ФАС: не виновных наказать, а ситуацию исправить

 

ФАС: не виновных наказать,  а ситуацию исправить

ФАС: не виновных наказать, а ситуацию исправить

«В погоне за дополнительной прибылью даже самые солидные и преуспевающие предприятия готовы пойти на нарушение закона. Недобросовестная конкуренция, сговор с целью повышения цен, проведение торгов с подставными участниками, нарушение закона о рекламе - это далеко не полный перечень дел, которые рассматриваются в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю. О некоторых итогах работы за 2013 год журналистам рассказали руководитель ведомства Руфина Дегтярева и ее заместители Ирина Иващенко, Виктория Оберемок и Людмила Литовченко.»
За прошлый год управлением ФАС по краю рассмотрено 216 дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 77 предписаний об их устранении. Поступило 1212 жалоб от участников размещения заказов, 374 из них признаны обоснованными. Вынесены постановления о наложении штрафов на сумму более чем 25 млн рублей, большая половина из которых уже взыскана. 
Если проследить итоги прошлых лет, то можно заметить значительное снижение сумм наложенных штрафов, но происходит это не оттого, что стало меньше нарушений, а по причине действенности института предупреждения. Вот простой пример. Гражданин пытается подключить свой объект к электросетям, однако поставщик услуг не выполняет свои обязанности и затягивает время исполнения заявки. Обратиться в другую организацию у клиента возможности нет, вот и приходится иметь дело с монополистом. В таком случае человек жалуется в ФАС в надежде поскорее решить свою проблему, а не наказать поставщика. И служба выносит предписание, которое должно быть исполнено в трехдневный срок. Если же сразу подать на нарушителя  в суд, где будет вынесено решение о существенном штрафе, то ответчик начнет его опротестовывать, процесс затянется на долгие месяцы, при этом объект несостоявшегося потребителя так и будет стоять без света. Более того, наложи суд многомиллионный штраф (определенный процент от годовой выручки) на НЭСК-«Электросети» - и поставщик услуг внесет эту потерянную сумму в тарифы, которые будут удерживаться из кошельков многих тысяч ни в чем не повинных потребителей. Так что лучше решать проблемы без лишних санкций и волокиты, главная цель - добиться исполнения закона.    
Нередко ФАС приходится вмешиваться в отношения между участниками аукционов. Самый распространенный способ «пособить родному человечку» - это принять на конкурс документы у участника, который заведомо станет победителем, невзирая на то, что предлагает максимальные цены на исполнение заказа. Затем нужно включить в игру пару подставных лиц, а остальным желающим побороться - отказать. Чаще такие ситуации возникают при попытках получить выгодные контракты на перевозки, а также при выделении земельных участков под развитие бизнеса, отмечались случаи нарушений на торгах и при проектировании и строительстве олимпийских объектов. 
Крупнейшие страховые компании, имеющие филиалы во многих российских регионах (такие как «Ингосстрах»), считают договоры ОСАГО делом убыточным и понуждают клиентов оплачивать дополнительные услуги, что вызывает немало нареканий в среде автолюбителей. Обращаются граждане и с жалобами на свои управляющие компании (ГУК-Краснодар и др.), заключающие контракты с поставщиками услуг или ремонтными фирмами по явно завышенным ценам, что затем бьет по карманам жильцов.
Одним из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться сотрудникам ФАС, как и всем кубанцам, - это несоблюдение норм закона о рекламе. К примеру, одно время в краснодарских трамваях и троллейбусах окна оказались заклеены плакатами, предлагавшими товары и услуги. Непрозрачные листы закрывали  пассажирам обзор пространства и по заключению ГИБДД несли угрозу безопасности. МУП «КТТУ» было оштрафовано на 200 тыс. рублей, а стекла в городском транспорте снова стали прозрачными. 
Общая беда всех владельцев мобильных телефонов - бесконечные смс, сообщающие об акциях и распродажах, зазывающие в рестораны и косметические салоны. Можно пожаловаться. В таких случаях антимонопольная служба прослеживает цепочку (порой из пяти и более) посредников, занимающихся рассылками, пока в итоге не выходит на заказчика. Однако сетующие на навязывание услуг граждане порой сами оказываются виновниками ситуации. Например, получая в магазине карточку на покупку товаров со скидками, дама оставляет номер своего телефона и подписывает бланк, в котором имеется подпункт о том, что она согласна получать сообщения. Даже при вызове такси диспетчер может задать вопрос, информировать ли клиента об удешевлении тарифов, достаточно машинально ответить «да» - и вы уже в ловушке. 
Реклама алкогольных и табачных изделий разрешена только на официальных сайтах производителя, в выпускаемых им специализированных журналах и буклетах, а также по месту продажи товара. Но не все это правильно понимают. Так, в «Красной Площади» вывесили кубы с изображением бутылок водки, не учтя того, что их место - внутри торгующих точек, а не по всей территории торгово-развлекательного центра, где находятся дети и подростки. 
В предолимпийские годы большое количество нарушений было связано с  несанкционированным использованием олимпийской символики без согласования с МОК. Так, одно предприятие зарегистрировалось в налоговой инспекции под названием ООО «Олимпийский проспект», а в магазинах брендовой фирмы, торгующей вещами в сети гипермаркетов, были вывешены плакаты «Сочи-2014». Меняются времена, а с ними и нормы законодательства, но желающих получить сверхприбыль меньше не становится, и потому работы у сотрудников ФАС не убавляется.  
Лариса Королева

Дата: 05.03.2014