• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ФИФА в борьбе с паразитическим маркетингом

За две недели до начала Чемпионата мира по футболу в России в УФАС по Петербургу предупредили предпринимателей о соблюдении закона при размещении рекламы, проведении акций и продаже товаров с символикой FIFA. 

В петербургском УФАС напомнили бизнесменам о "точном соблюдении" требований закона во время продажи товаров с символикой ЧМ-2018 по футболу. Кроме того, предприниматели должны помнить о последствиях незаконного использования символики мундиаля или FIFA при размещении рекламы или проведении маркетинговых мероприятий, сообщили в ведомстве.

Изабелла Атласкирова, генеральный директор ООО "СааС проект"

Подобные напоминания – распространенная практика в преддверии крупных международных соревнований, таких как Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу. В данном случае хотелось бы отметить следующее.

Прежде всего, борьба с так называемым паразитическим маркетингом – общемировое явление. Каждая страна, принимающая у себя соревнования такого уровня, принимает соответствующие правила и жестко следит за тем, чтобы исключительные права правообладателей не нарушались. Это вопрос не только государственного престижа и спортивной этики, это вопрос права.

Однако следует отметить, что истории известны случаи, когда страна, принимающая, например, Олимпийские игры, явно перегибала палку в деле защиты исключительных прав. Так, например, в Афинах в 2004 году на стадионах были запрещены все изображения брендов, которые не были спонсорами мероприятия – с бутылок срывали этикетки, а одежду надевали наизнанку. В 2006 году в Турине создали полицию брендов – специально обученные люди выявляли малейшие нарушения правил об использовании брендов Олимпийского комитета и устраняли эти нарушения. Доходило до того, что на время игр заведения, в названии которых присутствовало слова, производные от "Олимп", были вынуждены закрывать свои вывески.

В нашей стране обошлось без подобных эпизодов – известно, что территориальные управления ФАС пристально следят за использованием символики ФИФА и наказывают тех, кто нарушает исключительные права международной федерации. Интересующимся этим вопросом можно посоветовать ознакомиться, например, с решением Краснодарского УФАС России от 21.07.2017 №121 Р/2017 и Постановление Волгоградского УФАС России от 01.12.2016 по делу №16-03-14.3-02/716.

В России в целом переняли положительный опыт Бразилии – страны, принимавшей Чемпионат мира ФИФА в 2014 году. Федеральный закон от 07.06.2013 №108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет много точек соприкосновения с бразильским законом "О Кубке конфедераций по футболу под эгидой ФИФА 2013 года и Чемпионате мира по футболу ФИФА 2014 года в Бразилии". В частности, в пункте 19 статьи 2 Федерального закона приведено довольно объемное и точное определение символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года. 

Закон в целом устанавливает довольно четкие и разумные правила, позволяющие провести мероприятия такого уровня без возникновения юридических споров с ФИФА. Напоминание ФАС – в большей степени символический жест, чиновники лишь напомнили, что они будут ещё более бдительны, когда в Россию приедут команды-участницы и болельщики со всего мира.