Руфина Дегтярева:«Боремся за конкурентную среду»

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Руфина Дегтярева ответила на вопросы «Краснодарских известий».

- Руфина Викторовна, много ли у нас еще монополистов и в какой сфере?

- Из тех обращений, которые к нам поступают, большинство жалоб касаются деятельности субъектов естественных монополий. Это вся сфера электроэнергетики, тепло, газ.

- И каков характер жалоб?

 - В основном вопросы, возникающие при подключении к сетям: навязывание невыгодных условий при выдаче технических условий на подключение, необоснованный отказ от заключения договоров. Постановлением Правительства РФ жестко регламентированы правила рассмотрения заявок при подключении к сетям и определены сроки. Зачастую компании просто нарушают сроки рассмотрения заявок и заключения договоров. В основном, это компании в сфере ЖКХ: НЭСК, НЭСК-Электросети, Кубаньэнерго, Краснодаргоргаз, Газпром Межрегионгаз Краснодар, Мусороуборочная компания, ГУК-Краснодар, Югводоканал.

- Вы прогнозируете рост жалоб в августе, когда люди получат квитанции с повышенной коммуналкой в сфере ЖКХ?

 - Краснодарское УФАС России не осуществляет прогнозирование, а является контролирующим органом. Если хозсубъект доминирует на рынке и злоупотребляет своим положением, при этом ущемляются интересы заявителя, или, если эти действия приводят к ограничению конкуренции, тогда управление принимает меры.

- А когда нет жалоб ?

- Их количество с каждым годом увеличивается.

- То есть свою инициативу не проявляете?

- В основном работаем по заявлениям. Управление осуществляет мониторинг цен на определенных ФАС России товарных рынках. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства по инициативе управления возбуждаются дела по статье 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Вот, например, по инициативе управления в апреле прошлого года было возбуждено дело при повышении цены на бензин двумя нефтяными компаниями. Тогда мы признали в действиях ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» и ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт» факт нарушения антимонопольного законодательства. За эти нарушения компании привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 170 млн рублей.

Также в 2011 году Краснодарским УФАС России по заявлению гражданина возбудили дело в отношении этих же компаний за действия, выразившиеся в установлении цены на бензин в г. Сочи на 1,5 рубля выше, чем в других городах края. В данном случае управлением также в действиях указанных компаний был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства и выдано предписание о снижении цены до уровня средней по Краснодарскому краю. За это правонарушение компании привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 26,4 млн рублей.

- Компании заплатили эти штрафы?

- Нет.

-Как?! Год прошел - и никакой реакции?

- Вышеуказанные компании оспаривают наше решение в суде. Сегодня практически каждый хозсубъект обжалует наше решение в судебном порядке. Действующим антимонопольным законодательством предусмотрено, что на время рассмотрения дела в суде исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения арбитражного суда в законную силу. Да, порой заявители ждут быстрого эффекта. А его нет, пока не состоится судебное решение.

- Сколько времени может пройти от выдачи предписания до его исполнения?

- Бывает и два, и три года.

- И что, совсем нет никакого эффекта? Штрафы - ладно. А разница в цене на бензин как была, так и остается?

- Нет, эффект все равно есть. Так, например, в г. Сочи ОАО «НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт», в отношении которого было возбуждено дело, само скорректировало цену в сторону снижения. Это подтверждено в результате мониторинга.

- Руфина Викторовна, как вы оцениваете состояние конкурентной среды в крае, в Краснодаре? Вот по всем рейтингам бизнес у нас развивается очень бурно. А насколько рынки монополизированы?

- У нас достаточно разнообразно развивается бизнес. Перерабатывающая промышленность, аптечная сеть, турбизнес, торговля очень конкурентны, и на действия субъектов в этих областях жалоб практически нет.

- А органы власти? Много ли случаев, когда чиновники создают преимущества для своих фирм при размещении заказов?

 - Что касается электронных торгов, там просто тысячи жалоб и административных дел. Так, в прошлом году было рассмотрено порядка 900 жалоб и возбуждено более тысячи дел о привлечении к административной ответственности чиновников как раз за нарушения при размещении госзаказов. В день мы рассматриваем до десяти и более жалоб в этой сфере.

- Какие здесь основные нарушения?

- Необоснованный отказ участникам торгов.

- Как вы наказываете чиновников?

- В прошлом году привлекли должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму в 12 миллионов рублей.

- Эти деньги они платили из своего кармана? Или из бюджета?

- Конечно, из своего. Размер указанных штрафов от 3 до 30 тыс. руб. - в таком диапазоне.

- А они не судятся, как компании-монополисты?

- Да тоже судятся. Но при этом, хотелось бы отметить, что в 2011 году из 12 млн руб. штрафов 6 миллионов оплачены в том же году. Остальные дела пока в судах.

- Какие еще нарушения выявлены в деятельности чиновников?

- Выделение земельных участков также нередко идет с нарушениями. Жалоб много, потому что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации земельные участки должны выделяться на торгах. Но происходит выделение либо без торгов, либо торги проводятся с нарушениями. Еще тенденция: создание преимуществ для определенных фирм и препятствий бизнесу. В общей сложности в прошлом году в отношении органов власти управлением возбуждено 55 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

- Какие изменения внесены в Закон «О защите конкуренции» с начала года?

- Их несколько, но хотелось бы обратить внимание на одно из них. Теперь у нас появилась быстрая мера антимонопольного реагирования - возможность в определенных случаях субъектам, нарушившим закон, выдавать предупреждения. Это очень эффективная мера. Так, например, поступает заявление, и мы его можем рассматривать в срок до трех месяцев. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждаем дело, которое может рассматриваться в срок до 9 месяцев. Кроме того, судебные разбирательства по делу могут длиться до 2-3 лет. И только потом, когда суд выносит решение, исполняется наше предписание. Чем хороша выдача предупреждений? Компании быстро реагируют, устраняют нарушения и до возбуждения дело не доходит. Ведь штраф не главное. Главное то, что заявитель обратился, ущемлены его права, и если идет быстрая реакция и нарушитель реагирует - вот и результат. Потому что штрафы могут быть очень большими - до 15 процентов от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

В этом году управлением выдано 15 предупреждений. Из них уже исполнено девять.

- Вы много внимания уделяете рекламе, а также рассматриваете заявления о недобросовестной конкуренции. И в связи с этим вот какой вопрос: как вы относитесь к такому нечистоплотному бизнесу, который порой паразитирует на чужих раскрученных брендах? Вот есть АЗС, которые используют в своем оформлении цвета известных марок. Да и названия крадут, одну букву поменяют - и уже не придерешься.

- Мы недавно рассматривали аналогичное дело. К нам обратился Сбербанк с жалобой на ООО «Займы населению», которое использовало в своем логотипе на табличках и вывесках элементы товарного знака Сбербанка. Понятно, что такие действия вводят в заблуждение клиентов и являются недобросовестной конкуренцией. По данному факту нарушения ООО «Займы населению» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также возбуждено дело об административном нарушении, по результатам рассмотрения которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. Однако ООО «Займы населению» внесло обжалование решения и постановления Краснодарского УФАС России в арбитражный суд Краснодарского края. Дело находится в стадии судебного разбирательства.

Много аналогичных примеров, касающихся незаконного использования олимпийской символики. Так, правообладателем товарного знака «SOCHI 2014», как известно, является АНО «Оргкомитет Сочи-2014». Однако то там, то здесь появляются фирмы, которые используют этот знак для извлечения своей коммерческой прибыли. Например, Краснодарским УФАС России в 2011 году рассмотрено дело об административном правонарушении по факту распространения ООО «Аррована-28» в рекламе реализуемых товаров, размещенной на рекламной конструкции, установленной в Сочи, изображения товарного знака «SOCHI 2014». ООО «Аррована-28» привлечено Краснодарским УФАС России к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

- Многие спорят по поводу ваших решений о признании незаконными билбордов типа «Маша, я тебя люблю». Давайте еще раз уточним: почему такая реклама считается незаконной?

- Потому что данная информация не является рекламой, в том числе социальной. Рекламные конструкции предназначены исключительно для размещения рекламы, либо еще есть такое понятие, как «социальная реклама». Это размещение информации о благотворительности или каких-то социальных проектах, касающихся большинства людей

- У нас много рекламы безграмотной, с ошибками, когда содержание текста не соответствует истинному положению дел. Невольно подумаешь: уж лучше пусть висит Маша…

- Если в рекламе идут ошибки, это законом не регулируется. Это уже уровень профессионализма и культуры рекламопроизводителей. Наверное, все помнят особо «скандальные» дела: фривольная монашка, изображение которой вызвало бурю возмущений у горожан, или реклама матрасов с практически обнаженной девицей. Все эти нарушения рассматривались управлением, по данным фактам были применены меры административной ответственности в виде штрафов. Сейчас администрация Краснодара активно борется с самостроем. И здесь тоже мы обращаем внимание на незаконную рекламу, связанную с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья: застройщики не имеют права рекламировать жилье, если у них нет разрешения на строительство.

Автор: Светлана Журавлева