• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитическая записка по итогам работы Краснодарского УФАС России за 2011 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Аналитическая записка по итогам работы Краснодарского УФАС России за 2011 год

 

1. Контроль соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

1.1. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

Краснодарским УФАС России в 2011 году рассмотрено 85 (2010-65) заявлений по выявлению и пресечению актов действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).

По результатам рассмотрения указанных заявлений возбуждено 55 дел (2010-56) о нарушении антимонопольного законодательства  по статье 15 Закона «О защите конкуренции»,  из них прекращено в связи с отсутствием нарушений – 15 дел (2010-7), принято решений о наличии нарушений 40 дел (2010-49), выдано 27 (2010-31) предписаний, по 13 делам (2010-8) принято решение предписание не выдавать.

 В 2011 году антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций были затронуты рынки:

операции с недвижимым имуществом, включая землю – 13  выявленных нарушений, автомобильный транспорт - 9, услуги ЖКХ - 3, торговля -2, услуги образования-2, газ - 2, поставка и ремонт лифтового оборудования-2, поставка компьютерного оборудования и программных ресурсов - 2, а также по одному  выявленному нарушению на рынках ритуальных услуг, строительного комплекса, услуг по подписке печатных изданий, охранных услуг, услуг рекламы.

В 2011 году Краснодарским УФАС  России выявлено 40 нарушений статьи 15 Закона «О защите  конкуренции» (в 2010 - 49), снижение на 18,4% .

В том числе в соответствии с видами нарушений антимонопольного законодательства:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов - 12 (2010-8) , рост на 20%;

- установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 1 (2010-0);

-  указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров - 5 (2010-17) , снижение в 3,4 раза;

- установление ограничений в выборе продавцов – 2 (2010-0), увеличение в 2 раза;

- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона  «О защите конкуренции» – 8 (2010-0), увеличение в 8 раз;

- наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 2 (2010-2); 

- совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов – 1 (2010-0);

- прочие нарушения - 9 (2010-12), снижение в 1,3 раза.

 

Акты  законодательных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Краснодарского края, противоречащих антимонопольному законодательству

В отчетном периоде не выявлено правовых актов Законодательного собрания Краснодарского края, противоречащих нормам антимонопольного законодательства.

В 2011 году Краснодарским УФАС России рассмотрено 20 нормативных правовых и ненормативных актов на установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, из них - 16 нормативных актов органов местного самоуправления Краснодарского края. В результате проверки возбуждено 20 дел, 4 дела прекращены в связи с отсутствием факта нарушения и выявлено 16 актов нарушающих антимонопольное законодательство, в том числе,

- 1 ненормативный акт территориального управления федерального органа исполнительной власти (письмо ГУ МЧС по КК),

 -15 нормативных актов (постановлений) органов местного самоуправления, в том числе 1 акт по предоставлению муниципальной преференции (постановление главы Ахметовского с/п МО Лабинский район), выданы предписания, предписания исполнены,  замечания Краснодарского УФАС России  учтены без судебного вмешательства.   

Количество административных дел, возбужденных по статье 14.9КоАП  «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»

В  2011 году  Краснодарским УФАС России  по статье 14.9 КоАП за нарушение статьи 15 Закона «О защите конкуренции» возбуждено 25 дел, из них:    4 дела прекращено  в виду отсутствия состава правонарушения, по 1 делу вынесено устное замечание,   ввиду признания нарушения малозначительным,  вынесено 20 постановлений о наложении штрафа на должностных лиц на общую сумму 300,0 тыс. рублей, сумма  уплаченного штрафа составила  105,0 тыс. рублей.

 

1.2. Выявление и пресечение соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

 

Краснодарским УФАС России в 2011 году   рассмотрено 10 заявлений (в 2010-2) о нарушении статьи 16 Закона «О защите конкуренции» со стороны органов власти, по результатам  рассмотренных заявлений  возбуждено 10 дел (2010-2), из них:  по 3 делам (2010-1) установлен факт нарушения,   прекращено 7 дел (2010-1), в связи с отсутствием факта нарушения.

Выявлены нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» по следующим видам:

- ограничение доступа на рынок, выхода с рынка  3(2010-0);

В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество возбужденных по статье 16 Закона «О защите конкуренции» дел 10 (2010 -2) увеличилось  в 5 раз, количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения, увеличилось в 7 раз, что связано с не подтверждением фактов нарушения антимонопольного законодательства.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество выявленных нарушений по статье 16 Закона «О защите конкуренции» увеличилось в 3 раза, данное увеличение произошло в связи с рассмотрение дел на рынке строительного комплекса по виду нарушений «ограничение доступа на рынок, выходу с рынка».

Предписания по указанным нарушениям не вынесены по следующим основаниям: в двух случаях - ввиду заключенных и исполненных ранее до рассмотрения дел  муниципальных контрактов; в связи с устранением нарушения в ходе рассмотрения дела.

 

1.3. Соблюдение антимонопольных требований к торгам

 

В 2011 году  рассмотрено 37 (2010 -27) заявлений по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, по 15 рассмотренным  заявлениям (2010 - 14) отказано в возбуждении дела,  по 22 заявлениям и по инициативе Краснодарского УФАС России по  результатам 3 выездных  контрольных мероприятий  возбуждено 25  дел (2010 - 14), из них:   прекращено в связи с отсутствием факта нарушения 6 дел (2010-2), выявлено нарушений по результатам рассмотрения 19 дел (2010 -12),  в том числе  с подачей иска в суд по  1 делу (2010-0). В 2011 году 15 нарушений  (2010- 8) совершены со стороны органов власти.    

        В 2011 году  по сравнению с 2010 годом по статье 17 Закона «О защите конкуренции»  рост рассмотренных заявлений  составил 37%, количество возбужденных дел увеличилось в 1,8раз, количество выявленных нарушений увеличилось в 1,6 раз. В 2011 году темп  роста  выявленных нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» со стороны органов власти, из общего количества нарушений,  составил 187,5%. 

       В 2011 году по статье 17 Закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотренных дел выдано 5 предписаний (2010 – 3), темп роста  выданных предписаний составил 166,7%. 

Нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» выявлены по следующим видам: 

- создание преимущественных условий участия в торгах -4 (2010-0), в том числе 2 в отношении органов власти;

- нарушение порядка определения победителя торгов – 2 (2010-4), в том числе  в отношении органов власти -1;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 8 (2010-1), в том числе 7  в отношении органов власти;

- ограничение конкуренции между участниками торгов-1(2010-0), в том числе 1 в отношении органов власти.

- прочие нарушения -4 (2010 - 7) в том числе 4 в отношении органов власти.

 

1.4. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

 

В 2011 году рассмотрено 6 заявлений (2010 -24) по признакам нарушения  статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявлений  возбуждено 3 дела (2010-8), из них выявлено  3 нарушения  (2010 -8).

 

В 2011 году по результатам рассмотрения 3 дел выдано 1 предписание  (2010- 5), которое исполнено в срок в отчетном периоде.

В 2011 году количество заявлений на признаки нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»  по сравнению  с 2010 годом уменьшилось в 4 раза. В 2011 году количество возбужденных дел, в том числе выявленных нарушений  по статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» по сравнению с 2010 годом  уменьшилось в 2,7 раза. Снижение вышеуказанных показателей произошло,  в связи с принятием Постановления Президиума Высшего арбитражного суда по делу А53-15386/2009 от 28.12.2010.

 

1.5. Особенности отбора финансовых организаций

В отчетном периоде управлением  нарушений  статьи 18 Закона  «О защите конкуренции» не выявлено.

 

1.6. Предоставление государственной или муниципальной преференции

 

  В 2011 году управлением  возбуждено  3 (2010-2)  дела,   выявлено 3 нарушения, 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения выдано 2 предписания о принятии мер по возврату имущества.

2. Контроль соблюдения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Итоговые показатели деятельности Краснодарского УФАС России  по пресечению нарушений Закона о размещении заказов в соответствии с прилагаемой таблицей:

Показатели

2010 год

2011 год

Поступило жалоб

803

882

из них: признано обоснованными

244

213

Проведено проверок

40

175

из них: плановых

2

 

             внеплановых

38

175

Выявлено нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок

 

458

 

399

Выдано предписаний

170

253

Исполнено предписаний

146

223

Предписания, находящиеся в стадии исполнения

 

24

 

30

Предписания, обжалованные в судебном порядке

 

27

 

10

Подано исков о понуждении к исполнению

 

 

 

Количество постановлений о применении мер административной ответственности в случае нарушения порядка размещения заказов

 

 

752

 

 

906

в том числе: по статье 7.29 КоАП

17

29

по ч. 11 статьи 7.30 КоАП

 

1

по ч. 12 статьи 7.30 КоАП

 

 

Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение порядка размещения заказов

 

 

9953

 

 

12118

 

Сумма уплаченных штрафных санкций за нарушение порядка размещения заказов

 

5860

 

6056

 

 

В 2011 году количество поданных жалоб по сравнению с 2010 годом увеличилось на 10%. Количество обоснованных жалоб и выявленных нарушений при размещении заказов по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок уменьшилось на 13 %: повысился уровень подготовки документации заказчиками и уполномоченными органами.

Однако  количество  нарушений,  приходящихся  на  неправомерный отказ в допуске к участию в торгах, запросах котировок участников размещения заказов остается высоким (более 50% обоснованных жалоб).

Количество постановлений о наложении штрафа увеличилось по сравнению с прошлым годом на 20%.

Сумма уплаченных штрафов от начисленных составляет 50%.

Наиболее часто встречающиеся административные нарушения в сфере размещения государственного заказа – предусмотренные ст.7.29, ч.2.1, ч.2, ч.4, ч.4.2.,ч.6, ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Причинами неполной собираемости штрафов являются:

-обжалование в судебном порядке вынесенных постановлений о наложении штрафа в соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (до 45% постановлений);

-отмена вынесенных постановлений судебными инстанциями различных уровней;

-уклонение от оплаты должностных лиц, совершивших административное правонарушение (исполнительные действия по принудительному исполнению постановлений о наложении штрафов затягиваются на длительные сроки (до 1 года).