Вахтанги Кочо:«Развитая конкуренция - когда малый бизнес не страдает из-за крупных игроков»

Краснодар, 17 ноября - Юг Times, Елена Иванова.

 

С января по сентябрь в крае рассмотрено 28 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 328 жалоб на несоблюдение процедуры торгов и порядка заключения договоров, 1710 жалоб участников закупок.

Кубань - регион с высокой деловой активностью, предпринимательское сообщество здесь занимает сильные позиции. Тем не менее в бизнес-среде возникают барьеры, мешающие развитию и росту компаний. За равными правами всех участников рынка следит антимонопольная служба, а существующий при ней общественный совет обеспечивает обратную связь, которая необходима, чтобы мероприятия несли реальный ощутимый эффект, а не заканчивались сухим отчетом о проделанной работе. Руководитель совета рассказал о том, какие сложности возникают на рынке региона и его столицы.

ВАХТАНГИ КОЧО, председатель Общественного совета УФАС России по Краснодарскому краю.

- Вахтанги Андреевич, расскажите, сколько времени при краснодарском УФАС действует общественный совет и чьи интересы он защищает.

- Наш состав совета осуществляет деятельность почти 2 года.

Избирается этот орган на 3 года. Цель его в том, чтобы в процессе реализации государственной антимонопольной политики не пострадали права и свободы граждан и общественных объединений, некоммерческих организаций. Именно мы в числе первых просигнализируем, если наведение порядка в какой-то сфере угрожает нормальному ведению бизнеса, свободному рынку. Также осуществляем общественный контроль деятельности регионального управления ФАС. Общественный совет - это совещательно-консультативный орган, и хотя у него есть полномочия контроля, решения совета носят рекомендательный характер.

Мы можем рассматривать проекты разрабатываемых ФАС общественно значимых нормативных и правовых актов, участвовать в мониторинге качества реализации контрольных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности госзакупок, рассмотрении ежегодных планов деятельности управления и отчете об их исполнении. И, конечно, мы на своих общественных началах рассматриваем вопросы развития конкуренции в регионе.

ЕСТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ

- Как в крае обстоят дела с реализацией плана развития конкуренции, рассчитанного до 2025 года? Участвует ли общественный совет в создании дорожной карты по реализации этого плана?

- В середине октября в управлении ФАС состоялось заседание общественного совета, главной темой которого как раз послужило обсуждение вопросов реализации Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы. Дорожная карта должна быть подготовлена и утверждена до начала следующего года. Мы ознакомились с разрабатываемой картой и готовимся внести предложения по реализации ее мероприятий.

В рамках заседания совета мы обсудили вопрос, намеченный в реализации плана, - обеспечение увеличения количества нестационарных и мобильных торговых объектов и торговых мест под них. Сейчас в Краснодаре происходит уменьшение таких объектов и точек продаж. По моему мнению, необходимо проработать свод правил для этой сферы с целью минимизации рисков при заходе предпринимателей на эти площадки. Зачастую МСП в этой сфере являются микропредприятиями, которым, возможно, не хватает знаний и поддержки, чтобы правильно организовать свою работу.

- Какие проблемы в развитии конкуренции вы отмечаете?

- Сегодня ни для кого не секрет, что край заинтересован в крупных инвестпроектах. Однако, по нашему мнению, конкурентная среда должна быть такова, чтобы в ней учитывались интересы также и среднего, малого и микробизнеса, потому что именно они составляют основу экономики. Микрокомпания порой вырастает в целую бизнес-империю, и в крае есть яркие примеры этому, в той же сфере ретейла.

Нередко крупный бизнес открывает множество небольших юрлиц, чтобы уйти от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. И хотя мы видим юридически чистую схему, по факту имеем дело с компанией, доля присутствия которой не отвечает требованиям здоровой конкуренции. Это не способствует развитию бизнес-среды в регионе. У всех субъектов экономики должны быть равные права и возможности зарабатывать свою прибыль, выходить на рынки, участвовать в подрядах и госзакупках. Кроме того, каждый, независимо от размера компании и объема налогооблагаемой базы, может высказаться по той или иной проблеме и не должен бояться, что это не лучшим образом обернется для него на правоохранительном, надзорном или еще какомлибо уровне.

Наша главная задача, как мы ее понимаем, - способствовать созданию атмосферы не препятствий и ограничений, а, наоборот, свободы для развития и продуктивной работы бизнеса, и это даст положительный и в то же время накопительный эффект не только для экономики, но и социальной сферы края.

БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ

- Как повлияли на рынок рекламы изменения, предпринятые в последнее время в Краснодаре, которые в основном заключались в унификации рекламных объектов и облика города?

- Действительно, рынок рекламы в краевом центре в последние годы претерпел радикальные изменения. В июле 2019 года на совещании с участием представителей городского департамента транспорта перевозчикам рекомендовали очистить подвижной состав от рекламных изображений, которые, по мнению чиновников, портят облик кубанской столицы. Далее ситуация развивалась следующим образом. Ряд перевозчиков решили не спорить с представителями власти и последовали призыву о демонтаже изображений, но нашлись предприниматели, которые, оценив правовую сторону вопроса, а также финансовые потери, продолжили работу по ранее заключенным контрактам.

Этап правового урегулирования этого вопроса нами успешно завершен в октябре 2021 года. Но кое-что хотелось бы отметить в данной ситуации. Более двух лет представители бизнеса потратили на судебные тяжбы, вместо того чтобы развивать отрасль, работать в тандеме с перевозчиками и властью. А ведь транзитная реклама в нашем городе всегда была социально ориентированной, на протяжении многих лет различные социальные и благотворительные проекты реализовывались по инициативе и собственными силами рекламных компаний Краснодара.

Государство выделяет колоссальные средства на развитие предпринимательства в нашей стране, в рамках краевого отделения «Опоры России» мы постоянно работаем над популяризацией предпринимательства в регионе. И в это время департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара ограничивает конкуренцию на рынке рекламных услуг агентств, полностью исключая такой способ распространения, как реклама на транспортных средствах и с их использованием, но при этом не запрещает деятельность других рекламных агентств при распространении рекламы иными способами. В результате в сложное и без того время у компаний были досрочно расторгнуты контракты с перевозчиками, они понесли финансовые потери, произошло перераспределение рекламных бюджетов вследствие значительного сокращения инвентаря, перевозчики недополучили средства за аренду бортов. А это налоговые отчисления всех участников данного рынка, а также дополнительные средства на решение текущих вопросов, связанных с развитием транспортной системы города, а также фокус на реализацию социальных проектов на транспорте. Мне кажется, любые инициативы должны начинаться с диалога между властью и бизнесом, а все решения надо принимать исключительно в правовом поле. Иначе получается, что сначала все силы вроде бы бросаются на создания условий для развития бизнеса, а потом его ставят в такие рамки, которые не дают шанса на выживание. Но так невозможно создать устойчивый рост экономики и популяризировать предпринимательство в целом.

- При этом речь идет о формировании облика города, что само по себе вполне обоснованно...

- Разумеется, меняющийся архитектурный облик города в части жилищного строительства и коммерческой инфраструктуры заставляет искать эффективные решения по благоустройству городских территорий. В том и вопрос, чтобы искать эти подходы совместно с бизнесом, а не направлять их против предпринимателей. У нас есть пример одной из компаний, которая разрабатывала навигационные указатели, вы можете видеть такие на центральных улицах города. Они нужны для упрощения быта горожан, ориентирования гостей, а также помощи субъектам бизнеса эффективно решать вопросы коммуникации без вреда тому самому облику.

Между компанией и мэрией города был заключен договор на установку и эксплуатацию коммуникационных уличных информационных указателей. При этом проект внешнего вида, а также характер размещаемой информации утвержден непосредственно главой муниципалитета. Отдельно стоит подчеркнуть то, что информационный указатель официально используется ГИБДД МВД РФ по Краснодарскому краю как инструмент для решения задач по организации безопасности дорожного движения. Однако на одном из общегородских заседаний в мэрии компания неожиданно услышала, что все это является «визуальным мусором». Никаких разъяснений, аналитики предоставлено не было, предпринимателей поставили перед фактом. До сих пор остается непонятным, как один квадратный метр с информацией навигационного характера, включающий в себя только элементы фирменного стиля и фасадных вывесок, может быть визуальным мусором на фоне усыпанного щитами крупного формата города. Какой грандиозной архитектурной концепции помешали навигационные указатели?

Сейчас компания находится в бесконечных судах, добиваясь исполнения заключенного ранее и, кстати, еще действительного договора с мэрией. Такие моменты не способствуют развитию малого бизнеса.

ОТТЯГИВАЮТ АУДИТОРИЮ

- Насколько остро стоит в крае проблема нелегальных пассажирских перевозок, каких городов или маршрутов она в первую очередь касается? Есть ли действенные способы борьбы с нею?

- Проблема нелегальных пассажирских перевозок в Краснодарском крае существует давно. Все мы помним многолетнюю борьбу с нелегальными перевозками в сфере услуг такси. Сейчас на повестке междугородные и межмуниципальные направления. Дело в том, что за последние четыре года практически в каждом районе края появился ряд перевозчиков, которые осуществляют такие нелегальные пассажирские перевозки. По данным, предоставленным ОАО «КПАС», в настоящее время частные водители незаконно работают по 20 междугородным направлениям, и это, по нашим данным, далеко не полная информация.

- Чем опасны нелегальные перевозки? Иногда они даже более учитывают потребности населения в удобной логистике.

- Прежде всего нелегальные пассажирские рейсы разрушают сложившуюся систему регулярных пассажирских перевозок, маршрутную сеть Краснодарского края, сформировавшуюся структуру транспортной безопасности, поддерживаемую сетью вокзалов и автостанций, а также легальными пассажирскими перевозками.

Многие перевозчики отказываются от обслуживания маршрутов регулярного сообщения. Так, за последние три года департаментом транспорта Краснодарского края было проведено пять конкурсов. На них выставлено 198 лотов на право обслуживания маршрутов и маршрутных графиков регулярного сообщения, из них на 68 лотов не было подано заявок, а по 110 лотам конкурс был признан несостоявшимся, так как подана одна заявка. И только по 20 лотам торги имели результат. На начало этого года перевозчики отказались от обслуживания около 25 маршрутов, а это более 200 рейсов в день. Это яркий пример того, как нелегальные перевозчики выдавливают с рынка легальных.

Кроме этого, не нужно забывать, что пассажирские перевозки - это коммерческое предприятие, предполагающее получение прибыли. Однако незаконная деятельность нелегалов ставит на грань банкротства многих участников рынка регулярных перевозок в связи с неравными требованиями к процессу. Эти перевозчики зачастую не выполняют основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, не соблюдают установленный законодательством режим труда и отдыха водителей, используют путевые листы с фиктивными отметками о проведении обязательных предрейсовых медицинских осмотров, предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. В сентябре в ходе мероприятий, проведенных заинтересованными структурами в Геленджике, выявлен факт подделки путевого листа, он был задокументирован и зарегистрирован сотрудниками полиции. Также нелегальные перевозчики допускают автобусы к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности участников дорожного движения.

На заседании межведомственной транспортной комиссии было предложено в рамках взаимодействия с общественными организация ми привлекать представителей Краснодарского краевого отделения «Опоры России» для проведения объективного анализа функционирования транспортной инфраструктуры (обширного обследования, мониторинга) в целях выявления объема и масштабов незаконной деятельности, установления лиц, оказывающих нелегитимные услуги.

Наш мониторинг показал, что ситуация на рынке регулярных пассажирских перевозок не улучшается, а в таких муниципальных образованиях, как Ейский район и Геленджик, даже ухудшается. Да, возможно, пассажирам нравится, что, например, из Ейска в Краснодар такой перевозчик приезжает всего за три часа. Но это свидетельствует о нарушении скоростного режима, а значит, ставит под угрозу здоровье и жизни пассажиров. Стоит ли ждать серьезных инцидентов, чтобы понять, что такое отношение недопустимо?

Бесконтрольность привела к тому, что в Краснодаре организовались нелегальные автовокзалы или, правильнее было бы сказать, стихийные места посадки-высадки пассажиров. Это, например, площадка «М-Видео» у вокзала Краснодар-2 (направление - Ейск, ст. Каневская, ст. Староминская, ст. Старощербиновская), на пересечении ул. 1 Мая/Черкасской, в районе краевой больницы (направление - Армавир, Лабинск, Апшеронск, Ейск), на пересечении ул. Гоголя и Железнодорожной и так далее. Мы считаем, что городской департамент транспорта совместно с ГИБДД и МУГАДН должны пресекать такой бизнес.

БЮДЖЕТНЫЙ КУШ

- Вы также являетесь членом «Опоры России», обращаются ли к вам предприниматели с жалобами на ограниченные возможности участвовать и побеждать в муниципальных и госзакупках?

- В последнее время обращений по данному вопросу не поступает. Как правило, предприниматели, которые регулярно участвуют в муниципальных госконтрактах, осведомлены о работе контролирующих органов, поэтому в случае возникновения спорных моментов обращаются напрямую в УФАС России по краю, а также прокуратуру.

- Какие нарушения при проведении таких закупок выявляются чаще всего? Какие санкции применяются к нарушителям?

- Зачастую подрядчики недобросовестно подтверждают свой опыт исполнения аналогичных контрактов, размещая на электронной площадке документы с недостоверной информацией. При борьбе с такими нарушениями антимонопольным органом выдаются предупреждения, а в случае неисполнения таких предупреждений возбуждаются дела, итогом которых является привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 14.33 КоАП РФ. Другой распространенный способ обойти конкуренцию на торгах - картельные сговоры. За истекший период 2021 года Краснодарским УФАС России вынесено 2 решения по делам о нарушении антимонопольного законодательства об установлении фактов нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (картели на торгах) в действиях хозяйствующих субъектов конкурентов.

Законодательством предусмотрены достаточно серьезные наказания за такие правонарушения. Для юридических лиц размер административного штрафа может достигать 50% от начальной стоимости предмета торгов. Для должностных лиц кроме административной ответственности, предусматривающей как административный штраф до 50 тысяч рублей, так и дисквалификацию на срок до трех лет, установлена также уголовная ответственность, предусматривающая лишение свободы на срок до семи лет.

ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»

Вахтанги Андреевич Кочо родился 3 сентября 1981 года в Республике Грузия, город Гардабани. В 1994 году вместе с семьей переехал на постоянное место жительства в Краснодарский край, п. Мостовской, где окончил школу.

В 1998-2003 гг. обучался в Кубанском государственном технологическом университете по направлению «менеджмент».

В 2001 г. поступил на работу в компанию CSN на должность менеджера отдела продаж, в процессе работы был повышен до руководителя проектов. В 2006 г. основал компанию в сфере транзитной рекламы, в дальнейшем - ООО «Максмедиа».

В 2019 г. вступил в ряды ККО «Опора России». В это же время вошел в состав Общественного совета при Краснодарском УФАС России.

В 2021 г. избран сопредседателем краевого отделения «Опоры России», а также председателем Общественного совета при Краснодарском УФАС России. Женат, воспитывает сына 17 лет и дочь 5 лет.