Заместитель руководителя Краснодарского УФАС России Карина Бжассо рассказала о проблемных вопросах установления и доказывания признаков нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции

2-3 сентября в городе Майкопе Республики Адыгея состоялся региональный семинар-совещание территориальных органов ФАС России, расположенных в Южном федеральном округе.

В семинаре приняли участие Глава Республики Адыгея Мурат Кумпилов, заместитель руководителя ФАС России Нелли Галимханова, представители структурных подразделений ФАС России, руководители и заместители руководителей территориальных органов ФАС России.

В ходе мероприятия представители ФАС обсудили вопросы применения законодательства о контрактной системе, практики выявления и квалификации антиконкурентных соглашений, субсидирования в агропромышленном комплексе, внедрения антимонопольного комплекса органами государственной власти и местного самоуправления; технологического присоединения к сетям газо- и электроснабжения.

Заместитель руководителя Краснодарского УФАС России Карина Бжассо выступила с докладом о проблемных вопросах установления и доказывания признаков нарушения антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

Карина Размиковна рассказала коллегам, что российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. 

В территориальных органах ФАС России распространена практика квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции, в том числе действий по перевозке хозяйствующими субъектами пассажиров и багажа без государственного контракта и/или без участия в конкурсе на выполнение перевозок пассажиров и багажа по сформированным маршрутам, иных подобных действий, связанных с незаконной подменой частными перевозчиками функционала регулярного автобусного сообщения и легкового такси.

Краснодарским УФАС России был проведен мониторинг нарушений
ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке пассажирских перевозок, вытекающих из Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» на территории разных субъектов Российской Федерации.

Нарушение выражается в осуществлении регулярных перевозок в границах муниципальных образований в отсутствие заключенного с уполномоченным органом местного самоуправления договора об осуществлении регулярных перевозок транспорта и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок, по которым деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципальных образований  осуществляют хозяйствующие субъекты, имеющие выданные в установленном порядке документы на оказание данных услуг населению.

Хозяйствующие субъекты, получившие право вести деятельность на межмуниципальных маршрутах, неоднократно жалуются в территориальные УФАС России на то, что нелегальные перевозчики создают им препятствия. Несмотря на то, что эта проблема находится под контролем управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора (далее МУГАДН и Министерства транспорта и дорожного хозяйства, и, казалось бы,  не имеет прямого отношения к компетенции антимонопольного ведомства, но анализ поступающих жалоб в территориальные органы ФАС России указывает на то, что из-за недобросовестных действий «нелегалов» у тех перевозчиков, кто работает законно, сокращается пассажиропоток, уменьшаются число проданных билетов и объем выручки. Иными словами, в действиях нарушителей правил перевозки пассажиров есть признаки недобросовестной конкуренции, запрещенной ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). На уровне органа субъектов Российской Федерации с МУГАДН, Миндортранс субъекта и Управлением ГИБДД МВД России по отдельным субъектам, организовали взаимодействие.

Установлено, что, несмотря на привлечение нарушителей к ответственности по ст. 11.33 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за отсутствие свидетельства и карты маршрутов по регулярным перевозкам, «нелегалы» продолжали деятельность, маскируя ее под заказные автобусы и такси. Для эффективного пресечения нарушения, было принято решение о совместных дополнительных мерах. Как показали расследования УФАС, проведенные совместно с вышеуказанными органами, такие заказные перевозки выполнялись ежедневно по маршрутам следования и расписанию регулярных перевозок.

Таким образом, фактически под видом заказных осуществлялись регулярные перевозки. При этом свидетельства, карты маршрутов, договоров с автовокзалами у «заказных» перевозчиков не было. Такие действия позволили нелегальным регулярным перевозчикам получить необоснованное (незаконное) конкурентное преимущество, которое перераспределило поток пассажиров в их сторону. Подобные «нелегалы» территориальными органами ФАС России признаются нарушившими статью 14.8 Закона о защите конкуренции. Кроме того, выдаются предписания об устранении нарушений путем прекращения нелегальных регулярных перевозок. Подобные решения УФАС поддержаны Арбитражными судами разных инстанций по всей Российской Федерации.

Действующие правила регулярных перевозок не учитывают современные тенденции и потребности людей. Наоборот, они приводят к формированию условий, при которых на межмуниципальных маршрутах можно ввести иные перевозки, не предполагающие обременения в виде обязательств регулярных перевозчиков.

При рассмотрении указанной категории дел у антимонопольного органа возникают проблемы с доказыванием такого признака недобросовестной конкуренции, как направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, а также на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку, как правило, основанием для возбуждения дела являются материалы органа местного самоуправления, осуществляющего контроль в сфере транспортного обслуживания и дорожной деятельности. В связи с этим у антимонопольного органа возникает необходимость самостоятельно выявлять хозяйствующих субъектов-конкурентов, которым в следствии осуществления деятельности по нелегальным регулярным перевозкам, могут быть причинены убытки (вред).

Фото предоставлено пресс-службой Адыгейского УФАС России