Антимонопольщики разъяснили, что нужно знать при заключении договоров на техническое обслуживание.

Специалисты региональной Федеральной антимонопольной службы проанализировали десятки тысяч жалоб от горожан и провели проверку, в результате которой обнаружены нарушения ценообразования технического сопровождения прозрачности газового оборудования в Краснодаре. Об этом сообщила начальник отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи Краснодарского управления ФАС Екатерина Войченко на брифинге для журналистов.

История, которая завершилась проверкой ФАС и других контрольнонадзорных органов Краснодарского края, началась еще весной. Специалисты АО «Краснодаргоргаз» разослали горожанам квитанции на оплату услуг по техобслуживанию газового оборудования, прикрепив оферту договора, подписанную со своей стороны.

 Таким образом, гражданин заключает бессрочный договор и производит оплату до оказания ему каких-либо услуг.

ВЫБОРА НЕ ОСТАВИЛИ?

По мнению специалистов антимонопольной службы, возникает вопрос правомерности данных действий сразу по нескольким пунктам. Во-первых, оплачивать работы нужно только после их проведения. Во-вторых, как считают в антимонопольной инспекции, подобные действия нарушают права тех граждан, у которых уже есть договор с другими обслуживающими компаниями. В-третьих, существует масса специализированных органов, с которыми горожане имеют право заключить договор и которые также компетентны производить пусконаладочные работы газового оборудования. Поэтому, считают в Краснодарском УФАС, понуждение подписать соглашение именно с Горгазом крайне неэкологичный метод конкурентной борьбы. Для прояснения всей ситуации управление возбудило дело по двум вопросам: ценообразование услуги и действия по рассылке подобных квитанций. В рамках рассмотрения дела выяснилось, что «Краснодаргоргаз» устанавливал цены на техобслуживание исходя из методических рекомендаций, которые на данный момент неактуальны и не могут быть использованы для установления прейскуранта. Несмотря на то, что тарифы не контролируются государством, они должны быть экономически обоснованы, а не придуманы с отсылкой на иные факторы. Также в краевом УФАС предупреждают, что навязывание договора неправомерно. Наша позиция проста: любой хозяйствующий субъект должен работать прозрачно. Именно поэтому решение краснодарского УФАС не обязывает специализированные организации по техобслуживанию газовых установок придерживаться какой-либо конкретной цены, а лишь требует устанавливать цену, которая складывается из рационально подобранных составляющих, как, например, заработная плата персонала, стоимость оборудования и прочее, отметила Екатерина Войченко.

МАССОВЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ

Кампания по заключению договоров на техническое обслуживание со стороны АО «Краснодаргоргаз» ознаменовалась скандальным событием. В частности в августе газовики осуществили прекращение поставки энергоносителя в жилые дома целого микрорайона коттеджные поселки «Бавария », « Зеленая поляна », « Николино парк» и т. д. Жители сообщали, что им отключают газ в целях принуждения к заключению договора. Проверку по обращениям горожан по вопросу незаконных действий АО «Краснодаргоргаз» провела прокуратура Прикубанского округа, признав эти действия неправомерными. Проверка показала, что поставка газа в установленные жилищным законодательством сроки не возобновлена. Более того, допущены нарушения законодательства о защите конкуренции и газоснабжении, сообщили в пресс-службе прокуратуры Краснодарского края.     

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПРИШЛО «ПИСЬМО СЧАСТЬЯ»?

В то же время в Краснодаргоргазе не согласны с тем, что отключения производились с целью понуждения граждан к заключению договоров на техническое обслуживание. Свои объяснения событий «Краснодаргоргаз» опубликовал на официальном сайте. Помощник генерального директора компании по связям с общественностью Александр Дорошин сообщил, что приостановка была связана с проведением плановых профилактических работ на сетях газопровода в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону. Далее, поясняют газовики в комментарии, им необходимо было получить от поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» перечень абонентов и начать поэтапное подключение всех потребителей. Эти требования прежде всего в интересах самих жителей. Ответственность за состояние внутридомовых сетей сегодня несут собственники домов и квартир. Выполненная проверка и профилактика на сетях гарантия безопасности потребителей. При этом поставщик газа также несет ответственность и обязан соблюдать требования законодательства поставлять газ только тем, у кого есть договоры о поставке и техобслуживании, нет задолженности по оплате, сообщил в комментарии Александр Дорошин.

Если вы обнаружили у себя подобную квитанцию, для начала проверьте, какая компания на сегодняшний день уже проводит вам проверку газового оборудования по договору. В таком случае нет смысла перезаключать договор, если вас все устраивает. Если же для вас этот вопрос открыт, нужно знать, что гражданин имеет право самостоятельно либо через доверенную компанию, а именно УК, выбрать специализированную организацию, которая будет обеспечивать работу газового оборудования. Главные требования к такой организации быть в реестре госжилинспекции и иметь договор на аварийно-техническое обслуживание с газораспределительной организацией. Если вы хотите разобраться, кто и по какой цене обслуживает газовое оборудование вашего дома, в надлежащем ли качестве они это делают, достаточно обратиться в государственную жилищную инспекцию.

 

Аревик Тамразян