Решение Краснодарского УФАС России по делу в отношении ООО "Лукойл-Аэро", ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.11 ФЗ "О защите конкуренции"

Дата публикации: 24 сентября 2008, 04:00

 

РЕШЕНИЕ
24 сентября 2008 года                                                                   г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Дегтярева Р.В.- руководитель управления;
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Белоконь Т.Б.- заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
Левит Н.В. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев дело № 196 по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро» ( г. Москва), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России от 01.08.2008 №АГ/160047 Краснодарским УФАС России проведена проверка аэропортов и топливно-заправочных компаний Краснодарского края на предмет обоснованности установленного уровня цен на авиакеросин и причин их существенного роста.
Рассмотрен товарный рынок авиакеросина и услуг топливно – заправочных комплексов в географических границах аэропортов Краснодарского края, а также поведение хозяйствующих субъектов – участников указанного рынка.
Проведен анализ средних цен реализации авиакеросина, заправки авиакеросином и средних цен поставки топлива поставщиками за период 2007-июль 2008 г.г.  по трем аэропортам Краснодарского края (аэропорт Краснодар, аэропорт Сочи, аэропорт Анапа).
По результатам проведенного анализа цен в аэропортах Краснодарского края приказом  Краснодарского УФАС России от 24.07.2008 №128 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Определением от 24 июля 2008 дело №196 назначено к рассмотрению на 21 августа 2008 года. На заседании комиссии при рассмотрении дела установлена необходимость получения дополнительных документов, а также привлечение к участию в деле ООО «Аэропорты Юга» » (350912, г. Краснодар, ул. им. Евдокии Бершанской, 355). Рассмотрение дела назначено на 3 сентября 2008 года. Заседание комиссии состоялось 3 сентября в 15 часов в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - Мячева А.И. (доверенность №276 от 20 августа 2008), в отсутствие надлежаще уведомленного представителя ООО «Аэропорты Юга». Комиссией рассмотрены документы и материалы, представленные  ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»,  ООО «Аэропорты Юга». Определением об отложении рассмотрения дела №196 от 3 сентября 2008 года рассмотрение дела перенесено на 24 сентября 2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и пояснений от ООО «Аэропорты Юга».
24 сентября 2008 года в 12-00 в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» Ким С.Л.(доверенность №316 от 12.09.2008), Морозова В.Е. (доверенность №321 от 24.09.2008), ООО «Аэропорты Юга» Барбарчук А.А.(доверенность №43 от 18 сентября 2008 года) состоялось заседание комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Установлено следующее.
Рассмотрена динамика изменения цен на авиакеросин и объема поставок авиакеросина компаний-поставщиков авиационного топлива в аэропорты Краснодарского края за указанный период. Установлено, что в первом полугодии 2008 года в аэропорты Краснодарского  края топливо поставляли 5 топливных компаний:
ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва),
ООО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар),
ОАО «НК «Русснефть» (г.Москва),
ООО «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (г. Москва),
ЗАО «Интерджет групп» (г. Воронеж).
Установлено, что за период январь-июнь 2008 компании ООО «Лукойл-Аэро»  (33,83%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (26,82%) поставили в аэропорт Краснодар 60,65%  необходимого аэропорту топлива. В аэропорт Сочи вышеуказанные компании поставили 74,99 % требуемого объема топлива (ООО «Лукойл-Аэро»  (59,84%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (14,25%).  
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар»
С начала текущего года установлено, что  ООО «Лукойл-Аэро» и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»   поставляли в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» топливо по цене:
в январе -21700 руб/тн и 23300 руб/тн соответственно,
 в апреле – 23000 руб/тн и 22750 руб/тн соответственно,
в июне  – 29800 руб./тн и 29800 руб./тн соответственно,
в июле - 29800 руб,тн и 29800 руб./тн соответственно.
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ООО «Лукойл-Аэро»   в июле по сравнению с январем составил - 137,3%
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в июле по сравнению с январем составил 127,9%.
ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест»
Поставки авиакеросина для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» с января по февраль 2008 осуществляло ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн, в марте ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн и ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 21000 руб./тн, в апреле ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 22250 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 21950 руб./тн, в мае поставки осуществляли ООО «Лукойл-Аэро» по цене 25950 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 24400 руб./тн.
ЗАО «Интерджет групп» осуществляло поставки авиакеросина  в июне по цене 27600 руб./тн, в июле 30430 руб./тн.
В июне - июле 2008 для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» осуществляли поставки авиакеросина ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн,  ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» по цене 30000 руб./тн
Следует отметить, что основной объем поставок авиакеросина для ЗАО «Сочи –Авиа-Инвест» осуществляет ООО «Лукойл-Аэро» с наивысшей ценой поставки, темп роста которой в июне по сравнению с январем составил 140%.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, пришла к выводам, что в  июне-июле текущего года ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) осуществляли поставку авиакеросина по ценам, установленным на одном уровне:
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией также установлено, что определение поставщиков и заключение договоров на поставку авиационного топлива в аэропорты ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» в июне – июле 2008 года осуществлялось по результатам тендеров, проводимых ООО «Аэропорты Юга».
            ООО «Аэропорты Юга» представило Положение о проведении тендеров на закупку авиаГСМ, утвержденное управляющим директором ООО «Базовый Элемент» от 02октября 2007 года.
            Согласно пункту 4.1.9 Положения Тендерная комиссия определяет для каждого аэропорта поставщиков на планируемый месяц, объемы для каждого поставщика с подекадной разбивкой, условия поставки и оплаты. Принятое решение оформляется Протоколом  заседания ТК.
Предложения об объемах   поставках  авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТС – 1(РТ)  в июне 2008 от указанных нефтяных компаний разные как по объемам, так и по цене:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
            - ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене  29900 руб./тн   (письмо от 28.05.2008 №02-1164);
в  ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро»  по цене 30200 руб./тн. (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 28.05.2008 №02-1164).
Однако в июле 2008 указанные нефтяные компании направили предложения о поставках авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТТС-1 (РТ), содержащие различные объемы, но  одинаковые цены:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 29900 руб./тн (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 29900 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373).
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373)
Таким образом, поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» в июле месяце установили одинаковые предложения по цене поставки авиакеросина:
- в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн,
-  в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
 
Установление разными хозяйствующими субъектами в один и тот же промежуток времени одинакового уровня цен на авиатопливо для одних и тех же покупателей является  нарушением  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»). 
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке. Согласно пункта 1 части 1 запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям, установленным в пунктах 1-2 части 1 данной статьи:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Для установления согласованных действий проведен сравнительный анализ показателей деятельности названных хозяйствующих субъектов в динамике за указанный период: объемы поставок, закупочные цены (цены поставщиков),   коммерческие расходы (издержки), транспортные и прочие затраты.
Учитывая то, что представленные компаниями сведения (информация) отнесены ими в полном объеме к коммерческой тайне, данные не приводятся. Однако проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро», имея различные объемы предполагаемой поставки авиатоплива, а также различные цены закупки авиакеросина и коммерческие расходы, в июле месяце установили цены предложения поставки авиакеросина на одном уровне:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн, 
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
            Действия каждой из названных нефтяных компаний по одновременному поддержанию цен в июле 2008 года являются негласной скоординированной ценовой политикой.
Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне названные компании, обладая рыночной властью, воздействуют одно на другое и на общие условия обращения авиакеросина в географических границах аэропортов городов Краснодара, Сочи. Каждый из указанных хозяйствующих субъектов может легко отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта и взаимно влиять друг на друга. Поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку, является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое. Действия ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» лишают покупателя возможности приобретения авиакеросина в полном объеме по цене, отличной от цен, установленных указанными   участниками.
            ООО «Аэропорты Юга», являясь агентом по закупке авиаГСМ, определяет поставщиков  авиакеросина для аэропортов Краснодарского края. По информации ООО «Аэропорты Юга» в июне, июле закупки авиакеросина велись вначале у поставщиков с наименьшей ценой предложения и наилучшими условиями поставки, затем у поставщиков со следующей наименьшей ценой предложения, недостающий объем авиаГСМ размещен у следующего по цене предложения поставщика.
   ООО «Аэропорты Юга» подтвердило, что в результате заочного заседания тендерной комиссии по выбору поставщиков авиаГСМ на июнь, июль 2008 года, ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва), а также ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» установили цены поставки на авиакеросин на одном уровне (протоколы №12от 29.05.2008, №13 от 27.06.2008):
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией установлено, что тендеры, проводимые ООО «Аэропорты Юга»   на закупку авиаГСМ не могут быть признаны торгами в силу положений статей Гражданского кодекса РФ, поскольку законодатель не дал четкого определения, что следует понимать под тендером. Цены на авиакеросин являются свободными (договорными), покупатель (ООО «Аэропорты Юга»)   вправе самостоятельно выбирать способы закупок авиакеросина. Предложенные к поставке объемы превышают  запланированный объем закупки авиатоплива аэропортами. В июне предложение превысило спрос на 7,6%, в июле предложение превысило спрос на авиакеросин на 11,6%.
            ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар) являются крупными поставщиками авиакеросина в аэропорты Краснодарского края. Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне, указанные компании, обладая рыночной властью, воздействуют на общие условия обращения авиаГСМ на рынке реализации авиационного топлива в аэропортах г.Краснодара и г.Сочи.
            На основании вышеизложенного в действиях  ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар), выразившихся в установлении поддержании цен на авиакеросин в июне, июле месяце 2008 года при поставке в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и ЗАО «Сочи - АВИА – Инвест» признать факт нарушения   пункта 1 части1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которым установлен запрет на  согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие    действия хозяйствующих субъектов приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
По представленной Комиссии информации установлено, что ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО  «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) в августе прекратили нарушения и установили различные цены поставки авиакеросина  в : ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 1) части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) факт нарушения пункта 1 части статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Предписание не выносить.
2.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар). 
        
             Председатель комиссии                                                          Р.В.Дегтярева
 
Члены Комиссии:                                                                    И.В.Иващенко
     
Т.Б. Белоконь   
        
                                                                                             Е.В.Крамаренко
                                                                           
                                   Н.В.Левит
                                                           
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

stdClass Object ( [vid] => 6353 [uid] => 1 [title] => Решение Краснодарского УФАС России по делу в отношении ООО "Лукойл-Аэро", ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.11 ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6353 [type] => solution [language] => ru [created] => 1222200000 [changed] => 1370528289 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370528289 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
24 сентября 2008 года                                                                   г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Дегтярева Р.В.- руководитель управления;
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Белоконь Т.Б.- заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
Левит Н.В. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев дело № 196 по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро» ( г. Москва), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России от 01.08.2008 №АГ/160047 Краснодарским УФАС России проведена проверка аэропортов и топливно-заправочных компаний Краснодарского края на предмет обоснованности установленного уровня цен на авиакеросин и причин их существенного роста.
Рассмотрен товарный рынок авиакеросина и услуг топливно – заправочных комплексов в географических границах аэропортов Краснодарского края, а также поведение хозяйствующих субъектов – участников указанного рынка.
Проведен анализ средних цен реализации авиакеросина, заправки авиакеросином и средних цен поставки топлива поставщиками за период 2007-июль 2008 г.г.  по трем аэропортам Краснодарского края (аэропорт Краснодар, аэропорт Сочи, аэропорт Анапа).
По результатам проведенного анализа цен в аэропортах Краснодарского края приказом  Краснодарского УФАС России от 24.07.2008 №128 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Определением от 24 июля 2008 дело №196 назначено к рассмотрению на 21 августа 2008 года. На заседании комиссии при рассмотрении дела установлена необходимость получения дополнительных документов, а также привлечение к участию в деле ООО «Аэропорты Юга» » (350912, г. Краснодар, ул. им. Евдокии Бершанской, 355). Рассмотрение дела назначено на 3 сентября 2008 года. Заседание комиссии состоялось 3 сентября в 15 часов в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - Мячева А.И. (доверенность №276 от 20 августа 2008), в отсутствие надлежаще уведомленного представителя ООО «Аэропорты Юга». Комиссией рассмотрены документы и материалы, представленные  ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»,  ООО «Аэропорты Юга». Определением об отложении рассмотрения дела №196 от 3 сентября 2008 года рассмотрение дела перенесено на 24 сентября 2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и пояснений от ООО «Аэропорты Юга».
24 сентября 2008 года в 12-00 в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» Ким С.Л.(доверенность №316 от 12.09.2008), Морозова В.Е. (доверенность №321 от 24.09.2008), ООО «Аэропорты Юга» Барбарчук А.А.(доверенность №43 от 18 сентября 2008 года) состоялось заседание комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Установлено следующее.
Рассмотрена динамика изменения цен на авиакеросин и объема поставок авиакеросина компаний-поставщиков авиационного топлива в аэропорты Краснодарского края за указанный период. Установлено, что в первом полугодии 2008 года в аэропорты Краснодарского  края топливо поставляли 5 топливных компаний:
ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва),
ООО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар),
ОАО «НК «Русснефть» (г.Москва),
ООО «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (г. Москва),
ЗАО «Интерджет групп» (г. Воронеж).
Установлено, что за период январь-июнь 2008 компании ООО «Лукойл-Аэро»  (33,83%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (26,82%) поставили в аэропорт Краснодар 60,65%  необходимого аэропорту топлива. В аэропорт Сочи вышеуказанные компании поставили 74,99 % требуемого объема топлива (ООО «Лукойл-Аэро»  (59,84%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (14,25%).  
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар»
С начала текущего года установлено, что  ООО «Лукойл-Аэро» и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»   поставляли в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» топливо по цене:
в январе -21700 руб/тн и 23300 руб/тн соответственно,
 в апреле – 23000 руб/тн и 22750 руб/тн соответственно,
в июне  – 29800 руб./тн и 29800 руб./тн соответственно,
в июле - 29800 руб,тн и 29800 руб./тн соответственно.
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ООО «Лукойл-Аэро»   в июле по сравнению с январем составил - 137,3%
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в июле по сравнению с январем составил 127,9%.
ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест»
Поставки авиакеросина для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» с января по февраль 2008 осуществляло ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн, в марте ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн и ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 21000 руб./тн, в апреле ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 22250 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 21950 руб./тн, в мае поставки осуществляли ООО «Лукойл-Аэро» по цене 25950 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 24400 руб./тн.
ЗАО «Интерджет групп» осуществляло поставки авиакеросина  в июне по цене 27600 руб./тн, в июле 30430 руб./тн.
В июне - июле 2008 для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» осуществляли поставки авиакеросина ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн,  ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» по цене 30000 руб./тн
Следует отметить, что основной объем поставок авиакеросина для ЗАО «Сочи –Авиа-Инвест» осуществляет ООО «Лукойл-Аэро» с наивысшей ценой поставки, темп роста которой в июне по сравнению с январем составил 140%.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, пришла к выводам, что в  июне-июле текущего года ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) осуществляли поставку авиакеросина по ценам, установленным на одном уровне:
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией также установлено, что определение поставщиков и заключение договоров на поставку авиационного топлива в аэропорты ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» в июне – июле 2008 года осуществлялось по результатам тендеров, проводимых ООО «Аэропорты Юга».
            ООО «Аэропорты Юга» представило Положение о проведении тендеров на закупку авиаГСМ, утвержденное управляющим директором ООО «Базовый Элемент» от 02октября 2007 года.
            Согласно пункту 4.1.9 Положения Тендерная комиссия определяет для каждого аэропорта поставщиков на планируемый месяц, объемы для каждого поставщика с подекадной разбивкой, условия поставки и оплаты. Принятое решение оформляется Протоколом  заседания ТК.
Предложения об объемах   поставках  авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТС – 1(РТ)  в июне 2008 от указанных нефтяных компаний разные как по объемам, так и по цене:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
            - ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене  29900 руб./тн   (письмо от 28.05.2008 №02-1164);
в  ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро»  по цене 30200 руб./тн. (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 28.05.2008 №02-1164).
Однако в июле 2008 указанные нефтяные компании направили предложения о поставках авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТТС-1 (РТ), содержащие различные объемы, но  одинаковые цены:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 29900 руб./тн (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 29900 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373).
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373)
Таким образом, поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» в июле месяце установили одинаковые предложения по цене поставки авиакеросина:
- в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн,
-  в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
 
Установление разными хозяйствующими субъектами в один и тот же промежуток времени одинакового уровня цен на авиатопливо для одних и тех же покупателей является  нарушением  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»). 
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке. Согласно пункта 1 части 1 запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям, установленным в пунктах 1-2 части 1 данной статьи:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Для установления согласованных действий проведен сравнительный анализ показателей деятельности названных хозяйствующих субъектов в динамике за указанный период: объемы поставок, закупочные цены (цены поставщиков),   коммерческие расходы (издержки), транспортные и прочие затраты.
Учитывая то, что представленные компаниями сведения (информация) отнесены ими в полном объеме к коммерческой тайне, данные не приводятся. Однако проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро», имея различные объемы предполагаемой поставки авиатоплива, а также различные цены закупки авиакеросина и коммерческие расходы, в июле месяце установили цены предложения поставки авиакеросина на одном уровне:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн, 
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
            Действия каждой из названных нефтяных компаний по одновременному поддержанию цен в июле 2008 года являются негласной скоординированной ценовой политикой.
Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне названные компании, обладая рыночной властью, воздействуют одно на другое и на общие условия обращения авиакеросина в географических границах аэропортов городов Краснодара, Сочи. Каждый из указанных хозяйствующих субъектов может легко отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта и взаимно влиять друг на друга. Поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку, является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое. Действия ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» лишают покупателя возможности приобретения авиакеросина в полном объеме по цене, отличной от цен, установленных указанными   участниками.
            ООО «Аэропорты Юга», являясь агентом по закупке авиаГСМ, определяет поставщиков  авиакеросина для аэропортов Краснодарского края. По информации ООО «Аэропорты Юга» в июне, июле закупки авиакеросина велись вначале у поставщиков с наименьшей ценой предложения и наилучшими условиями поставки, затем у поставщиков со следующей наименьшей ценой предложения, недостающий объем авиаГСМ размещен у следующего по цене предложения поставщика.
   ООО «Аэропорты Юга» подтвердило, что в результате заочного заседания тендерной комиссии по выбору поставщиков авиаГСМ на июнь, июль 2008 года, ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва), а также ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» установили цены поставки на авиакеросин на одном уровне (протоколы №12от 29.05.2008, №13 от 27.06.2008):
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией установлено, что тендеры, проводимые ООО «Аэропорты Юга»   на закупку авиаГСМ не могут быть признаны торгами в силу положений статей Гражданского кодекса РФ, поскольку законодатель не дал четкого определения, что следует понимать под тендером. Цены на авиакеросин являются свободными (договорными), покупатель (ООО «Аэропорты Юга»)   вправе самостоятельно выбирать способы закупок авиакеросина. Предложенные к поставке объемы превышают  запланированный объем закупки авиатоплива аэропортами. В июне предложение превысило спрос на 7,6%, в июле предложение превысило спрос на авиакеросин на 11,6%.
            ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар) являются крупными поставщиками авиакеросина в аэропорты Краснодарского края. Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне, указанные компании, обладая рыночной властью, воздействуют на общие условия обращения авиаГСМ на рынке реализации авиационного топлива в аэропортах г.Краснодара и г.Сочи.
            На основании вышеизложенного в действиях  ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар), выразившихся в установлении поддержании цен на авиакеросин в июне, июле месяце 2008 года при поставке в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и ЗАО «Сочи - АВИА – Инвест» признать факт нарушения   пункта 1 части1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которым установлен запрет на  согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие    действия хозяйствующих субъектов приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
По представленной Комиссии информации установлено, что ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО  «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) в августе прекратили нарушения и установили различные цены поставки авиакеросина  в : ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 1) части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) факт нарушения пункта 1 части статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Предписание не выносить.
2.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар). 
        
             Председатель комиссии                                                          Р.В.Дегтярева
 
Члены Комиссии:                                                                    И.В.Иващенко
     
Т.Б. Белоконь   
        
                                                                                             Е.В.Крамаренко
                                                                           
                                   Н.В.Левит
                                                           
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
24 сентября 2008 года                                                                   г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Дегтярева Р.В.- руководитель управления;
Члены Комиссии:
Иващенко И.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля в ТЭК и связи;
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Белоконь Т.Б.- заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
Левит Н.В. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев дело № 196 по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро» ( г. Москва), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
По поручению ФАС России от 01.08.2008 №АГ/160047 Краснодарским УФАС России проведена проверка аэропортов и топливно-заправочных компаний Краснодарского края на предмет обоснованности установленного уровня цен на авиакеросин и причин их существенного роста.
Рассмотрен товарный рынок авиакеросина и услуг топливно – заправочных комплексов в географических границах аэропортов Краснодарского края, а также поведение хозяйствующих субъектов – участников указанного рынка.
Проведен анализ средних цен реализации авиакеросина, заправки авиакеросином и средних цен поставки топлива поставщиками за период 2007-июль 2008 г.г.  по трем аэропортам Краснодарского края (аэропорт Краснодар, аэропорт Сочи, аэропорт Анапа).
По результатам проведенного анализа цен в аэропортах Краснодарского края приказом  Краснодарского УФАС России от 24.07.2008 №128 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Определением от 24 июля 2008 дело №196 назначено к рассмотрению на 21 августа 2008 года. На заседании комиссии при рассмотрении дела установлена необходимость получения дополнительных документов, а также привлечение к участию в деле ООО «Аэропорты Юга» » (350912, г. Краснодар, ул. им. Евдокии Бершанской, 355). Рассмотрение дела назначено на 3 сентября 2008 года. Заседание комиссии состоялось 3 сентября в 15 часов в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - Мячева А.И. (доверенность №276 от 20 августа 2008), в отсутствие надлежаще уведомленного представителя ООО «Аэропорты Юга». Комиссией рассмотрены документы и материалы, представленные  ООО «Лукойл-Аэро», ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»,  ООО «Аэропорты Юга». Определением об отложении рассмотрения дела №196 от 3 сентября 2008 года рассмотрение дела перенесено на 24 сентября 2008 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и пояснений от ООО «Аэропорты Юга».
24 сентября 2008 года в 12-00 в присутствии представителей ООО «Лукойл-Аэро» - Логиновой О.Е.(доверенность 173/2008), Бородина И.В. (доверенность 174/2008), ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» Ким С.Л.(доверенность №316 от 12.09.2008), Морозова В.Е. (доверенность №321 от 24.09.2008), ООО «Аэропорты Юга» Барбарчук А.А.(доверенность №43 от 18 сентября 2008 года) состоялось заседание комиссии Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Установлено следующее.
Рассмотрена динамика изменения цен на авиакеросин и объема поставок авиакеросина компаний-поставщиков авиационного топлива в аэропорты Краснодарского края за указанный период. Установлено, что в первом полугодии 2008 года в аэропорты Краснодарского  края топливо поставляли 5 топливных компаний:
ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва),
ООО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г. Краснодар),
ОАО «НК «Русснефть» (г.Москва),
ООО «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (г. Москва),
ЗАО «Интерджет групп» (г. Воронеж).
Установлено, что за период январь-июнь 2008 компании ООО «Лукойл-Аэро»  (33,83%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (26,82%) поставили в аэропорт Краснодар 60,65%  необходимого аэропорту топлива. В аэропорт Сочи вышеуказанные компании поставили 74,99 % требуемого объема топлива (ООО «Лукойл-Аэро»  (59,84%) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (14,25%).  
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар»
С начала текущего года установлено, что  ООО «Лукойл-Аэро» и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт»   поставляли в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» топливо по цене:
в январе -21700 руб/тн и 23300 руб/тн соответственно,
 в апреле – 23000 руб/тн и 22750 руб/тн соответственно,
в июне  – 29800 руб./тн и 29800 руб./тн соответственно,
в июле - 29800 руб,тн и 29800 руб./тн соответственно.
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ООО «Лукойл-Аэро»   в июле по сравнению с январем составил - 137,3%
Темп роста цен на авиакеросин, поставляемый ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» в июле по сравнению с январем составил 127,9%.
ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест»
Поставки авиакеросина для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» с января по февраль 2008 осуществляло ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн, в марте ООО «Лукойл-Аэро» по цене 21900 руб./тн и ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 21000 руб./тн, в апреле ООО «Торговый Дом «Топливное обеспечение аэропортов» по цене 22250 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 21950 руб./тн, в мае поставки осуществляли ООО «Лукойл-Аэро» по цене 25950 руб./тн, ЗАО «Интерджет групп» по цене 24400 руб./тн.
ЗАО «Интерджет групп» осуществляло поставки авиакеросина  в июне по цене 27600 руб./тн, в июле 30430 руб./тн.
В июне - июле 2008 для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» осуществляли поставки авиакеросина ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн,  ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» по цене 30000 руб./тн
Следует отметить, что основной объем поставок авиакеросина для ЗАО «Сочи –Авиа-Инвест» осуществляет ООО «Лукойл-Аэро» с наивысшей ценой поставки, темп роста которой в июне по сравнению с январем составил 140%.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, пришла к выводам, что в  июне-июле текущего года ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) осуществляли поставку авиакеросина по ценам, установленным на одном уровне:
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией также установлено, что определение поставщиков и заключение договоров на поставку авиационного топлива в аэропорты ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» в июне – июле 2008 года осуществлялось по результатам тендеров, проводимых ООО «Аэропорты Юга».
            ООО «Аэропорты Юга» представило Положение о проведении тендеров на закупку авиаГСМ, утвержденное управляющим директором ООО «Базовый Элемент» от 02октября 2007 года.
            Согласно пункту 4.1.9 Положения Тендерная комиссия определяет для каждого аэропорта поставщиков на планируемый месяц, объемы для каждого поставщика с подекадной разбивкой, условия поставки и оплаты. Принятое решение оформляется Протоколом  заседания ТК.
Предложения об объемах   поставках  авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТС – 1(РТ)  в июне 2008 от указанных нефтяных компаний разные как по объемам, так и по цене:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
            - ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30000 руб./тн (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене  29900 руб./тн   (письмо от 28.05.2008 №02-1164);
в  ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро»  по цене 30200 руб./тн. (письмо от 29.05.08 №01-2289),
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 28.05.2008 №02-1164).
Однако в июле 2008 указанные нефтяные компании направили предложения о поставках авиатоплива марки РТ/ТС-1 (высший сорт), ТТС-1 (РТ), содержащие различные объемы, но  одинаковые цены:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 29900 руб./тн (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 29900 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373).
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» от:
- ООО «Лукойл-Аэро» по цене 30100 руб./тн. (письмо от 27.06.08 №01-2770);
- ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по цене 30100 руб./тн (письмо от 26.06.2008 №02-0373)
Таким образом, поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» в июле месяце установили одинаковые предложения по цене поставки авиакеросина:
- в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн,
-  в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
 
Установление разными хозяйствующими субъектами в один и тот же промежуток времени одинакового уровня цен на авиатопливо для одних и тех же покупателей является  нарушением  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»). 
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке. Согласно пункта 1 части 1 запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям, установленным в пунктах 1-2 части 1 данной статьи:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Для установления согласованных действий проведен сравнительный анализ показателей деятельности названных хозяйствующих субъектов в динамике за указанный период: объемы поставок, закупочные цены (цены поставщиков),   коммерческие расходы (издержки), транспортные и прочие затраты.
Учитывая то, что представленные компаниями сведения (информация) отнесены ими в полном объеме к коммерческой тайне, данные не приводятся. Однако проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Поставщики авиакеросина ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро», имея различные объемы предполагаемой поставки авиатоплива, а также различные цены закупки авиакеросина и коммерческие расходы, в июле месяце установили цены предложения поставки авиакеросина на одном уровне:
в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» 29900 руб./тн, 
в ЗАО «Сочи - АВИА - Инвест» 30100 руб./тн.
            Действия каждой из названных нефтяных компаний по одновременному поддержанию цен в июле 2008 года являются негласной скоординированной ценовой политикой.
Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне названные компании, обладая рыночной властью, воздействуют одно на другое и на общие условия обращения авиакеросина в географических границах аэропортов городов Краснодара, Сочи. Каждый из указанных хозяйствующих субъектов может легко отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта и взаимно влиять друг на друга. Поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку, является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое. Действия ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Аэро» лишают покупателя возможности приобретения авиакеросина в полном объеме по цене, отличной от цен, установленных указанными   участниками.
            ООО «Аэропорты Юга», являясь агентом по закупке авиаГСМ, определяет поставщиков  авиакеросина для аэропортов Краснодарского края. По информации ООО «Аэропорты Юга» в июне, июле закупки авиакеросина велись вначале у поставщиков с наименьшей ценой предложения и наилучшими условиями поставки, затем у поставщиков со следующей наименьшей ценой предложения, недостающий объем авиаГСМ размещен у следующего по цене предложения поставщика.
   ООО «Аэропорты Юга» подтвердило, что в результате заочного заседания тендерной комиссии по выбору поставщиков авиаГСМ на июнь, июль 2008 года, ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва), а также ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» установили цены поставки на авиакеросин на одном уровне (протоколы №12от 29.05.2008, №13 от 27.06.2008):
- для ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» - 29800 руб/тонн;
- для ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест» (аэропорт Сочи) – 30000 руб/тонн.
            Комиссией установлено, что тендеры, проводимые ООО «Аэропорты Юга»   на закупку авиаГСМ не могут быть признаны торгами в силу положений статей Гражданского кодекса РФ, поскольку законодатель не дал четкого определения, что следует понимать под тендером. Цены на авиакеросин являются свободными (договорными), покупатель (ООО «Аэропорты Юга»)   вправе самостоятельно выбирать способы закупок авиакеросина. Предложенные к поставке объемы превышают  запланированный объем закупки авиатоплива аэропортами. В июне предложение превысило спрос на 7,6%, в июле предложение превысило спрос на авиакеросин на 11,6%.
            ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар) являются крупными поставщиками авиакеросина в аэропорты Краснодарского края. Поддерживая цены на авиакеросин на одном уровне, указанные компании, обладая рыночной властью, воздействуют на общие условия обращения авиаГСМ на рынке реализации авиационного топлива в аэропортах г.Краснодара и г.Сочи.
            На основании вышеизложенного в действиях  ООО «Лукойл-Аэро» (г.Москва), ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (г.Краснодар), выразившихся в установлении поддержании цен на авиакеросин в июне, июле месяце 2008 года при поставке в ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и ЗАО «Сочи - АВИА – Инвест» признать факт нарушения   пункта 1 части1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которым установлен запрет на  согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие    действия хозяйствующих субъектов приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
По представленной Комиссии информации установлено, что ООО «Лукойл-Аэро»  (г. Москва) и ОАО  «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) в августе прекратили нарушения и установили различные цены поставки авиакеросина  в : ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ЗАО «Сочи-Авиа-Инвест».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 1) части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.                 Признать в действиях ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар) факт нарушения пункта 1 части статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Предписание не выносить.
2.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Аэро» (г. Москва) и ОАО «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» (Краснодар). 
        
             Председатель комиссии                                                          Р.В.Дегтярева
 
Члены Комиссии:                                                                    И.В.Иващенко
     
Т.Б. Белоконь   
        
                                                                                             Е.В.Крамаренко
                                                                           
                                   Н.В.Левит
                                                           
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-24 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322110064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Краснодарское УФАС России )