Конкуренция на пользу

 
Как уже сообщалось, с 1 февраля вступил в силу Федеральный закон № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Какие же особенности нового закона могут быть интересны рядовым потребителям?

Работа над этим фундаментальным документом, регулирующим все стороны торговой деятельности, продолжалась несколько лет. Его основными инициаторами и разработчиками выступили антимонопольные органы. По сути, это закон не о торговле, а о государственном регулировании торговой деятельности в первую очередь крупных торговых сетей. 
В законе есть два принципиальных положения, реализация которых серьезно отразится на цене продуктов и многообразии ассортимента. Естественно, как полагают авторы закона, в лучшую сторону для нас, потребителей. 
Во-первых, Правительство РФ получило право в целях стабилизации цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в субъектах РФ. Но такой механизм будет включаться, только если в течение последних 30 календарных дней на территории региона (или регионов) рост розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов.
Во-вторых, устанавливается антимонопольное ограничение - так называемый порог доминирования для каждой торговой сети - 25 процентов от общего объема всех реализованных продовольственных товаров в регионе. Сетям, доля которых превышает этот уровень, запрещается приобретать в соответствующем регионе торговые площади для осуществления торговой деятельности по любым основаниям. Эти ограничения уже применяются с 1 февраля в границах субъекта РФ, а с 
1 июля вступят в силу в границах муниципального района и городского округа.
Полномочия по контролю за торговыми сетями возложены, в том числе, на Федеральную антимонопольную службу. И не случайно. 
- Крупные торговые сети вертикально интегрированы, многие из них имеют управляющие компании, собственников за пределами России, - говорит начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра Управления ФАС по Краснодарскому краю Наталья Шаварина. - У их владельцев собственная торговая политика, которая направлена на стимулирование своих представительств за активное продвижение на рынке регионов. 
Действительно, рынок торговли сегодня выстроен вертикально, горизонтально он слабо развит. Малым компаниям, небольшим магазинам крайне сложно конкурировать с крупными торговыми сетями, традиционно ведущими агрессивную борьбу за покупателя. Закон же препятствует разрастанию "крупняков" - введение 25-процентного ограничения их доли в реализации продукции в регионе и на местах позволит создать больше продовольственных торговых точек. А это новый мощный толчок для развития малого и среднего бизнеса и усиления конкуренции на продовольственном рынке. 
Из известных федеральных торговых сетей в Краснодаре сегодня успешно работают "Магнит", "Перекресток", "О`кей" и им подобные. По неофициальным оценкам, их доля пока не превышает 25 процентов. Однако окончательно точка будет поставлена после того, как Минэкономразвития утвердит соответствующую методику оценки доли рынка. Также будет создан торговый реестр, в котором укажут долю торговой сети на конкретной территории. Он будет доступен для всех: и потребителей, и поставщиков. В отношении последних предусмотрены и другие меры поддержки. 
До недавнего времени торговые сети без особой огласки принимали решение, у кого закупать продукцию. И совсем не факт, что выбор был в пользу кубанской. Хотя справедливости ради здесь стоит вспомнить давний спор между производителями и ритейлерами: первые жалуются на дискриминацию, на нежелание сетей приобретать продовольственные товары местного производства, вторые, напротив, согласны, но выставляют жесткие требования по большим объемам и качеству. Ожидается, что новый закон поможет решить и эту проблему: теперь каждая торговая сеть через Интернет или по запросу открыто будет сообщать, на каких условиях она станет работать с поставщиками и какие критерии выставляет к качеству товара. 
Кстати, изменения должны коснуться и всем известной краевой программы "Качество". Никакого дополнительного контроля над бизнесом со стороны власти, кроме как по закону, быть не может, даже если он вызван благими намерениями. Следовательно, потребуется корректировка программы с учетом новых требований и поиск иных механизмов оценки лучших. 
Что касается контроля цен на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, то перечень таких товаров пока находится на разработке в Правительстве РФ. Памятуя о том, что российский бизнес приобрел достаточный иммунитет к разного рода новациям, можно задать вполне закономерный вопрос: не начнут ли торговые сети банально хитрить? Как уже говорилось, правительство может принять решение о стабилизации цен, если в течение последних 30 календарных дней на территории субъекта РФ рост розничных цен на социально значимые продукты составил 30 и более процентов. Но что мешает сетевикам завысить цены не на треть, а, к примеру, на 28 процентов и держать их не месяц, а три недели? И делать это накануне праздников (Нового года, рождественских и майских каникул), когда, как правило, царит покупательский ажиотаж? Авторы закона полагают, что такие рискованные действия крупных торговых сетей не останутся без внимания. Тем не менее вопрос остается открытым. 
Ясно одно: такой закон необходим. Если конкуренция развита, можно выбрать из многообразия поставщиков лучшего с лучшими продуктами, значит, и покупатели пойдут туда, где дешевле и качественнее.  
Автор благодарит за содействие в подготовке материала Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
 
Краснодарские известия
Сергей Ильин