Олимпийское пришло в движение

 

 

Анна Рябова, КоммерсантЪ Daily


Случаи незаконного использования компаниями олимпийской символики после избрания Сочи столицей зимних Игр 2014 года участились. С начала года оргкомитет сочинской Олимпиады насчитал уже свыше 150 таких правонарушений. В числе нарушителей оказались завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо», Банк Москвы и риэлтерское агентство Blackwood.

Открытый ПИФ акций «Олимпийский проспект Сочи-2014», ориентированный на массового потребителя, Банк Москвы выпустил на рынок в октябре 2007 года: минимальные инвестиции в фонд составляли всего 1 тыс. руб., и проект оказался очень успешным, рассказывают в пресс-службе банка, но спустя несколько месяцев упоминание Сочи пришлось убрать. В банке настаивают, что сделали это «по собственной инициативе». «Все наши продукты так или иначе связаны с названиями улиц»,-- говорит представитель пресс-службы банка Олег Федорченко.


«Право на использование олимпийской символики Сочи-2014 имеют только официальные партнеры, спонсоры, поставщики и лица, подписавшие лицензионный договор с организационным комитетом Олимпиады,-- объяснил представитель комитета.-- Заключение таких договоров начнется после 1 января 2009 года, до этого времени использование символики незаконно». К такой символике оргкомитет относит слова «олимпийский», «Олимпиада», «olympic», «olympian», «olympiad», «Сочи-2014», «Sochi 2014» -- даже образованные на их основе другие слова и словосочетания нельзя использовать в названиях и рекламе продуктов и услуг. Запрещены также изображения олимпийских колец, факела, флагов и прочих символов игр.
Использование олимпийской и параолимпийской символики регулируется п. 2 ст. 7 закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Лицензию на такую символику нужно получать у Международного олимпийского комитета, Международного параолимпийского комитета или у уполномоченных ими организаций. Защита прав на «олимпийские» наименования и изображения осуществляется в порядке, определяемом законами «О защите конкуренции» (ст. 14 ФЗ N 135), «О рекламе» (ст. 38 ФЗ N 38) и «О защите прав потребителей».

Всего с 4 февраля, когда была утверждена Комплексная программа по защите олимпийской и параолимпийской символики, зарегистрировано более 150 случаев нарушений режима использования этой символики российскими компаниями, сообщили в оргкомитете Сочи-2014. 80% нарушений, по словам сотрудника комитета, приходится на Краснодарский край -- в основном это незаконная торговля сувенирной продукцией. Среди крупнейших случаев -- задержание в апреле Новороссийской таможней нескольких контейнеров с «олимпийскими» сумками, пляжными шляпами, джемперами и другими потребительскими товарами общим весом более 40 тонн. «По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, но объемы задержанного контрафакта допускают возможность переквалификации дела в уголовное»,-- сообщил собеседник «Ъ».
В качестве примеров нарушений в оргкомитете назвали регистрацию ООО «Миграционное агентство «Олимпстрой»» и службы такси «Олимп», размещавшей на машинах надпись Sochi 2014. «Работы очень много, прокуратура завалена подобными делами»,-- подтвердила заместитель руководителя Краснодарского УФАСа Руфина Дегтярева.

Глава сочинского офиса крупного риэлтерского агентства считает, что «тема соблюдения «олимпийского закона» крайне актуальна для властей»: «Только две недели назад сочинская прокуратура проводила масштабную проверку сочинских строителей на предмет использования ими олимпийской символики». Получить подтверждение этому в прокуратуре города Сочи вчера не удалось. Но управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев слышал о проверке. По ее результатам, рассказал он, Blackwood обязали приостановить контракт на продажу площадей в стоящемся элитном комплексе «Олимпик-Плаза».

Нижегородскому заводу «Стандартъ», выпускавшему водку с эмблемой Сочи-2014, повезло еще меньше: Нижегородская региональная прокуратура обвинила его в незаконной реализации товара и направила соответствующее заявление в местное управление ФАС.

Другие производители алкоголя тоже хотят быть причастными к Олимпиаде. По словам сотрудника оргкомитета, новороссийский завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» (по данным «Бизнес-Аналитики», в январе--феврале марка занимала 4,8% российского рынка игристых вин) намеревался выпустить специальную партию шампанского «Сочи-2014». «Руководство завода заявляло, что этим шампанским будут поздравлять спортсменов -- героев сочинской Олимпиады. Это не соответствует действительности, создает ложные представления об одобрении оргкомитетом потребительских свойств данного товара, то есть является недостоверной рекламой»,-- объясняет старший аккаунт-менеджер агентства «Маслов и партнеры» Ася Соскова. По ее данным, оргкомитет уже предупредил завод о последствиях.