Аналитический отчет по анализу рынка производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения в географических границах Краснодарский край за период 2009, 2010, 1-е полугодие 2011года.

05.12.2011                                                                                            г. Краснодар

 

При проведении анализа состояния конкуренции на рынке производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, Краснодарское УФАС России руководствовалось  Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»; Федеральным законом от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  1. Общие положения.

 

1.1 Цель исследования

 

Основанием исследования рассматриваемого рынка явилось обращение ООО «Б» (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани) от 06.09.2011, на действия ЗАО «А» (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани) в части злоупотребления доминирующим положением на рынке производства и реализации (поставки) хлеба 1 сорта.

Целью анализа рынка является – определение доли ЗАО «А» на рынке производства и реализации (поставки) хлеба 1 сорта.

 

1.2 Краткая характеристика рынка производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

 

1) хлебобулочные изделия - пищевые продукты, выпекаемые из муки, воды, дрожжей, соли и другого сырья и компонентов, разрешенных для использования в хлебопечении в установленном порядке. К хлебобулочным изделиям относятся хлеб, хлебные изделия, булочные изделия, изделия пониженной влажности (сухари, гренки, хлебцы, соломка, хлебные палочки) и другие;

2) хлеб - пищевой продукт, выпекаемый по традиционным технологиям (опарным способом) из пшеничной хлебопекарной муки или смеси пшеничной хлебопекарной и ржаной муки высокого качества, дрожжей, соли и воды; (в ред. Закона Краснодарского края от 10.05.2011 № 2230-КЗ «О хлебе»).

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки по ГОСТ Р 52462-2005 имеют  срок годности менее 10 дней.

 

1.3 Проведен анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке, включая следующие этапы:

 

а) определен временной интервал исследования товарного рынка;

б) определены продуктовые границы товарного рынка;

в) определены географические границы товарного рынка;

г) определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) произведен расчет доли  ЗАО «А» на рынке производства и реализации (поставки) хлеба 1 сорта;

е) аналитический отчет. 

 

1.4 Источники исходной информации.

 

В соответствии с  пунктом 1.5  Порядка в качестве основных источников исходной информации использовались:

-  сведения, представленные заявителям  – ООО «Б»;

- сведения, представленные ЗАО «А»;

- сведения, представленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат).

- сведения, представленные администрацией муниципального образования Славянский район.

        

II. Временной интервал исследования товарного рынка.

 

2.1  Период, за который анализируется информация.

В целях обеспечения устойчивости гражданско – правого оборота в Российской Федерации, Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" установлены сроки давности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено антимонопольным органом по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.

 В расчет принималась информация, характеризующая качественные и количественные характеристики рынка по производству и реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения за 2009, 2010 и 1-е полугодие 2011года.

 

2.2 Основание для выбора данного временного интервала.

 

В связи с  тем, что  обращение  ООО «Б» на действия ЗАО «А» поступило в Краснодарское УФАС России 06.09.2011 и, следовательно,  для исследования рынка по производству и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, принят временной интервал за 2009, 2010 и 1-полугодие 2011 года. Исследование ограничивается изучением характеристик, которые сложились до момента проведения анализа, проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

 

2.4. Все характеристики определены в пределах одного временного интервала – 2009, 2010 и 1-е полугодие 2011 года.

 

Ш.  Продуктовые границы товарного рынка.

 

3.1. Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

3.2. С учетом функционального назначения  заменить производство хлеба 1 сорта невозможно. Товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, не выявлены. Мнение покупателей определено на основании анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется производство и реализация хлеба 1 сорта.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется, в том числе,  путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 №454-СТ производство хлеба 1 сорта относится к классификационной группе код ОКВЭД 15.81 - производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Эта группировка включает:

- производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения: свежевыпеченного хлеба, бубликов, булочек и т.п.,

 - производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения: пирожных, тортов, пирогов и т.п.

С 01.01.2010 разработка данных по продукции в натуральном выражении осуществляется по номенклатуре продукции, сформированной в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), принятой и введенной в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст. по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. В указанной Номенклатуре показатель «Хлеб 1 сорта» отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, продуктовыми границами товарного рынка определены производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения.

 

          

IV. Определение географических границ товарного рынка.

 

4.1. Проведена процедура определения географических границ товарного рынка, т.е. границ территории, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести хлеб и хлебобулочные изделия недлительного хранения.

4.2. Географические границы определены методом установления фактических районов продаж, местоположения приобретателей, а также продавцов.

Среднегодовая норма потребления хлеба и хлебобулочных изделий в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 года № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» составляет: 95 * 129413= 12 294 тонн, где:

- 95 – среднегодовая норма потребления хлеба и хлебобулочных изделий на 1 человека, кг;

- 129413 – количество жителей муниципального образования Славянский район, человек.

Обеспеченность населения хлебобулочными изделиями собственных предприятий муниципального образования Славянский район составляет 84,6%.

В торговых сетях муниципального образования Славянский район население может приобрести хлеб и хлебобулочные изделия  производителей Красноармейского и Афипского районов.

Согласно договоров ЗАО «А» реализует свою продукцию в географических границах следующих муниципальных образований и городских округов:

- город Новороссийск,

- Темрюкский район,

- город Анапа,

- город Краснодар,

- город Славянск-на-Кубани,

- Красноармейский район.

 Определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж  (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

 Таким образом, за географические границы рынок производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения приняты границы Краснодарского края.

 

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

 

5.1. По данным Краснодарстата производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения на территории Краснодарского края в анализируемый период осуществляли 126 хозяйствующих субъектов.

 

5.2. Согласно представленной информации, в одну группу лиц с ЗАО «А» (основной вид деятельности – производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, ОКВЭД 15.81) по основаниям статьи 9 Закона о защите конкуренции по состоянию на 01.09.2011 в географических границах Краснодарского края входит: ООО «В» (основной вид деятельности – розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, ОКВЭД-52.11.2).

ЗАО «А» и ООО «В» действуют на разных товарных рынках в разных продуктовых границах. Следовательно ЗАО «А» и ООО «В» не являются конкурентами на товарном рынке.

5.5. Определен состав хозяйствующих субъектов, приобретателей  хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Потребителями хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Краснодарского края, заключившие договоры с ЗАО «А».

 

VI.    Расчет долей ЗАО «А» на рынке производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

 

6.1. В расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения принималась информация представленная ЗАО «А» и Краснодарстат.

 

Расчет доли ЗАО «А» на рынке производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения за 2009, 2010 и 1-е полугодие 2011 года в натуральном выражении (тонн).

 

 

 

Наименование х/с

Объем услуг производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

 

 

2009 год

 

 

1.

ЗАО «А»

9 354

 3,04

 

 

2.

Др. хозяйствующие субъекты

298 646

96,96

 

 

 

ИТОГО

308 000

100

 

Наименование х/с

Объем услуг производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

2010 год

1.

ЗАО «А»

7 755

2,6

2.

Др. хозяйствующие субъекты

293 845

97,4

 

ИТОГО

301 600

100

      

 

Наименование х/с

Объем услуг производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

1-е полугодие 2011 год

1.

ЗАО «А»

3 097

2,11

2.

Др. хозяйствующие субъекты

143 003

97,89

 

ИТОГО

146 100

100

       

 

      

 

Доля ЗАО «А» в 2009 (3,04%), 2010 (2,6%) и в 1-е полугодие 2011 года (2,11%) не превышает 35% на рынке производства хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения.

6.2. В расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения принималась информация представленная ЗАО «А» и Краснодарстат.

 

Расчет доли ЗАО «А» на рынке реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения за 2009, 2010 и 1-е полугодие 2011 года в стоимостном выражении (тыс.рублей).

 

 

Наименование х/с

Объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

2009 год

1.

ЗАО «А»

166 545

2

2.

Др. хозяйствующие субъекты

8 137 455

98

 

ИТОГО

8 304 000

100

 

 

Наименование х/с

Объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

2010 год

1.

ЗАО «А»

131 553,7

1,45

2.

Др. хозяйствующие субъекты

8 929 346,3

98,55

 

ИТОГО

9 060 900

100

       

Наименование х/с

Объем реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения

Доля рынка, занимаемая х/с, %

 

1-й квартал 2011 год

1.

ЗАО «А»

58 263,8

1,01

2.

Др. хозяйствующие субъекты

5 683 736,2

98,99

 

ИТОГО

5 742 000

100

       

Доля реализации ЗАО «А» в 2009 (2%), 2010 (1,45%) и в 1-м квартале 2011 года (1,01%) хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения не превышает 35%.