3979) №Г4-09318.
ОАО «Краснодаргражданпроект» выполнило Заявителю «Определение условий подключения жилого дома по ул. Северная, 454 к газовым сетям города Краснодара» (далее – Определение условий).
Согласно письму от 07.05.2010 №01/1515, направленному ОАО «Краснодаргоргаз» в адрес Управления, 08.10.2010 Заявитель представил ГРО Определение условий.
При этом гр. Журавлев А.Н. повторно подал ОАО «Краснодаргоргаз» заявление от 08.10.2009 б/н о выдаче ТУ, в ответ на которое, ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 сообщило, что их выдача будет осуществлена после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в Определении условий.
16.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» произведено согласование Определения условий, выполненных ОАО «Краснодаргражданпроект».
ОАО «Краснодаргоргаз» подготовило технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 (далее – ТУ) от 30.10.2009 №24/4388, с учетом Определения условий.
Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» выдало Заявителю технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454,  по истечение более 14 рабочих дней со дня подачи гражданином Журавлевым А.Н. заявления 08.10.2009 б/н, в то время как, пунктом 9 Правил №83 предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации предоставить технические условия в течение 14 рабочих дней с даты подачи заявления.
 
С учетом того, что заявление гражданином Журавлевым А.Н. на получение технических условий подано 08.10.2009, технические условия ОАО «Краснодаргоргаз» представлены Заявителю 30.10.2009.
В связи с чем, Обществом нарушен 14-дневный срок предоставления технических условий на подключение Объекта капитального строительства к системе газоснабжения ОАО «Краснодаргоргаз», предусмотренный пунктом 9 Правил №83.
При этом, после выдаче технических условий на дополнительную газификацию Объекта капитального строительства, между ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) и гражданином Журавлевым А.Н. (Заказчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227.
Согласно предмету вышеуказанного договора в обязанность Подрядчика входит разработка проектной документации на газификацию Объекта Заказчика.
 
В соответствии со статьей 23 Закона «О Защите конкуренции», антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать в случаях, указанных в Федеральном законе «О Защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Нарушение ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Закона выразилось в несоблюдении Обществом пункта 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, в части неисполнения обязательств по выдаче в 14-дневный срок гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на подключение принадлежащего ему на праве собственности объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, что повлекло ущемление интересов последнего.
 
ОАО «Краснодаргоргаз» своими действиями, связанными с нарушением пункта 9 Правил №83, в части непредоставления в 14-дневный срок технических условий на подключение Объекта капитального строительства, ущемило законные права и интересы гр. Журавлева А.Н., последствиями которых, явилось затягивание сроков в осуществлении заказа проектных работ (так одним из основанием для осуществления проектных работ являются технические условия), с целью газификации Объекта, принадлежащего гражданину Журавлеву А.Н.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                     Признать в действиях ОАО «Краснодаргоргаз», выразившихся в ущемлении интересов гражданина Журавлева А.Н., путем непредоставления технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454, в 14-дневный срок, предусмотренный пунктом 9Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.                     Предписание ОАО «Краснодаргоргаз»  не выдавать, ввиду предоставления гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 от 30.10.2009 №24/4388.
3.                Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии Р. В. Дегтярева
   
Члены Комиссии И. В. Иващенко
  О. В. Незусова
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object ( [vid] => 6461 [uid] => 1 [title] => Решение Краснодарского УФАС России по делу №137/2010 по признакам нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6461 [type] => solution [language] => ru [created] => 1281003731 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
5 августа 2010 г. г. Краснодар
 
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
 
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В.- руководитель управления.
Члены комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи.
Незусова О.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело №137/2010 по признакам нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная,68) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение гр. Журавлева А.Н. (далее – Заявитель) от 25.02.2010 б/н (далее – Обращение), направленное ФАС России письмом от 18.03.2010 №АГ/7303, на действия ОАО «Краснодаргоргаз» (далее ГРО),  выразившиеся в ущемлении интересов Заявителя, путем непредставления технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения ОАО «Краснодаргоргаз» в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) срок.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
С целью получения ТУ на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект), Заявитель обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330.
Согласно обращению Заявителя, ОАО «Краснодаргоргаз» не представило ТУ в установленный пунктом 9 Правил №83 срок.
 
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2010 №0669/2752, ОАО «Краснодаргоргаз» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Следовательно, ОАО «Краснодаргоргаз» является организацией, осуществляющей эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
ОАО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественной монополии. Общество осуществляет услуги по транспортировке газа по трубопроводам. Данный вид услуг подпадает под государственное регулирование и контроль согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ      «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом изложенного, ОАО «Краснодаргоргаз» доминирует на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам в пределах своих сетей.
В соответствии Правилами № 83, организации осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (газоснабжения), к которым планируется подключение объекта капитального строительства, выдают технические условия.
Таким образом, лицо, желающее осуществить подключение объекта к газовым сетям в муниципальном образовании г. Краснодар, имеет возможность обратиться за выдачей технических условий только ОАО «Краснодаргоргаз».
 
В действиях ОАО «Краснодаргоргаз» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
 
Приказом от 04.06.2010 №218 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «Краснодаргоргаз» возбуждено дело №137/2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №137/2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.06.2010, назначена дата рассмотрения дела – 28.06.2010.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 25.06.2010 №248 внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению дела №137/2010.
На дату рассмотрения дела №137/2010 28.06.2010 председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи - Иващенко И.В.
28.06.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу №137/2010, в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела №137/2010 на 21.07.2010.
21.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотрении дела №137/2010 по инициативе Комиссии объявлен перерыв до 23.07.2010.
23.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
 
В ходе рассмотрения дела гражданином Журавлевым А.Н. (далее - Заявитель) заявлено следующее:
С целью получения технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения, гр. Журавлев А.Н. обратился с заявлением от 23.06.2009 №22330 в адрес ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» не представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта в установленный Правилами №83 срок.
 Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» вышеуказанными действиями ущемило законные права и интересы Заявителя.
 
В ходе рассмотрения дела ОАО «Краснодаргоргаз» заявлено следующее:
23.06.2009 в ОАО «Краснодаргоргаз» обратился гражданин Журавлев А.Н. с заявлением о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
08.10.2009г. гр. Журавлев А. Н. представил в ОАО «Краснодаргоргаз» на согласование «Определение условий подключения жилого дома - по ул. Северной, 454».
09.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 уведомило гр. Журавлева А. Н. о выдаче технических условий после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в данном Определении.
16.10.2009 определение было согласовано ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта от 30.10.2009 №24/4388.
В последующем между гр. Журавлевым А.Н. (Заказчик) с ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227 (далее – Договор).
В рамках вышеуказанного договора ОАО «Краснодаргоргаз» изготовило проектную документацию, которую передало гражданину Журавлеву А.Н. (проектная документация «Газификация жилого дома по ул. Северной, 454 в г.Краснодаре» представлена ОАО «Краснодаргоргаз» в материалы дела).
  
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:
 
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2009 №568409 гр. Журавлев А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
С целью получения ТУ, гр. Журавлев А.Н. обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации Объекта.
Указанное заявление подписано со стороны ОАО «Краснодаргоргаз» и Заявителя.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с пунктом 6 Правил №83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно пункту 8 Правил №83, запрос правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий должен содержать:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
- правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
- информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
- информацию о разрешенном использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Пунктом 12 Правил №83 определено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
- на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
- с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 13 Правил №83, возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
Таким образом, ответ на запрос гражданина Журавлева А.Н. от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, ОАО «Краснодаргоргаз», в нарушение пункта 9 Правил №83, направлен Заявителю по истечении более двух месяцев со дня подачи указанного запроса Заявителем.
 
27.08.2009 гр. Журавлевым А.Н. в ОАО «Краснодаргражданпроект» подана заявка о выполнении определения условий подключения Объекта к газовым сетям города Краснодара (вх. от 02.09.2009 №3979) №Г4-09318.
ОАО «Краснодаргражданпроект» выполнило Заявителю «Определение условий подключения жилого дома по ул. Северная, 454 к газовым сетям города Краснодара» (далее – Определение условий).
Согласно письму от 07.05.2010 №01/1515, направленному ОАО «Краснодаргоргаз» в адрес Управления, 08.10.2010 Заявитель представил ГРО Определение условий.
При этом гр. Журавлев А.Н. повторно подал ОАО «Краснодаргоргаз» заявление от 08.10.2009 б/н о выдаче ТУ, в ответ на которое, ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 сообщило, что их выдача будет осуществлена после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в Определении условий.
16.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» произведено согласование Определения условий, выполненных ОАО «Краснодаргражданпроект».
ОАО «Краснодаргоргаз» подготовило технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 (далее – ТУ) от 30.10.2009 №24/4388, с учетом Определения условий.
Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» выдало Заявителю технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454,  по истечение более 14 рабочих дней со дня подачи гражданином Журавлевым А.Н. заявления 08.10.2009 б/н, в то время как, пунктом 9 Правил №83 предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации предоставить технические условия в течение 14 рабочих дней с даты подачи заявления.
 
С учетом того, что заявление гражданином Журавлевым А.Н. на получение технических условий подано 08.10.2009, технические условия ОАО «Краснодаргоргаз» представлены Заявителю 30.10.2009.
В связи с чем, Обществом нарушен 14-дневный срок предоставления технических условий на подключение Объекта капитального строительства к системе газоснабжения ОАО «Краснодаргоргаз», предусмотренный пунктом 9 Правил №83.
При этом, после выдаче технических условий на дополнительную газификацию Объекта капитального строительства, между ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) и гражданином Журавлевым А.Н. (Заказчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227.
Согласно предмету вышеуказанного договора в обязанность Подрядчика входит разработка проектной документации на газификацию Объекта Заказчика.
 
В соответствии со статьей 23 Закона «О Защите конкуренции», антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать в случаях, указанных в Федеральном законе «О Защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Нарушение ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Закона выразилось в несоблюдении Обществом пункта 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, в части неисполнения обязательств по выдаче в 14-дневный срок гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на подключение принадлежащего ему на праве собственности объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, что повлекло ущемление интересов последнего.
 
ОАО «Краснодаргоргаз» своими действиями, связанными с нарушением пункта 9 Правил №83, в части непредоставления в 14-дневный срок технических условий на подключение Объекта капитального строительства, ущемило законные права и интересы гр. Журавлева А.Н., последствиями которых, явилось затягивание сроков в осуществлении заказа проектных работ (так одним из основанием для осуществления проектных работ являются технические условия), с целью газификации Объекта, принадлежащего гражданину Журавлеву А.Н.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                     Признать в действиях ОАО «Краснодаргоргаз», выразившихся в ущемлении интересов гражданина Журавлева А.Н., путем непредоставления технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454, в 14-дневный срок, предусмотренный пунктом 9Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.                     Предписание ОАО «Краснодаргоргаз»  не выдавать, ввиду предоставления гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 от 30.10.2009 №24/4388.
3.                Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии Р. В. Дегтярева
   
Члены Комиссии И. В. Иващенко
  О. В. Незусова
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
 
5 августа 2010 г. г. Краснодар
 
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
 
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В.- руководитель управления.
Члены комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи.
Незусова О.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело №137/2010 по признакам нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная,68) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Управление) поступило обращение гр. Журавлева А.Н. (далее – Заявитель) от 25.02.2010 б/н (далее – Обращение), направленное ФАС России письмом от 18.03.2010 №АГ/7303, на действия ОАО «Краснодаргоргаз» (далее ГРО),  выразившиеся в ущемлении интересов Заявителя, путем непредставления технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения ОАО «Краснодаргоргаз» в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) срок.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
С целью получения ТУ на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект), Заявитель обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330.
Согласно обращению Заявителя, ОАО «Краснодаргоргаз» не представило ТУ в установленный пунктом 9 Правил №83 срок.
 
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 28.04.2010 №0669/2752, ОАО «Краснодаргоргаз» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Следовательно, ОАО «Краснодаргоргаз» является организацией, осуществляющей эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
ОАО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественной монополии. Общество осуществляет услуги по транспортировке газа по трубопроводам. Данный вид услуг подпадает под государственное регулирование и контроль согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ      «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
С учетом изложенного, ОАО «Краснодаргоргаз» доминирует на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам в пределах своих сетей.
В соответствии Правилами № 83, организации осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (газоснабжения), к которым планируется подключение объекта капитального строительства, выдают технические условия.
Таким образом, лицо, желающее осуществить подключение объекта к газовым сетям в муниципальном образовании г. Краснодар, имеет возможность обратиться за выдачей технических условий только ОАО «Краснодаргоргаз».
 
В действиях ОАО «Краснодаргоргаз» установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
 
 
Приказом от 04.06.2010 №218 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», Краснодарским УФАС России в отношении ОАО «Краснодаргоргаз» возбуждено дело №137/2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела №137/2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.06.2010, назначена дата рассмотрения дела – 28.06.2010.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 25.06.2010 №248 внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению дела №137/2010.
На дату рассмотрения дела №137/2010 28.06.2010 председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи - Иващенко И.В.
28.06.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу №137/2010, в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия определила отложить рассмотрение дела №137/2010 на 21.07.2010.
21.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассмотрении дела №137/2010 по инициативе Комиссии объявлен перерыв до 23.07.2010.
23.07.2010 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ООО «Краснодаргоргаз» Новохатская В.А. - доверенность от 13.04.2010 №06/2010/54, Робакидзе В.И - доверенность от 30.11.2009 №06/2009/38; уполномоченный представитель гражданина Журавлева А.Н. Петренко Г.Д. по доверенности от 11.09.2008 МО-4 №9171386.
 
В ходе рассмотрения дела гражданином Журавлевым А.Н. (далее - Заявитель) заявлено следующее:
С целью получения технических условий на дополнительную газификацию объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – ТУ) к сетям инженерно – технического обеспечения, гр. Журавлев А.Н. обратился с заявлением от 23.06.2009 №22330 в адрес ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» не представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта в установленный Правилами №83 срок.
 Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» вышеуказанными действиями ущемило законные права и интересы Заявителя.
 
В ходе рассмотрения дела ОАО «Краснодаргоргаз» заявлено следующее:
23.06.2009 в ОАО «Краснодаргоргаз» обратился гражданин Журавлев А.Н. с заявлением о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
08.10.2009г. гр. Журавлев А. Н. представил в ОАО «Краснодаргоргаз» на согласование «Определение условий подключения жилого дома - по ул. Северной, 454».
09.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 уведомило гр. Журавлева А. Н. о выдаче технических условий после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в данном Определении.
16.10.2009 определение было согласовано ОАО «Краснодаргоргаз».
ОАО «Краснодаргоргаз» представило Заявителю технические условия на дополнительную газификацию Объекта от 30.10.2009 №24/4388.
В последующем между гр. Журавлевым А.Н. (Заказчик) с ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227 (далее – Договор).
В рамках вышеуказанного договора ОАО «Краснодаргоргаз» изготовило проектную документацию, которую передало гражданину Журавлеву А.Н. (проектная документация «Газификация жилого дома по ул. Северной, 454 в г.Краснодаре» представлена ОАО «Краснодаргоргаз» в материалы дела).
  
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:
 
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.06.2009 №568409 гр. Журавлев А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454 (далее – Объект).
С целью получения ТУ, гр. Журавлев А.Н. обратился в адрес ОАО «Краснодаргоргаз» с заявлением от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации Объекта.
Указанное заявление подписано со стороны ОАО «Краснодаргоргаз» и Заявителя.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (Далее – Правила №83) регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с пунктом 6 Правил №83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно пункту 8 Правил №83, запрос правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий должен содержать:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
- правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
- информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
- информацию о разрешенном использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Пунктом 9 Правил №83 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
Пунктом 12 Правил №83 определено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
- на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
- с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 13 Правил №83, возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Письмом от 14.08.2009 №04/3073 ОАО «Краснодаргоргаз» сообщило гр. Журавлеву А.Н., что газоснабжение Объекта не учтено генеральной схемой газоснабжения города Краснодара. В связи, с чем гр. Журавлев А.Н. с целью выполнения расчета и определения варианта газификации Объекта необходимо обратиться к автору генеральной схемы – ОАО «Краснодаргражданпроект».
Таким образом, ответ на запрос гражданина Журавлева А.Н. от 23.06.2009 №22330 о рассмотрении технической возможности дополнительной газификации жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, ОАО «Краснодаргоргаз», в нарушение пункта 9 Правил №83, направлен Заявителю по истечении более двух месяцев со дня подачи указанного запроса Заявителем.
 
27.08.2009 гр. Журавлевым А.Н. в ОАО «Краснодаргражданпроект» подана заявка о выполнении определения условий подключения Объекта к газовым сетям города Краснодара (вх. от 02.09.2009 №3979) №Г4-09318.
ОАО «Краснодаргражданпроект» выполнило Заявителю «Определение условий подключения жилого дома по ул. Северная, 454 к газовым сетям города Краснодара» (далее – Определение условий).
Согласно письму от 07.05.2010 №01/1515, направленному ОАО «Краснодаргоргаз» в адрес Управления, 08.10.2010 Заявитель представил ГРО Определение условий.
При этом гр. Журавлев А.Н. повторно подал ОАО «Краснодаргоргаз» заявление от 08.10.2009 б/н о выдаче ТУ, в ответ на которое, ОАО «Краснодаргоргаз» письмом от 09.10.2009 №24/3680 сообщило, что их выдача будет осуществлена после проверки и согласования исходных данных ОАО «Краснодаргоргаз», примененных в Определении условий.
16.10.2009 ОАО «Краснодаргоргаз» произведено согласование Определения условий, выполненных ОАО «Краснодаргражданпроект».
ОАО «Краснодаргоргаз» подготовило технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 (далее – ТУ) от 30.10.2009 №24/4388, с учетом Определения условий.
Таким образом, ОАО «Краснодаргоргаз» выдало Заявителю технические условия на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454,  по истечение более 14 рабочих дней со дня подачи гражданином Журавлевым А.Н. заявления 08.10.2009 б/н, в то время как, пунктом 9 Правил №83 предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации предоставить технические условия в течение 14 рабочих дней с даты подачи заявления.
 
С учетом того, что заявление гражданином Журавлевым А.Н. на получение технических условий подано 08.10.2009, технические условия ОАО «Краснодаргоргаз» представлены Заявителю 30.10.2009.
В связи с чем, Обществом нарушен 14-дневный срок предоставления технических условий на подключение Объекта капитального строительства к системе газоснабжения ОАО «Краснодаргоргаз», предусмотренный пунктом 9 Правил №83.
При этом, после выдаче технических условий на дополнительную газификацию Объекта капитального строительства, между ОАО «Краснодаргоргаз» (Подрядчик) и гражданином Журавлевым А.Н. (Заказчик) заключен договор на выполнение проектных работ от 13.11.2009 №26227.
Согласно предмету вышеуказанного договора в обязанность Подрядчика входит разработка проектной документации на газификацию Объекта Заказчика.
 
В соответствии со статьей 23 Закона «О Защите конкуренции», антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать в случаях, указанных в Федеральном законе «О Защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
 
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Нарушение ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Закона выразилось в несоблюдении Обществом пункта 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, в части неисполнения обязательств по выдаче в 14-дневный срок гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на подключение принадлежащего ему на праве собственности объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 454, что повлекло ущемление интересов последнего.
 
ОАО «Краснодаргоргаз» своими действиями, связанными с нарушением пункта 9 Правил №83, в части непредоставления в 14-дневный срок технических условий на подключение Объекта капитального строительства, ущемило законные права и интересы гр. Журавлева А.Н., последствиями которых, явилось затягивание сроков в осуществлении заказа проектных работ (так одним из основанием для осуществления проектных работ являются технические условия), с целью газификации Объекта, принадлежащего гражданину Журавлеву А.Н.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                     Признать в действиях ОАО «Краснодаргоргаз», выразившихся в ущемлении интересов гражданина Журавлева А.Н., путем непредоставления технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454, в 14-дневный срок, предусмотренный пунктом 9Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.                     Предписание ОАО «Краснодаргоргаз»  не выдавать, ввиду предоставления гражданину Журавлеву А.Н. технических условий на дополнительную газификацию жилого дома по ул. Северной, 454 от 30.10.2009 №24/4388.
3.                Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения ОАО «Краснодаргоргаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии Р. В. Дегтярева
   
Члены Комиссии И. В. Иващенко
  О. В. Незусова
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-05 14:22:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-05 14:22:11 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )