Решение Краснодарского УФАС России по делу № 50/2010 по признакам нарушения ООО «Туапсинская лоцманская служба» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 16 июля 2010, 04:00

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 3 июня 2010
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2010                                            
г. Краснодар
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 50/2010  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
           Дегтярева Р.В. - руководитель управления;
 
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Тер-Осканов И.О. – начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Белоконь Т.Б. – заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Пометельникова А.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Маслова Д.Е. – специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
 рассмотрев дело № 50/2010 по признакам нарушения ООО «Туапсинская лоцманская служба» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
 
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело  изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе изучения материалов установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
        Приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 12.11.2008г. № 394-т ООО «Туапсинская лоцманская служба» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел «Услуги портов и (или) транспортных терминалов» (регистр. № 23/3/40), в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора для ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Согласно Приказу ФСТ России от 13.12.2007г. № 441-т/1, тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских и речных портах, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, являются предельно максимальными.
 После утверждения ставок лоцманского сбора ООО «Туапсинская лоцманская служба» направило агентирующим компаниям письмо от 22.12.2009г. № 93, в котором проинформировало агентов о расторжении договоров об оказании лоцманских услуг и предлагало заключить другие договоры на новых условиях исходя из того, что ООО «Туапсинская лоцманская служба» с 25.12.2009г. установило новые правила внутреннего трудового распорядка, где продолжительность рабочего времени лоцманского состава установлена с 08.00 до 17.00 часов. За работу в другое время предусматривалось увеличение установленного ФСТ России тарифа согласно пунктам 1.2 – 1.8 приложения № 1 ««Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» (далее – Приложение № 1) к договору. В результате,  стоимость услуг, предлагаемая ООО «Туапсинская лоцманская служба», в приложенных агентирующим компаниям договорах, превысила тариф, установленный регулирующим органом.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения №1«Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» к договору.
В действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по установлению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 30.03.2010г. № 88 возбуждено дело № 50/2010 в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением Краснодарского УФАС России от 01.04.2010г. дело № 50/2010, возбужденное в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба», назначено к рассмотрению на 15.04.2010г.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 09.04.2010г. № 112 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 о нарушении антимонопольного законодательства» на время нахождения с 12.04.2010г. по 28.04.2010г. в ежегодном трудовом отпуске председателя Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 руководителя управления Дегтяревой Р.В. председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления Иващенко И.В.
15.04.2010г. в адрес Краснодарского УФАС России поступило ходатайство ООО «Туапсинская лоцманская служба» о переносе рассмотрения дела № 50/2010 на более поздний срок, в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 15.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 28.04.2010г.
 Заседание комиссии состоялось 28.04.2010г. в присутствии законного представителя - директора ООО «Туапсинская лоцманская служба» Корчагина В.И.
Комиссией приняты запрашиваемые в определении Краснодарского УФАС России от 15.04.2010г. документы, представленные ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В ходе рассмотрения дела возникла необходимость получения дополнительных сведений от ООО «Туапсинская лоцманская служба», в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 28.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 03.06.2010г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 директором ООО «Туапсинская лоцманская служба» сообщено следующее:
Приказом ФСТ России от 14.10.2009г. № 250-т/21 «Об утверждении ставок лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов (кроме спортивных и маломерных судов) в морских портах Российской Федерации утверждены ставки лоцманского сбора за лоцманскую проводку судов лоцманами ряда специализированных организаций, в том числе ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В связи с ее утверждением заработная плата сотрудников общества сократилась в 10 раз. Уровень заработной платы лоцманов других Черноморских портов (Сочи и Новороссийск) несравнимо выше, чем заработная плата лоцманов Туапсе.
В связи с утверждением ФСТ России новой ставки, ООО «Туапсинская лоцманская служба» не имеет возможности оплачивать лоцманам работу в ночное время, а также за выполнение работы в особо опасных условиях (шторм, тягун). В связи с этим, в обществе утверждены новые правила внутреннего трудового распорядка, время работы определено с 8.00-17.00ч. Данный график работы сказывается на работе портовых организаций и судов.
        ООО «Туапсинская лоцманская служба» неоднократно обращались в ФСТ России с просьбой разъяснить - возможно ли взимание дополнительной оплаты за работу в нерабочее время, праздничные дни, ночные, работу в особо опасных условиях с судовладельца, путем заключения дополнительных соглашений. Включены ли указанные затраты общества при расчете методики взимания лоцманских ставок.
        Для примера, одинаковая ставка для лоцмана в порту Туапсе и порту Новороссийск оборачивается разной оплатой в связи с тем, что внепортовая проводка судов зависит от количества морских миль при приеме и высадке лоцманов. Что касается внутрипортовой проводки, сложнее акватории порта Туапсе на Черном море нет. И этот фактор не учтен при утверждении ставки. Лоцманы порта Сочи швартуют суда менее тоннажные в гораздо более простых условиях, однако имеют утвержденную ставку и тариф гораздо выше ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Для аргументации своих доводов ООО «Туапсинская лоцманская служба» было заказано заключение аудиторской фирмы «БДО Юникон Аудит Альянс», в котором определено, что все расходы ООО «Туапсинская лоцманская служба» документально подтверждены и экономически обоснованы.
        Предыдущая ставка лоцманского сбора была утверждена в 1995г. С 1998г., согласно ставки отдела статистики по г. Туапсе, уровень инфляции составил 750%. А по сравнению с 1995г. – 2300%. Поэтому, утвержденная ставка ФСТ России в 2009г. не является экономически обоснованной.
        Представитель ООО «Туапсинской лоцманской службы» просил учесть также тот факт, что проверка Федеральной антимонопольной службы, которая выявила рассматриваемое нарушение, была инициирована самим обществом.
        Кроме этого, при рассмотрении просил учесть тот факт, что после переговоров с агентами судовладельцев, работа выполнялась только по утвержденным ФСТ России ставкам, и все письма об увеличении оплаты на 500% были нами отозваны.
        Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения ООО «Туапсинская лоцманская служба», установила:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора, взимаемого ООО «Туапсинская лоцманская служба» в порту Туапсе (приложение № 3 Приказа).
 СТАВКИ
ЛОЦМАНСКОГО СБОРА, ВЗИМАЕМОГО ООО "ТУАПСИНСКАЯ
ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА" (ПОРТ ТУАПСЕ)

Таблица 1 - Ставки загранплавания                                       
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,38     
0,27     
0,42 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,11     
0,08     
0,12 

 

Таблица 2 - Ставки каботажного плавания                                 
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,07     
0,05    
0,08 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,03     
0,02    
0,03 

   
Посчитав установленные тарифы экономически необоснованными ООО «Туапсинская лоцманская служба» решило установить собственную систему оплаты своих услуг, путем установленияновых правил внутреннего трудового распорядка, где время работы определено с 8.00-17.00 ч., а также включения в действующие договоры на оказание лоцманских услуг Приложения № 1 в котором привлечение лоцманов к работе сверх графика, к ночным видам работ, в праздничные и выходные дни, доставка лоцмана на судно и снятие осуществляется по следующим ставкам и тарифам на оказание лоцманских услуг за 1GT (пункты 1.2 – 1.8 Приложения № 1):
            1.2. Лоцманская проводка судов с неработающим главным двигателем, с неисправным винто-рулевым комплексом является спасательной операцией и оплачивается по ставке 10 рублей за 1GT.
            1.3. Ставки лоцманского сбора за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00) повышаются на 500%.
            1.4. Ставки за лоцманские операции, проводимые в выходные, праздничные дни и сверхурочные часы (с 17.00 до 08.00) увеличиваются на 500%.
            1.5. Работа лоцмана в штормовых условиях (ветер – более 14 м/с и волне – более 2 м) и работа в ОЯ «тягун» (спасательная операция) оплачивается в размере 10 рублей за 1GT.
1.6. Судно валовой вместимостью менее 20 000 GT – считать за 20 000 GT.
            1.7. Доставка и снятие лоцмана с судна оплачивается по ставке 8000 рублей за операцию.
            1.8. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно (ложный вызов), оплачивается 100% лоцманского сбора в зависимости от времени вызова, причитающегося за лоцманскую операцию.
            22 декабря 2009 года ООО «Туапсинская лоцманская служба» разослало письма, с приложением проекта договора, агентирующим организациям (копии: Капитану порта Туапсе), в которых информировало о расторжении договоров на оказание лоцманских услуг и предложении заключить новые договоры на вышеперечисленных условиях.
              Однако учитывая, что предложенные условия договоров, связанные с порядком применения ставок лоцманского сбора, были для большинства агентов неприемлемые, в силу несоответствия нормам действующего законодательства, договоры были возвращены агентами с соответствующими протоколами разногласий за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск».
            В связи с тем, что агентирующие компании не согласились с новыми условиями договора 30.12.2009 ООО «Туапсинская лоцманская служба» направила письма агентирующим компаниям (за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск»), в которых предлагало подписать новое дополнительное соглашение к договорам, в которых лоцманские услуги соответствовали ставкам, утвержденным приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21. На этих условиях с ООО «Туапсинская лоцманская служба» подписали договоры: ООО «Инфотек ЮГ», ЗАО «Морское агентство «Новоторик», ООО «Туапсевнештранс».
            Между ООО «Туапсинская лоцманская служба» и ЗАО «Ростэк – Новороссийск» в лице филиала «Ростэк - Туапсе» заключен договор от 22.12.2009 № 38 на условиях, указанных в Приложении № 1 проекта договора, разосланного ООО «Туапсинская лоцманская служба».       
             Данный договор до настоящего времени является действующим и по нему производится оплата лоцманских услуг ООО «Туапсинская лоцманская служба».
             Факт оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оказанных лоцманских услуг по ставкам, установленным ООО «Туапсинская лоцманская служба» к договору № 38 от 22.12.2009г., которые не соответствуют ставкам сбора за лоцманские услуги, утвержденными Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21, подтверждается счет-фактурами, актами выполненных услуг, платежными поручениями за январь-февраль 2010 года.
Так в счет-фактуре № 4 от 03 января 2010 г. за обслуживание судна “ASSOS” «ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставила к оплате, а ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оплатило «лоцманский вход, выход (сверхурочно)» по ставке на 500 % выше установленногорегулирующим органом. Кроме этого выставлен платеж за «доставку и снятие лоцмана» в сумме 8000 руб. который не предусмотренПриказом ФСТ России от14.10.2009 № 250-т/21.
В счет-фактуре № 5 от 05 января 2010 за обслуживание судна “OLIMPIKA” применена ставка сбора для накатного судна за «вход, выход (выходные, праздничные)» в размере – 2,15 руб./1GT, что в пять раз превышает установленную ставку сбора. В последующем также выставлялись к оплате лоцманские услуги и за «сверхурочное время» также превышающее установленную ставку на 500 %.
За период с 3 января по 29 марта 2010 года неоднократно ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставляла счет-фактуры для оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск»  за услуги не предусмотренные регулирующим органом, а также превышающие установленные ставки лоцманского сбора, предусмотренные Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21(счет-фактуры №№ 6 – 42).
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения № 1 к договору от 22.12.2009 года.
       ООО «Туапсинская лоцманская служба» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности по оказанию услуг в портах и (или) транспортных терминалах, согласно Приказу ФСТ России от 12.11.2008 № 394-т.
       Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Туапсинская лоцманская служба» занимает доминирующее положение на рынке услуг портов и (или) транспортных терминалов в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Таким образом, в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, установлен факт нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
2.                 Выдать предписание ООО «Туапсинская лоцманская служба» о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
        
Председатель комиссии                                                                              
                                                               Р.В. Дегтярева                                    
 
Члены Комиссии:                                                                                              
                                                                И.В.Иващенко
                                                                И.О. Тер-Осканов
                                                                Т.Б.Белоконь
                                                                А.С. Пометельникова
                                                                Д.Е.Маслова             

 

stdClass Object ( [vid] => 6420 [uid] => 1 [title] => Решение Краснодарского УФАС России по делу № 50/2010 по признакам нарушения ООО «Туапсинская лоцманская служба» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6420 [type] => solution [language] => ru [created] => 1279224000 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 3 июня 2010
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2010                                            
г. Краснодар
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 50/2010  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
           Дегтярева Р.В. - руководитель управления;
 
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Тер-Осканов И.О. – начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Белоконь Т.Б. – заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Пометельникова А.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Маслова Д.Е. – специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
 рассмотрев дело № 50/2010 по признакам нарушения ООО «Туапсинская лоцманская служба» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
 
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело  изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе изучения материалов установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
        Приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 12.11.2008г. № 394-т ООО «Туапсинская лоцманская служба» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел «Услуги портов и (или) транспортных терминалов» (регистр. № 23/3/40), в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора для ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Согласно Приказу ФСТ России от 13.12.2007г. № 441-т/1, тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских и речных портах, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, являются предельно максимальными.
 После утверждения ставок лоцманского сбора ООО «Туапсинская лоцманская служба» направило агентирующим компаниям письмо от 22.12.2009г. № 93, в котором проинформировало агентов о расторжении договоров об оказании лоцманских услуг и предлагало заключить другие договоры на новых условиях исходя из того, что ООО «Туапсинская лоцманская служба» с 25.12.2009г. установило новые правила внутреннего трудового распорядка, где продолжительность рабочего времени лоцманского состава установлена с 08.00 до 17.00 часов. За работу в другое время предусматривалось увеличение установленного ФСТ России тарифа согласно пунктам 1.2 – 1.8 приложения № 1 ««Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» (далее – Приложение № 1) к договору. В результате,  стоимость услуг, предлагаемая ООО «Туапсинская лоцманская служба», в приложенных агентирующим компаниям договорах, превысила тариф, установленный регулирующим органом.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения №1«Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» к договору.
В действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по установлению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 30.03.2010г. № 88 возбуждено дело № 50/2010 в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением Краснодарского УФАС России от 01.04.2010г. дело № 50/2010, возбужденное в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба», назначено к рассмотрению на 15.04.2010г.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 09.04.2010г. № 112 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 о нарушении антимонопольного законодательства» на время нахождения с 12.04.2010г. по 28.04.2010г. в ежегодном трудовом отпуске председателя Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 руководителя управления Дегтяревой Р.В. председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления Иващенко И.В.
15.04.2010г. в адрес Краснодарского УФАС России поступило ходатайство ООО «Туапсинская лоцманская служба» о переносе рассмотрения дела № 50/2010 на более поздний срок, в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 15.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 28.04.2010г.
 Заседание комиссии состоялось 28.04.2010г. в присутствии законного представителя - директора ООО «Туапсинская лоцманская служба» Корчагина В.И.
Комиссией приняты запрашиваемые в определении Краснодарского УФАС России от 15.04.2010г. документы, представленные ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В ходе рассмотрения дела возникла необходимость получения дополнительных сведений от ООО «Туапсинская лоцманская служба», в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 28.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 03.06.2010г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 директором ООО «Туапсинская лоцманская служба» сообщено следующее:
Приказом ФСТ России от 14.10.2009г. № 250-т/21 «Об утверждении ставок лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов (кроме спортивных и маломерных судов) в морских портах Российской Федерации утверждены ставки лоцманского сбора за лоцманскую проводку судов лоцманами ряда специализированных организаций, в том числе ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В связи с ее утверждением заработная плата сотрудников общества сократилась в 10 раз. Уровень заработной платы лоцманов других Черноморских портов (Сочи и Новороссийск) несравнимо выше, чем заработная плата лоцманов Туапсе.
В связи с утверждением ФСТ России новой ставки, ООО «Туапсинская лоцманская служба» не имеет возможности оплачивать лоцманам работу в ночное время, а также за выполнение работы в особо опасных условиях (шторм, тягун). В связи с этим, в обществе утверждены новые правила внутреннего трудового распорядка, время работы определено с 8.00-17.00ч. Данный график работы сказывается на работе портовых организаций и судов.
        ООО «Туапсинская лоцманская служба» неоднократно обращались в ФСТ России с просьбой разъяснить - возможно ли взимание дополнительной оплаты за работу в нерабочее время, праздничные дни, ночные, работу в особо опасных условиях с судовладельца, путем заключения дополнительных соглашений. Включены ли указанные затраты общества при расчете методики взимания лоцманских ставок.
        Для примера, одинаковая ставка для лоцмана в порту Туапсе и порту Новороссийск оборачивается разной оплатой в связи с тем, что внепортовая проводка судов зависит от количества морских миль при приеме и высадке лоцманов. Что касается внутрипортовой проводки, сложнее акватории порта Туапсе на Черном море нет. И этот фактор не учтен при утверждении ставки. Лоцманы порта Сочи швартуют суда менее тоннажные в гораздо более простых условиях, однако имеют утвержденную ставку и тариф гораздо выше ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Для аргументации своих доводов ООО «Туапсинская лоцманская служба» было заказано заключение аудиторской фирмы «БДО Юникон Аудит Альянс», в котором определено, что все расходы ООО «Туапсинская лоцманская служба» документально подтверждены и экономически обоснованы.
        Предыдущая ставка лоцманского сбора была утверждена в 1995г. С 1998г., согласно ставки отдела статистики по г. Туапсе, уровень инфляции составил 750%. А по сравнению с 1995г. – 2300%. Поэтому, утвержденная ставка ФСТ России в 2009г. не является экономически обоснованной.
        Представитель ООО «Туапсинской лоцманской службы» просил учесть также тот факт, что проверка Федеральной антимонопольной службы, которая выявила рассматриваемое нарушение, была инициирована самим обществом.
        Кроме этого, при рассмотрении просил учесть тот факт, что после переговоров с агентами судовладельцев, работа выполнялась только по утвержденным ФСТ России ставкам, и все письма об увеличении оплаты на 500% были нами отозваны.
        Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения ООО «Туапсинская лоцманская служба», установила:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора, взимаемого ООО «Туапсинская лоцманская служба» в порту Туапсе (приложение № 3 Приказа).
 СТАВКИ
ЛОЦМАНСКОГО СБОРА, ВЗИМАЕМОГО ООО "ТУАПСИНСКАЯ
ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА" (ПОРТ ТУАПСЕ)

Таблица 1 - Ставки загранплавания                                       
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,38     
0,27     
0,42 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,11     
0,08     
0,12 

 

Таблица 2 - Ставки каботажного плавания                                 
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,07     
0,05    
0,08 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,03     
0,02    
0,03 

   
Посчитав установленные тарифы экономически необоснованными ООО «Туапсинская лоцманская служба» решило установить собственную систему оплаты своих услуг, путем установленияновых правил внутреннего трудового распорядка, где время работы определено с 8.00-17.00 ч., а также включения в действующие договоры на оказание лоцманских услуг Приложения № 1 в котором привлечение лоцманов к работе сверх графика, к ночным видам работ, в праздничные и выходные дни, доставка лоцмана на судно и снятие осуществляется по следующим ставкам и тарифам на оказание лоцманских услуг за 1GT (пункты 1.2 – 1.8 Приложения № 1):
            1.2. Лоцманская проводка судов с неработающим главным двигателем, с неисправным винто-рулевым комплексом является спасательной операцией и оплачивается по ставке 10 рублей за 1GT.
            1.3. Ставки лоцманского сбора за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00) повышаются на 500%.
            1.4. Ставки за лоцманские операции, проводимые в выходные, праздничные дни и сверхурочные часы (с 17.00 до 08.00) увеличиваются на 500%.
            1.5. Работа лоцмана в штормовых условиях (ветер – более 14 м/с и волне – более 2 м) и работа в ОЯ «тягун» (спасательная операция) оплачивается в размере 10 рублей за 1GT.
1.6. Судно валовой вместимостью менее 20 000 GT – считать за 20 000 GT.
            1.7. Доставка и снятие лоцмана с судна оплачивается по ставке 8000 рублей за операцию.
            1.8. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно (ложный вызов), оплачивается 100% лоцманского сбора в зависимости от времени вызова, причитающегося за лоцманскую операцию.
            22 декабря 2009 года ООО «Туапсинская лоцманская служба» разослало письма, с приложением проекта договора, агентирующим организациям (копии: Капитану порта Туапсе), в которых информировало о расторжении договоров на оказание лоцманских услуг и предложении заключить новые договоры на вышеперечисленных условиях.
              Однако учитывая, что предложенные условия договоров, связанные с порядком применения ставок лоцманского сбора, были для большинства агентов неприемлемые, в силу несоответствия нормам действующего законодательства, договоры были возвращены агентами с соответствующими протоколами разногласий за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск».
            В связи с тем, что агентирующие компании не согласились с новыми условиями договора 30.12.2009 ООО «Туапсинская лоцманская служба» направила письма агентирующим компаниям (за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск»), в которых предлагало подписать новое дополнительное соглашение к договорам, в которых лоцманские услуги соответствовали ставкам, утвержденным приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21. На этих условиях с ООО «Туапсинская лоцманская служба» подписали договоры: ООО «Инфотек ЮГ», ЗАО «Морское агентство «Новоторик», ООО «Туапсевнештранс».
            Между ООО «Туапсинская лоцманская служба» и ЗАО «Ростэк – Новороссийск» в лице филиала «Ростэк - Туапсе» заключен договор от 22.12.2009 № 38 на условиях, указанных в Приложении № 1 проекта договора, разосланного ООО «Туапсинская лоцманская служба».       
             Данный договор до настоящего времени является действующим и по нему производится оплата лоцманских услуг ООО «Туапсинская лоцманская служба».
             Факт оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оказанных лоцманских услуг по ставкам, установленным ООО «Туапсинская лоцманская служба» к договору № 38 от 22.12.2009г., которые не соответствуют ставкам сбора за лоцманские услуги, утвержденными Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21, подтверждается счет-фактурами, актами выполненных услуг, платежными поручениями за январь-февраль 2010 года.
Так в счет-фактуре № 4 от 03 января 2010 г. за обслуживание судна “ASSOS” «ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставила к оплате, а ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оплатило «лоцманский вход, выход (сверхурочно)» по ставке на 500 % выше установленногорегулирующим органом. Кроме этого выставлен платеж за «доставку и снятие лоцмана» в сумме 8000 руб. который не предусмотренПриказом ФСТ России от14.10.2009 № 250-т/21.
В счет-фактуре № 5 от 05 января 2010 за обслуживание судна “OLIMPIKA” применена ставка сбора для накатного судна за «вход, выход (выходные, праздничные)» в размере – 2,15 руб./1GT, что в пять раз превышает установленную ставку сбора. В последующем также выставлялись к оплате лоцманские услуги и за «сверхурочное время» также превышающее установленную ставку на 500 %.
За период с 3 января по 29 марта 2010 года неоднократно ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставляла счет-фактуры для оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск»  за услуги не предусмотренные регулирующим органом, а также превышающие установленные ставки лоцманского сбора, предусмотренные Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21(счет-фактуры №№ 6 – 42).
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения № 1 к договору от 22.12.2009 года.
       ООО «Туапсинская лоцманская служба» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности по оказанию услуг в портах и (или) транспортных терминалах, согласно Приказу ФСТ России от 12.11.2008 № 394-т.
       Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Туапсинская лоцманская служба» занимает доминирующее положение на рынке услуг портов и (или) транспортных терминалов в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Таким образом, в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, установлен факт нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
2.                 Выдать предписание ООО «Туапсинская лоцманская служба» о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
        
Председатель комиссии                                                                              
                                                               Р.В. Дегтярева                                    
 
Члены Комиссии:                                                                                              
                                                                И.В.Иващенко
                                                                И.О. Тер-Осканов
                                                                Т.Б.Белоконь
                                                                А.С. Пометельникова
                                                                Д.Е.Маслова             

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 3 июня 2010
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2010                                            
г. Краснодар
 
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела № 50/2010  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
           Дегтярева Р.В. - руководитель управления;
 
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Тер-Осканов И.О. – начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Белоконь Т.Б. – заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Пометельникова А.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Маслова Д.Е. – специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
 рассмотрев дело № 50/2010 по признакам нарушения ООО «Туапсинская лоцманская служба» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
 
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело  изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе изучения материалов установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
        Приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 12.11.2008г. № 394-т ООО «Туапсинская лоцманская служба» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел «Услуги портов и (или) транспортных терминалов» (регистр. № 23/3/40), в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора для ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Согласно Приказу ФСТ России от 13.12.2007г. № 441-т/1, тарифы на услуги субъектов естественных монополий в морских и речных портах, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, являются предельно максимальными.
 После утверждения ставок лоцманского сбора ООО «Туапсинская лоцманская служба» направило агентирующим компаниям письмо от 22.12.2009г. № 93, в котором проинформировало агентов о расторжении договоров об оказании лоцманских услуг и предлагало заключить другие договоры на новых условиях исходя из того, что ООО «Туапсинская лоцманская служба» с 25.12.2009г. установило новые правила внутреннего трудового распорядка, где продолжительность рабочего времени лоцманского состава установлена с 08.00 до 17.00 часов. За работу в другое время предусматривалось увеличение установленного ФСТ России тарифа согласно пунктам 1.2 – 1.8 приложения № 1 ««Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» (далее – Приложение № 1) к договору. В результате,  стоимость услуг, предлагаемая ООО «Туапсинская лоцманская служба», в приложенных агентирующим компаниям договорах, превысила тариф, установленный регулирующим органом.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения №1«Ставки и тарифы на оказание лоцманских услуг за 1GT» к договору.
В действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по установлению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные Приказом ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 30.03.2010г. № 88 возбуждено дело № 50/2010 в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба» по признакам нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением Краснодарского УФАС России от 01.04.2010г. дело № 50/2010, возбужденное в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба», назначено к рассмотрению на 15.04.2010г.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 09.04.2010г. № 112 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 о нарушении антимонопольного законодательства» на время нахождения с 12.04.2010г. по 28.04.2010г. в ежегодном трудовом отпуске председателя Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 руководителя управления Дегтяревой Р.В. председателем Комиссии назначена заместитель руководителя управления Иващенко И.В.
15.04.2010г. в адрес Краснодарского УФАС России поступило ходатайство ООО «Туапсинская лоцманская служба» о переносе рассмотрения дела № 50/2010 на более поздний срок, в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 15.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 28.04.2010г.
 Заседание комиссии состоялось 28.04.2010г. в присутствии законного представителя - директора ООО «Туапсинская лоцманская служба» Корчагина В.И.
Комиссией приняты запрашиваемые в определении Краснодарского УФАС России от 15.04.2010г. документы, представленные ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В ходе рассмотрения дела возникла необходимость получения дополнительных сведений от ООО «Туапсинская лоцманская служба», в связи с чем, на основании п.1.5 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Краснодарского УФАС России вынесла определение от 28.04.2010г. об отложении рассмотрения дела № 50/2010 и назначила его рассмотрение на 03.06.2010г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 50/2010 директором ООО «Туапсинская лоцманская служба» сообщено следующее:
Приказом ФСТ России от 14.10.2009г. № 250-т/21 «Об утверждении ставок лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов (кроме спортивных и маломерных судов) в морских портах Российской Федерации утверждены ставки лоцманского сбора за лоцманскую проводку судов лоцманами ряда специализированных организаций, в том числе ООО «Туапсинская лоцманская служба».
В связи с ее утверждением заработная плата сотрудников общества сократилась в 10 раз. Уровень заработной платы лоцманов других Черноморских портов (Сочи и Новороссийск) несравнимо выше, чем заработная плата лоцманов Туапсе.
В связи с утверждением ФСТ России новой ставки, ООО «Туапсинская лоцманская служба» не имеет возможности оплачивать лоцманам работу в ночное время, а также за выполнение работы в особо опасных условиях (шторм, тягун). В связи с этим, в обществе утверждены новые правила внутреннего трудового распорядка, время работы определено с 8.00-17.00ч. Данный график работы сказывается на работе портовых организаций и судов.
        ООО «Туапсинская лоцманская служба» неоднократно обращались в ФСТ России с просьбой разъяснить - возможно ли взимание дополнительной оплаты за работу в нерабочее время, праздничные дни, ночные, работу в особо опасных условиях с судовладельца, путем заключения дополнительных соглашений. Включены ли указанные затраты общества при расчете методики взимания лоцманских ставок.
        Для примера, одинаковая ставка для лоцмана в порту Туапсе и порту Новороссийск оборачивается разной оплатой в связи с тем, что внепортовая проводка судов зависит от количества морских миль при приеме и высадке лоцманов. Что касается внутрипортовой проводки, сложнее акватории порта Туапсе на Черном море нет. И этот фактор не учтен при утверждении ставки. Лоцманы порта Сочи швартуют суда менее тоннажные в гораздо более простых условиях, однако имеют утвержденную ставку и тариф гораздо выше ООО «Туапсинская лоцманская служба».
       Для аргументации своих доводов ООО «Туапсинская лоцманская служба» было заказано заключение аудиторской фирмы «БДО Юникон Аудит Альянс», в котором определено, что все расходы ООО «Туапсинская лоцманская служба» документально подтверждены и экономически обоснованы.
        Предыдущая ставка лоцманского сбора была утверждена в 1995г. С 1998г., согласно ставки отдела статистики по г. Туапсе, уровень инфляции составил 750%. А по сравнению с 1995г. – 2300%. Поэтому, утвержденная ставка ФСТ России в 2009г. не является экономически обоснованной.
        Представитель ООО «Туапсинской лоцманской службы» просил учесть также тот факт, что проверка Федеральной антимонопольной службы, которая выявила рассматриваемое нарушение, была инициирована самим обществом.
        Кроме этого, при рассмотрении просил учесть тот факт, что после переговоров с агентами судовладельцев, работа выполнялась только по утвержденным ФСТ России ставкам, и все письма об увеличении оплаты на 500% были нами отозваны.
        Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения ООО «Туапсинская лоцманская служба», установила:
По поручению ФАС России Краснодарское УФАС России провело изучение материалов внеплановой выездной проверки ООО «Туапсинская лоцманская служба» на предмет наличия в действиях указанной организации признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом от 14.10.2009г. № 250-т/21 Федеральной службы по тарифам утверждены ставки лоцманского сбора, взимаемого ООО «Туапсинская лоцманская служба» в порту Туапсе (приложение № 3 Приказа).
 СТАВКИ
ЛОЦМАНСКОГО СБОРА, ВЗИМАЕМОГО ООО "ТУАПСИНСКАЯ
ЛОЦМАНСКАЯ СЛУЖБА" (ПОРТ ТУАПСЕ)

Таблица 1 - Ставки загранплавания                                       
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,38     
0,27     
0,42 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,11     
0,08     
0,12 
 

Таблица 2 - Ставки каботажного плавания                                 
Наименование сбора     
Ставка, руб./1 GT           
все суда, кроме
накатных,   
наплавных,  
контейнеровозов
и наливных  
накатные,  
наплавные суда
и      
контейнеровозы
наливные
суда 
 
 
 
 
Лоцманский сбор              
 
 
 
внутрипортовая проводка, за  
операцию                     
0,07     
0,05    
0,08 
внепортовая проводка, за     
каждую милю                  
0,03     
0,02    
0,03 
   
Посчитав установленные тарифы экономически необоснованными ООО «Туапсинская лоцманская служба» решило установить собственную систему оплаты своих услуг, путем установленияновых правил внутреннего трудового распорядка, где время работы определено с 8.00-17.00 ч., а также включения в действующие договоры на оказание лоцманских услуг Приложения № 1 в котором привлечение лоцманов к работе сверх графика, к ночным видам работ, в праздничные и выходные дни, доставка лоцмана на судно и снятие осуществляется по следующим ставкам и тарифам на оказание лоцманских услуг за 1GT (пункты 1.2 – 1.8 Приложения № 1):
            1.2. Лоцманская проводка судов с неработающим главным двигателем, с неисправным винто-рулевым комплексом является спасательной операцией и оплачивается по ставке 10 рублей за 1GT.
            1.3. Ставки лоцманского сбора за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00) повышаются на 500%.
            1.4. Ставки за лоцманские операции, проводимые в выходные, праздничные дни и сверхурочные часы (с 17.00 до 08.00) увеличиваются на 500%.
            1.5. Работа лоцмана в штормовых условиях (ветер – более 14 м/с и волне – более 2 м) и работа в ОЯ «тягун» (спасательная операция) оплачивается в размере 10 рублей за 1GT.
1.6. Судно валовой вместимостью менее 20 000 GT – считать за 20 000 GT.
            1.7. Доставка и снятие лоцмана с судна оплачивается по ставке 8000 рублей за операцию.
            1.8. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно (ложный вызов), оплачивается 100% лоцманского сбора в зависимости от времени вызова, причитающегося за лоцманскую операцию.
            22 декабря 2009 года ООО «Туапсинская лоцманская служба» разослало письма, с приложением проекта договора, агентирующим организациям (копии: Капитану порта Туапсе), в которых информировало о расторжении договоров на оказание лоцманских услуг и предложении заключить новые договоры на вышеперечисленных условиях.
              Однако учитывая, что предложенные условия договоров, связанные с порядком применения ставок лоцманского сбора, были для большинства агентов неприемлемые, в силу несоответствия нормам действующего законодательства, договоры были возвращены агентами с соответствующими протоколами разногласий за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск».
            В связи с тем, что агентирующие компании не согласились с новыми условиями договора 30.12.2009 ООО «Туапсинская лоцманская служба» направила письма агентирующим компаниям (за исключением ЗАО «Ростэк - Новороссийск»), в которых предлагало подписать новое дополнительное соглашение к договорам, в которых лоцманские услуги соответствовали ставкам, утвержденным приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21. На этих условиях с ООО «Туапсинская лоцманская служба» подписали договоры: ООО «Инфотек ЮГ», ЗАО «Морское агентство «Новоторик», ООО «Туапсевнештранс».
            Между ООО «Туапсинская лоцманская служба» и ЗАО «Ростэк – Новороссийск» в лице филиала «Ростэк - Туапсе» заключен договор от 22.12.2009 № 38 на условиях, указанных в Приложении № 1 проекта договора, разосланного ООО «Туапсинская лоцманская служба».       
             Данный договор до настоящего времени является действующим и по нему производится оплата лоцманских услуг ООО «Туапсинская лоцманская служба».
             Факт оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оказанных лоцманских услуг по ставкам, установленным ООО «Туапсинская лоцманская служба» к договору № 38 от 22.12.2009г., которые не соответствуют ставкам сбора за лоцманские услуги, утвержденными Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21, подтверждается счет-фактурами, актами выполненных услуг, платежными поручениями за январь-февраль 2010 года.
Так в счет-фактуре № 4 от 03 января 2010 г. за обслуживание судна “ASSOS” «ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставила к оплате, а ЗАО «Ростэк – Новороссийск» оплатило «лоцманский вход, выход (сверхурочно)» по ставке на 500 % выше установленногорегулирующим органом. Кроме этого выставлен платеж за «доставку и снятие лоцмана» в сумме 8000 руб. который не предусмотренПриказом ФСТ России от14.10.2009 № 250-т/21.
В счет-фактуре № 5 от 05 января 2010 за обслуживание судна “OLIMPIKA” применена ставка сбора для накатного судна за «вход, выход (выходные, праздничные)» в размере – 2,15 руб./1GT, что в пять раз превышает установленную ставку сбора. В последующем также выставлялись к оплате лоцманские услуги и за «сверхурочное время» также превышающее установленную ставку на 500 %.
За период с 3 января по 29 марта 2010 года неоднократно ООО «Туапсинская лоцманская служба» выставляла счет-фактуры для оплаты ЗАО «Ростэк – Новороссийск»  за услуги не предусмотренные регулирующим органом, а также превышающие установленные ставки лоцманского сбора, предусмотренные Приказом ФСТ России от 14.10.2009 № 250-т/21(счет-фактуры №№ 6 – 42).
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» и Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 332, ФСТ России осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением субъектов естественных монополий в портах.
Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1 определены правила применения лоцманского сбора в морских портах Российской Федерации, в которых не предусмотрены положения, перечисленные в пунктах 1.2 – 1.8 приложения № 1 к договору от 22.12.2009 года.
       ООО «Туапсинская лоцманская служба» является субъектом естественной монополии в сфере деятельности по оказанию услуг в портах и (или) транспортных терминалах, согласно Приказу ФСТ России от 12.11.2008 № 394-т.
       Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Туапсинская лоцманская служба» занимает доминирующее положение на рынке услуг портов и (или) транспортных терминалов в связи с чем на него распространяются требования, предусмотренные ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
       Таким образом, в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, установлен факт нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
       На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Туапсинская лоцманская служба», выразившихся во включении в Приложение № 1 к договору на лоцманские услуги положений, не предусмотренных Приказом ФСТ России от 20.12.2007г. № 522-т/1, а также по применению тарифов, превышающих тарифы, утвержденные в Приказе ФСТ России от 13.12.2007 № 441-т/1, факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
2.                 Выдать предписание ООО «Туапсинская лоцманская служба» о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Туапсинская лоцманская служба».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
        
Председатель комиссии                                                                              
                                                               Р.В. Дегтярева                                    
 
Члены Комиссии:                                                                                              
                                                                И.В.Иващенко
                                                                И.О. Тер-Осканов
                                                                Т.Б.Белоконь
                                                                А.С. Пометельникова
                                                                Д.Е.Маслова             

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )