Динамика цен на рынке услуг мобильной связи в 2020 году

В связи с публикациями в СМИ материалов о текущем и прогнозируемом росте тарифов на услуги мобильной связи в 2020 году ФАС России информирует
 
1. В январе 2020 года, в связи с многочисленными обращениями граждан и появившейся информацией в открытых источниках в сети Интернет касательно повышения тарифов операторов ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл» ФАС России провела проверку в отношении указанных операторов связи. Было проанализировано более 4000 тарифов.
 
В рамках проведения проверки ФАС России в отношении операторов ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл» был направлен запрос информации.
 
ФАС России установила, что рост расходов операторов связан с изменениями текущих эксплуатационных расходов, расходов капитального характера, которые связаны с развитием и модернизацией сетей, а также затратами на исполнение требований Федерального закона № 374-ФЗ1, согласно которому на оператора связи возложена обязанность по хранению трафика своих абонентов на территории Российской Федерации.
 
Средний рост стоимости услуг связи на территории Российской Федерации, имевший место в январе 2020 года, составил около 3,5%. При этом рост дохода от повышения абонентских тарифов составил, в зависимости от оператора, от 1% до 2,2% выручки. Такое увеличение сопоставимо или ниже величины роста затрат, необходимых для покрытия возросших текущих и капитальных расходов, и не содержит признаков монопольно высокой цены товара (услуги).
 
В основном изменения тарифов коснулись абонентов, пользующихся архивными тарифными планами, а изменения были направлены на выравнивание условий архивных и текущих тарифных планов. Реструктуризация тарифных планов была произведена с учетом дат предыдущих репрайсингов и в целях приведения к уровню тарифов других групп абонентов.
 
Чтобы смягчить последствия повышения для абонентов, которых затронуло изменение, некоторые операторы предложили для постоянного использования опции и бонусы, снижающие затраты абонентов на услуги связи в виде безлимитных вызовов внутри сети операторов связи, дополнительных пакетов Интернета, СМС, переноса остатка на следующий месяц, кэшбэка и скидки в зависимости от тарифного плана абонента.
 
2. Необходимо также учитывать, что емкость технических средств накопления информации, необходимых для обеспечения требований законодательства о противодействии терроризму, должна увеличиваться ежегодно в течение пяти лет. Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, капитальные расходы операторов связи, а также операционные расходы на обслуживание средств и сооружений связи, необходимых для реализации требований нормативных актов, от года к году будут возрастать. Поэтому ФАС продолжит осуществлять постоянный мониторинг ценовой ситуации на рынке услуг связи.
 
Кроме этого, с начала пандемии новой коронавирусной инфекции в марте 2020 года, во исполнение поручения2 Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по анализу динамики изменения операторами мобильной связи тарифов (цен) на услуги, предоставление которых непосредственно связано с обеспечением возможности перевода населения на дистанционные (удаленные) формы работы (обучения) в целях предотвращения новой коронавирусной инфекции, ФАС России проводит мониторинг действий операторов связи в целях создания благоприятной конкурентной среды, защиты предпринимательства и прав неопределенного круга потребителей.
 
На основании запроса информации операторы связи еженедельно представляют в адрес антимонопольного органа сведения о нагрузке на сетевую инфраструктуру, в том числе о необходимости ее доумощнения, а также информацию о планируемых изменениях тарифов на услуги связи для потребителей как для физических, так и для юридических лиц.
 
По результатам анализа данных крупнейших операторов подвижной радиотелефонной связи установлено, что в течение пандемии COVID-19 рост нагрузки на сети связи в зависимости от оператора связи составил в среднем до 20%. Такой рост связан с возросшим объемом пользования услугами связи в рамках действующих тарифных планов в связи с переводом большей части населения Российской Федерации на удаленный формат работы.
 
Также, операторы провели оперативное перераспределение нагрузки на сети. Хотя в отдельных случаях требовалось расширение канальной емкости, тем не менее удовлетворение потребностей абонентов было обеспечено в рамках действующих тарифных планов.
 
В ходе мониторинга не было выявлено признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны операторов связи, за исключением ООО «Т2 Мобайл».
 
3. ФАС России установила, что с 12 мая 2020 года ООО «Т2 Мобайл» повысило стоимость оказания услуг связи от 20 до 100 рублей (от 7% до 14%) к стоимости пакетных тарифных планов, а также на линейных тарифных планах, что в среднем составляет 10%, для более 11 миллионов абонентов (около 4% от общего количества абонентов на территории Российской Федерации) в отсутствии экономического обоснования указанного повышения тарифов.
 
Повышение тарифов с 12 мая 2020 года, учитывая ситуацию, связанную с распространением COVID-19, а также отсутствие технологического, экономического и иного обоснования, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
 
Учитывая изложенное, на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции, ФАС России выдала ООО «Т2 Мобайл» предупреждение3, согласно которому ООО «Т2 Мобайл» надлежит привести тарифы на услуги связи к уровню до 12 мая 2020 года в течение 14 календарных дней с момента его получения.
 
В случае невыполнения ООО «Т2 Мобайл» предупреждения в установленный срок, ФАС России примет меры антимонопольного реагирования в соответствии с законодательством.
 
4. Отмечаем, что доля ООО «Т2 Мобайл» на рынке услуг мобильной связи составляет 12%. Влияние этой компании на общую динамику цен на услуги мобильной связи в целом не значительно. Иных повышений стоимости услуг связи со стороны операторов связи за весь период мониторинга не наблюдалось.
 
Таким образом, учитывая рост тарифов в январе 2020 года и повышение тарифов ООО «Т2 Мобайл» в мае 2020 года, долю ООО «Т2 Мобайл» на рынке услуг мобильной связи, средний рост стоимости услуг связи на территории Российской Федерации в 2020 году составил около 4%.
 
В ходе проведения мониторинга операторы о планируемом повышении тарифов в дальнейшем не сообщали.
 
ФАС России в текущих обстоятельствах не усматривает оснований для роста тарифов на услуги связи.
 
ФАС России продолжает мониторинг ситуации.
 
 
1 Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
2 Во исполнение пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 23.03.2020 № ММ-П13-2214
3 От 10.06.2020 № ИА/49181/20
4 С частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции
 
Источник: ФАС России