Антимонопольная Служба Кубани против монополизма, но у нарушителей есть шанс исправиться

 

В гостях у «КП» присутствовали: руководитель управления Руфина Дегтярева и заместители руководителя управления Ирина Иващенко и Виктория Оберемок. Во время двухчасовой конференции сообщено об итогах работы управления за 2011 год, изменениях в Законе «О защите конкуренции», даны ответы на вопросы, заданные представителями краевых СМИ, а также поступившие в режиме «горячей линии».

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю рассмотрено 189 дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 82 предписания о прекращении нарушений; 42 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и выдано 29 предписаний о прекращении нарушений. При осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов Управлением рассмотрено 882 жалобы участников размещения заказов и выдано 169 предписаний.

В 2011 году Краснодарским УФАС России по результатам рассмотрения дел о привлечении к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по фактам выявленных нарушений вынесено 1074 постановления о наложении штрафа на общую сумму 304,8 млн. рублей. Увеличение количества выявленных нарушений вызвано рассмотрением дел в отношении действий хозяйствующих субъектов, в том числе на рынке электро-теплоэнергии: НЭСК- электросети, Кубаньэнерго, НЭСК; на рынке газа: Краснодаргоргаз, Газпром Межрегионгаз Краснодар, Юггазсервис; на рынке воздушного транспорта: Авиалинии Кубани, Международный аэропорт Краснодар, Международный аэропорт Сочи; на рынке жилищно-коммунального хозяйства: Мусороуборочная компания, ГУК-Краснодар, Югводоканал. Основные виды нарушений – навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора, создание препятствий доступу на рынок, необоснованное установление различных цен на один товар.

В преддверии проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в городе Сочи в 2014 году, пристальное внимание управление уделяет контролю за исполнением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о размещении заказов на поставку товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по мероприятиям краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта».В 2011г. Управлением рассмотрено 19 жалоб участников размещения заказов на действия государственных заказчиков при размещении заказов по олимпийским объектам, вынесено 39 постановлений о наложении штрафа на сумму около 900 тыс. руб., а также рассмотрено 14 дел по фактам незаконного использования олимпийской символики, вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму более 500 тыс. руб.В соответствии с действующим законодательством использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.Заключение лицензионных договоров с АНО «Оргкомитет Сочи – 2014», дающих право на использование олимпийской символики, началось с 1 января 2009г. Кроме того, олимпийскую символику на законных основаниях могут использовать официальные партнеры МОК, ОКР. В противном случае использование олимпийской символики является незаконным, и подобные действия могут быть признаны, в том числе, недобросовестной конкуренцией или нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, и повлечь административную ответственность.

5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Третий антимонопольный пакет» законов, предложенный ФАС России. Ранее он был принят Государственной Думой РФ 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года. Действовать он начал с января 2012 года.Основные изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом» направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и процедуры контроля антимонопольным органом при проведении торгов при реализации имущества и др.С учетом внесенных изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдавать ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, которые являются быстрой мерой антимонопольного реагирования.В целях пресечения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующего положение, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», антимонопольным органом выдается Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предостережение выдается должностному лицу хозсубъекта, выступившему с публичным заявлением о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. При исполнении Предупреждения, Предостережения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, таким образом имеется возможность устранить нарушение без привлечения к административной ответственности. Управление по состоянию на 01.03.2012 года выдало 8 Предупреждений.

Количество заявлений от юридических и физических лиц, поступающих в Краснодарское УФАС России, с каждым годом увеличивается. Возможность вынесения предупреждений, предостережений о прекращении действий, противоречащих антимонопольному законодательству, сократит количество возбуждаемых дел и позволит управлению акцентировать внимание на значимых и прецедентных делах.

Вступившие в силу изменения в законодательстве направлены на максимальную открытость при распределении природных ресурсов – обязательной станет размещение информации о торгах на едином сайте torgi.gov.ru.Кроме того, у предпринимателей появится возможность быстрого обжалования процедуры торгов на реализацию имущества – 7 дней.

7 января 2012 года вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, разработанные ФАС России в рамках «Третьего антимонопольного пакета». Теперь за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции, КоАП предусматривает штраф в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей.В то же время необходимо отметить, что за злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии, а также за действия, влекущие ограничение конкуренции, действуют «оборотные» штрафы в размере до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Рекомендуем ознакомиться с положениями Закона «О защите конкуренции» в новой редакции и руководствоваться внесенными изменениями, - советует Руфина Дегтярева, а также обратить внимание на изменения, внесенные в статью 44 Закона, в части требований к заявлениям, которые подаются в антимонопольный орган.

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

- Юлия из Краснодара дозвонилась на прямую-линию. Скажите, сколько вообще дел рассмотрели в УФАС? И где чаще всего нарушают?

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: Количество дел, рассмотренных Управлением по состоянию на 1 марта 2012 года в рамках Закона «О защите конкуренции», Закона «О рекламе»; Закона «О размещении заказов» - около 200.Сфера нарушений различна, но в основном больше всего жалоб поступает на действия субъектов рынка электроэнергетики, газа, нефтепродуктов, ЖКХ и услуг аэропортов

-Добрый день! Мы живем на ул. 40 лет Победы, 65. Коммунальщики применяют коэффициент на горячую воду 1.85. Есть домовой счетчик, и в каждой квартире тоже. На каком основании такой коэффициент? Куда не ходили, никто никаких мер не принимает . Управляющая компания дома ГУК «Краснодар».

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: Цена на горячее водоснабжение устанавливается регулирующим органом. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Вы можете обратиться с письменным заявлением, и при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства управлением будут приняты соответствующие меры.

КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК ОШТРАФОВАНЫ

- Здравствуйте! Меня зовут Владимир. А что с ценами на бензин происходит? В частности, почему он дешевле дизельного топлива? Удалось разобраться?

ИРИНА ИВАЩЕНКО: В 2011 Комиссия Краснодарского УФАС России признала в действиях ООО «Лукойл – Югнефтепродукт», ОАО «НК Роснефть – Кубаньнефтепродукт» факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении и поддержании розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на территории МО Сочи, путем их увеличения на один и тот же уровень (+1,50 руб.), превышающих уровень цен, установленный данными компаниями в других муниципальных образованиях края. Также управлением принято решение о признании в действиях ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении согласованных действий путем необоснованного повышения розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо в апреле 2011 на территории Краснодарского края. Компаниям выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. За указанные нарушения Компании привлечены к административной ответственности виде штрафа на общую сумму около 200,0млн. рублей. Ненормативные акты Управления обжалуются в судебном порядке.На краевом рынке наблюдается превышение розничной цены на дизельное топливо по сравнению с Аи-92 в среднем от 0,90 до 1,1руб. на литре. В ходе проверки установлено, что ввозимые на территорию края нефтепродукты закупаются с превышающей разницей в цене дизельного топлива по сравнению с маркой бензина Аи-92. Такое формирование цен обусловлено включением заводами производителями в отпускную цену акцизов, имеющих более высокую ставку на дизельное топливо, чем на высокоактановый бензин. В данной ситуации в действиях субъектов, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края на розничном рынке нефтепродуктов, не установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: Добавлю, если решение антимонопольного органа оспаривается, то действие предписания приостанавливается. Поэтому исполнение предписаний, оспоренных топливными компаниями в судебном порядке, приостановлено и результат их исполнения зависит от судебных решений.

- Часто ли закон нарушают чиновники? Наталья, Краснодар.

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: Большой объем работы осуществляется управлением в сфере размещения заказов при распределении бюджетных средств заказчиками. Основные нарушения в данной сфере из числа рассматриваемых управлением жалоб являются нарушения, связанные с необоснованным отказом в допуске участников размещения заказа к участию в торгах. В 2011 году в отношении должностных лиц заказчиков рассмотрено более 1000 административных дел и вынесено постановлений на общую сумму 12 млн. рублей; в отношении органов власти рассмотрено 55 дел, в основном это нарушения, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности субъектов рынка. За указанные нарушения виновные должностные лица также привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 14.9 КоАП.

ЗА РЕКЛАМУ - ПРЕДПИСАНИЕ

- Василий Иванович из Краснодара интересуется, много ли жалоб на рекламу. А то вечно предлагают всевозможные лекарства с экранов телевизоров, и предупреждений, мол, проконсультируйтесь с врачом, не бывает никаких.

ВИКТОРИЯ ОБЕРЕМОК: В 2011 году управлением рассмотрено 116 дел о нарушении законодательства о рекламе. В 2012 году возбуждено около 20 дел по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе». Основные нарушения выявлены в сфере оказания медицинских услуг, в финансовой отрасли, а также транспортной сфере.Так, к примеру, Международный аэропорт Краснодар оштрафовали на 100 тыс. руб. за нарушение Федерального закона «О рекламе». Нарушение законодательства о рекламе выразилось в следующем: на настенном панно над выходом пассажиров с багажом, а также посредством громкой связи на территории аэропорта Краснодар распространялась реклама, направленная на дискриминацию любых частных перевозчиков и на преимущество такси «Кубань Экспресс» перед другими перевозчиками. В указанной рекламе дана негативная оценка «частных таксистов», которая формирует у потребителей отрицательное мнение об оказываемых ими услугах и способствует выбору перевозчика услуг «официального такси аэропорта «Кубань Экспресс».Управлением постоянно осуществляется государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе на территории Краснодарского края.

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: В аэропорту г. Краснодара создаются преимущественные условия «официальному такси аэропорта «Кубань Экспресс», а другие фирмы лишены такой возможности. Это дело тоже находится на рассмотрении в Краснодарском УФАС России в целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства и создания равных условий для перевозчиков такси.

- 11 февраля 2012 года ОАО «Анапагоргаз» была получена заявка на получение технических условий для технологического присоединения к газораспределительной сети жилого дома по адресу: станица Гостагаевская Анапского района, улица Линейная, д.9 "а" к заявке были приложены все необходимые документы, 14-ти дневный срок для выдачи технических условий истек 5-го марта, но организация не выдает требуемый документ и не отказывает в выдаче. Какие действия должен предпринять заявитель для защиты своих прав?

РУФИНА ДЕГТЯРЕВА: В действиях ОАО «Анапагоргаз» усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».Для рассмотрения вопроса по существу обратитесь с письменным обращением в Краснодарское УФАС России.

СПРАВКА «КП»

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

По всем вопросам, относящимся к компетенции Краснодарского УФАС России, вы можете обратиться по адресу: 350020, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235. Заявление подается в письменной форме, с приложением соответствующих документов, согласно требований части 1, 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».