Наука и практика в антимонопольном регулировании

Антимонопольное регулирование и его перспективы в условиях цифровизации, правовые обязанности субъектов экономической деятельности и публичной власти в конкурентном праве, поиск баланса интересов обсудили участники IX Московской юридической недели

Мероприятие прошло в рамках XX ежегодной международной научно-практической конференции Юридического факультета МГУ имени и XIII Международной научно-практической конференция и «Кутафинские чтения» МГЮА.

Начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев рассказал о наиболее значимых практиках ведомства по раскрытию картелей.

Он подчеркнул, что в 2019 годуформируются два новых тренда в антикартельном правоприменении. Начала формироваться уголовно-правовая практика противодействия картелям: первые уголовные дела о картелях уже направлены в суды. Правительство России внесло в Государственную думу пакет законопроектов об усилении уголовной и административной ответственности за картели. Председатель Правительства утвердил Межведомственную программу по борьбе с картелями и иными антиконкурентными соглашениями. Появились первые дела о "цифровых" картелях и использовании компьютерных программ для ограничения конкуренции. Торги и товарные рынки выходят в цифру, а ФАС создает "Большого цифрового кота".

"Мы совместно с правоохранителями должны сформировать правильные векторы уголовно-правовой ответственности за картели. Но, при этом важно подготовить не только сторону обвинения, но и сторону защиты. Мое мнение, что наши антимонопольные эксперты к этому пока не готовы", - заявил Андрей Тенишев и попросил руководство Юридического факультета МГУ разработать соответствующую образовательную программу для адвокатов.

«Почти треть ВВП ежегодно распределяется через систему государственных закупок. Торги по 44му Федеральному закону в обязательном порядке проводятся в электронном виде, закупки госкомпаний почти все вышли на электронные торговые площадки. Мы впервые вывели "крабовые" аукционы на электронные торговые площадки. Развивается биржевая торговля и по своей сути каждая биржа - электронная торговая площадка. Это - самая настоящая цифровизация и проблем для правового регулирования здесь достаточно много. Так, например, электронные торговые площадки, на которых распределяется треть внутреннего валового продукта, не отнесены к критическим объектам информационной инфраструктуры Российской Федерации и хакерские атаки на них остаются без ответственности. Этим пользуются недобросовестные участники торгов, сговариваясь против конкурентов. Сайт районной больницы, например, может быть отнесен к критической инфраструктуре и DDoS атака на него уголовно наказуема. К сожалению, ученые - правоведы обсуждают совершенно надуманные проблемы: кто будет нести уголовную ответственность: искусственный интеллект, если он смошенничает с криптовалютой или что делать, если робомобиль собьет пешехода», - добавил он.

Помощник руководителя ФАС России Сергей Максимов рассказал о математическом моделировании в сфере нормотворчества и пользе математических моделей для решения задач кодификации антимонопольного законодательства.

Он осветил вопрос необходимости разработки свода законов России.

«В России на сегодняшний день более 10,5 млн нормативных правовых актов. Из них более 5 тыс – это федеральные законы, около 57 тыс – нормативные правовые акты органов исполнительной власти, более 1,5 млн – акты органов власти РФ. Темпы принятия нормативных правовых актов нарастают. За год прибавилось 130 тыс НПА* только на региональном уровне. Осмыслить их действительное содержание сложно. Фактически мы утратили механизм эффективного контроля за масштабами нормотворческого процесса. Темпы кодификации законодательства отстают от темпов его обновления (сегодня на федеральном уровне - всего 26 кодексов», - отметил Сергей Максимов.

«Аналогичная ситуация свойственна и реформированию антимонопольного законодательства. В этой связи назрела необходимость вопроса кодификации конкурентного законодательства», - заключил спикер.

Заместитель начальника Правового Управления ФАС России Оксана Кузнецова в продолжении конференции представила доклад об антимонопольным комплаенсе.

Она рассказала о международном опыте по управлению рисками и об основных направлениях развития антимонопольного комплаенса в России.

Спикер подчеркнула, совсем недавно 14 ноября в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект федерального закона, предусматривающий правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (https://fas.gov.ru/news/28813).

"Антимонопольный комплаенс позволяет сотрудникам организации, органа власти эффективно и уверенно действовать или принимать решения в рамках закона. При этом, система антимонопольного комплаенса должна быть нацелена на постоянное соблюдение антимонопольного законодательства», - отметила в завершение выступления Оксана Кузнецова.

 

* НПА - нормативные правовые акты

 

 

Источник: https://fas.gov.ru/news/28964