Анализ рынка сырого молока на территории Краснодарского края за 2008, 2009, 2010 год.

Анализ рынка сырого молока на территории Краснодарского края за 2008, 2009, 2010 год.

 

I. Общие положения

 

Анализ рынка сырого молока проводится на основании поручения ФАС России от 07.12.2010 № ЦА/43327 и в соответствии с Методические рекомендации по анализу состояния конкурентной среды на рынке сырого молока, разработанными ФАС России и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Анализ).

Целью настоящего Анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке закупки  сырого молока.

 

II. Определение временного интервала исследования

 

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период 2008 – 2010 гг.

 

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента,  массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания).

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.

Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара  (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования  условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.

Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка.

Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими».

Учитывая изложенное, географическими границами рынка закупки сырого молока признаны административные границы Краснодарского края.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока)  являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Сырое молоко поступает предприятиям-переработчикам (покупателям) от производителей поставщиков молочного сырья (продавцов сырого молока) по фактическому весу.

Фактический вес сырого молока, применяя базисную жирность, установленную для Краснодарского края Министерством сельского хозяйства РФ (а именно: 3,4%), пересчитывается на зачетный вес молока.

Следовательно, при определении долей хозяйствующих субъектов на рынке сырого молока следует учитывать объемы закупки в перерасчете на зачетный вес сырого молока в тоннах.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья.

Анализ рынка сырого молока произведен Краснодарским УФАС России в отношении 18 крупных предприятий-переработчиков, филиалов (покупателей) сырого молока.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с пунктом 6.2 Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах Краснодарского края (без учета вывезенного молока за пределы географических границ рассматриваемого рынка и с учетом закупленного для переработки молока в других регионах). Данный показатель позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Анализ проводится по информации, предоставленной вышеуказанными предприятиями-переработчиками, филиалами (покупателями) сырого молока по запросам Краснодарского УФАС России.

Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующие положение, на  рынке закупки сырого молока не выявлено.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В натуральном выражении (тыс.тонн)

2008 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) рынка закупки сырого молока составляет 48,82 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 839,19.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют о низком уровне концентрации данного вида рынка.

2009 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) рынка закупки сырого молока составляет 55,53 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 1289,14.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют об умеренном уровне концентрации данного вида рынка.

2010 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) рынка закупки сырого молока составляет 54,54 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 1292,68.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют об умеренном уровне концентрации данного вида рынка.

 

В стоимостном выражении (тыс.руб)

2008 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) закупки сырого молока составляет 50,29 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 892,42.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют о низком уровне концентрации данного вида рынка.

2009 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) рынка закупки сырого молока составляет 56,32 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 1372,24.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют об умеренном уровне концентрации данного вида рынка.

2010 год

Коэффициент рыночной концентрации (CR 3) рынка закупки сырого молока составляет 59,01 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 1555,88.

Вышеуказанные коэффициенты свидетельствуют об умеренном уровне концентрации данного вида рынка.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Анкетный опрос предприятий-переработчиков, филиалов (покупателей) сырого молока Краснодарского края показал, что барьерами входа на рынок по закупки сырого молока Краснодарского края являются следующие экономические барьеры:

- высокая степень зависимости от сырьевой зоны (объема, качества, цены),

- высокий уровень затрат на модернизацию устаревшего технологического оборудования,

  •  высокая арендная плата за аренду складских помещений и землю,
  •  рост цен на энергоносители,

- сезонность производства.

Кроме того, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства).

К основным мерам  увеличения производства сырого молока в крае были отнесены:

  • повышение генетического потенциала молочного скота,
  • доведение не менее чем до 85-90% поголовья коров и телок искусственным осеменением высококлассными быками производителями современных молочных пород,
  • углубление и дальнейшее развитие государственной политики развития личных подсобных хозяйств с целью увеличения поголовья скота (субсидии,  льготные длинные кредиты на приобретение элитных пород и сеноуборочной техники, сбалансированное питание, выделение земельных участков для заготовки кормов и выпаса коров вблизи населенных пунктов, авансирование под будущую сдачу молока),
  • организация сбора молока в индивидуальном секторе, его охлаждение и обеспечение входного контроля качества молока – сырья,
  • оптимальная закупочная цена, обеспечивающая воспроизводство высокопродуктивного, (племенного) скота, рост объемов молока высшего качества,
  • подготовка кадров.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Коэффициенты рыночной концентрации  свидетельствуют об умеренном уровне концентрации на  рынке закупки сырого молока.

Следовательно, рынок закупки сырого молока является рынком с развитой конкуренцией.